Приключения канадца в России
Путешественник-автостопер Джош Надье посетил Тверь
«10 дней, которые не потрясли мир» – так называется проект Ольги Поляковой из Твери, которая пригласила в свой родной город друзей из Москвы, Санкт-Петербурга, Белоруссии и… Канады. С 6 по 14 марта они читали лекции про развитие хостелов и творческих пространств, фотодокументалистику, урбанистику, устраивали кинопоказы, мастер-классы по фудшерингу и т.д. В заключительный день участник проекта – 28-летний путешественник из Канады, блогер Джош Надье посетил английский разговорный клуб Chatpoint. Как и обещала руководитель клуба Анна Воронова, состоялось «групповое интервью» – Джош с юмором и в то же время философски отвечал на вопросы публики.
ИЗ МАЛЕНЬКОГО МИРА – В БОЛЬШОЙ
На встречу в антикафе «Лес» пришли больше 20 молодых людей – Джош первым делом поинтересовался, откуда они родом. «Москва, Петропавловск-Камчатский, Якутск, Фирово, Вышний Волочек, Кавказ, Франция…» – посыпались ответы.
– А я из маленького городка недалеко от Онтарио, с населением меньше 1000 человек, – сказал Джош. – Пять лет назад я покинул родину и с тех пор путешествую автостопом.
– Ты, наверное, известная личность в своем городке? – прозвучал вопрос из зала.
– Все жители нашего городка друг для друга – «знаменитости»… – ответил Джош.
Light your fire («Зажги свой огонь») – так называется интернет-ролик об образе жизни, который избрал канадец. На встрече он объяснил, что все решилось в один момент – будто « внутри зажегся огонь», и он решил отправиться в путешествие.
– У тебя не было страха?
– Больше всего я боялся вернуться…
– Это было бегство от чего-то или эксперимент?
– Всегда есть вещи, от которых мы бежим. Но важнее то, к чему мы стремимся. Я хотел попробовать что-то новое, познакомиться с разными культурами и традициями. Я общаюсь с людьми, которых встречаю на пути, и каждый рассказывает свою историю. Я коллекционирую эти рассказы. В Варшаве, кстати, скоро пройдет фотовыставка автостоперов.
В России водители всегда готовы подкинуть, сказал Джош. В Америке, для сравнения, часто останавливаются именно русские. Кроме того, в некоторых штатах автостоп запрещен. «Вас арестовать или вывезти с трассы?» – спрашивают полицейские. «Опция два», – отвечает Джош.
Расположить к себе русских полицейских – пустяк. «Канадец? – восхищаются они. – О, хоккей!..» Кстати, нередко россияне припоминают: «А помните, как мы вас в 1970-х?..»
– Нет, не помню, – говорит Джош. – Меня тогда на свете не было. Канадцы побеждают методично каждый год, и тогда я становлюсь патриотом, хотя бы на один день. В нашем городке в хоккей играют все – там три хоккейные команды.
Из маленького мира Джош вырвался в большой и объездил почти весь свет. Жалеет, что не был еще в Аргентине и… Антарктике. Ну, еще в космосе.
– Съездить в Африку, сделать селфи, поставить хештег – это не для меня. Мне интересно участвовать в разных проектах, как сегодня в Твери. В Сербии, куда я скоро направляюсь, я могу как волонтер преподавать английский в миграционном центре.
– Как ты решаешь финансовую проблему?
– Я минимизирую затраты – автостоп, гостевая система коучсерфинг (через которую можно найти человека, готового вас приютить на время. – Прим. ред.). В Исландии я работал на ферме, в Грузии – в хостеле, в Боснии – в замке. Кроме того, всегда можно договориться. Например, сесть на грузовой паром за бутылку водки. Также я работаю, со мной всегда ноутбук – пишу статьи, вычитываю тексты.
Вот такой вот «нормандский» образ жизни.
– У тебя нет ностальгии по дому?
– Дом для меня – это дверь, которую можно закрыть, чтобы уединиться. У меня на этот случай есть палатка. Так что свой дом я ношу на спине, как улитка.
КАК ЗАЗВАТЬ ТУРИСТОВ
Первым городом в России, который посетил Джош, была Самара. Здесь он и научился неплохо говорить по-русски.
– Я принципиально не хотел, чтобы знакомство с Россией начиналось со столиц. Да, я был в Москве, долгое время живу в Санкт-Петербурге – но сначала увидел, как живут регионы. В каждой области – свои традиции, и это прекрасно!
В Твери Джош познакомился со своим «коллегой» Афанасием Никитиным, посетил Морозовские казармы, погулял по центру, но больше всего ему понравилось… общаться с родителями Ольги Поляковой, организатора поездки.
– Потому что я ценю общение с людьми, в том числе и с теми, с кем не согласен. Даже у них можно чему-то научиться.
– Тверь может быть привлекательна для туристов?
– Дело даже не в музеях и галереях – во многом это зависит от самих жителей. Мне понравилось, когда президент Исландии, чтобы привлечь туристов после извержения вулкана, попросил их записать видеообращения и пригласить путешественников к себе в гости. И люди откликнулись: «Смотрите, – говорил какой-нибудь исландец, – у меня тут речка, и жена как вкусно готовит!» И это сработало. Так что Тверь может зазвать гостей и из Москвы, и из Петербурга, если им что-то предложить.
…Джош рассказал еще много историй и наблюдений – от газового кратера в Туркменистане, который подожгли 40 лет назад советские геологи и который до сих пор горит, до кораблей в пустыне на месте высохшего Аральского моря. «Вот что мы делаем с планетой», – сказал он.
– А какие личные уроки ты вынес из своих путешествий?
– Люди, которых ты боишься, могут тебя многому научить. Не важно, насколько правильны твои убеждения – всегда есть то, чего ты не видишь. Сделал один шаг – делай второй. Всегда больше возможного, чем ты думаешь.
Дмитрий КОЧЕТКОВ