Чем обернется его выход на политическую сцену?
Политическая неделя выдалась насыщенная, наполненная новыми смыслами. Задан вектор, который еще месяц назад не был виден. И куда выведет Россию и Тверскую область новое направление – кто знает…
ШКОЛОТА НА ВЕСЕННЕЙ ПРОГУЛКЕ
«Митинги школоты» – так презрительно окрестили акции против коррупции, прокатившиеся 26 марта по российским городам, официальные СМИ. Сначала о них просто молчали, потом, как по заданному «темнику», начали писать про подростков, которых кто-то организованно «подвозил на автобусах». Кажется, политтехнологи от власти перепутали времена и нравы: это несколько лет назад подростков организованно подвозили на автобусах для участия в акциях почившего ныне движения «Наши». Теперь те бывшие подростки, выросшие питомцы лагеря «Селигер», организовывали в интернете вялые кампании по дискредитации нынешних митингов против коррупции. Например, одного такого московского деятеля, немолодого мальчика из приличной семьи, видели курящим у здания администрации Тверской области на прошлой неделе. Год назад этот товарищ организовывал комментарии пэтэушников в соцсетях накануне выборов в Законодательное собрание. Сейчас увидевшие его решили было, что он приехал в преддверии выборов в Тверскую городскую думу. Но нет, контракт, видимо, был совсем краткосрочный.
Коррупция для околовластных прихлебателей – это святое. Насколько нам известно, большая часть бюджетов, выделявшихся региональными властями на «противодействие Навальному в интернете», была просто положена в чьи-то карманы. Во всяком случае, в Тверской области «троллей от власти» как водой смыло сразу после митинга. Трансляцию митинга в интернете они еще как-то комментировали, а потом быстро заткнулись.
ЭСТАФЕТА БЕСПЕРСПЕКТИВНЫХ
Поколения ищущей политической карьеры молодежи быстро меняются. Для нынешней правящей элиты и 45-летние – молодежь. Им можно доверить носить за собой портфель или блюсти начальственные интересы на не слишком серьезных постах, но к настоящей власти пускать таких молокососов рано. Да и они сами не стремятся к ней, к власти этой. Нет уже того драйва, укатали сивку крутые горки. Вечно на вторых ролях, правила игры впитаны и усвоены: главное – «чтобы чего не вышло».
Следующее поколение, те, кому сейчас 25-35 лет, начинали в момент наибольшего экономического преуспевания России, когда цены на нефть росли и бюджет казался безразмерным. Тогда опять же считалось правильным «тереться» при власти, ловить крохи с ее стола и надеяться, что «Наши» или «Молодая гвардия Единой России» приведут тебя когда-нибудь к начальственным должностям. Взять какую-нибудь безобидную тему, вроде строительства повсюду песочниц или турников, и с этой темой бегать за старшими товарищами… Шли годы, старшие товарищи становились старше, молодежь из юношей с горящими глазами превращалась во вполне себя комсомольских вожаков. И страна погружалась в застой, устраивавший и тех и других. Недаром ностальгия по брежневским временам стала сейчас чуть ли не государственной идеологией.
Сегодня уже ясно, что никаким «кадровым резервом» для власти «молодогвардейцы» и «нашисты» не были. Многие из них, лишившись бюджетных коврижек, уже позволяют себе вполне критические высказывания в адрес власти. Мало того, протест назревает в самых властных недрах: чиновники среднего и младшего звена сегодня настолько замордованы инструкциями, циркулярами, проверками, а также негласным запретом на выезд на отдых куда-либо, кроме Крыма и курортов Краснодарского края, что тоже тайком смотрят расследования Навального на «ютубе». Это не мешает им самим заниматься коррупцией, ставшей системообразующей в нашем государстве. Но все же исподволь переделывает взгляд на мир.
Итак, нет перспектив у всех поколений. Но у сегодняшних старшеклассников и студентов их еще меньше, чем тех, кто постарше. «Нефтяные деньги» иссякли. Дальше государство собирается искать их в наших карманах. Вот-вот Госдума примет новый Административный кодекс, по которому многократно увеличатся размеры штрафов за все на свете. Шансы устроиться на хорошую работу предельно малы – бизнес сворачивается, экономический кризис набирает обороты. Даже менеджером в «Евросеть» уже не пойдешь – где она, эта «Евросеть»-то? А между тем в фильме Навального про премьера Медведева «Он вам не Димон» показываются фантастические дворцы, виноградники в Тоскане, и, как вишенка на торте, десятки пар зачем-то постоянно покупаемых кроссовок… Ну как тут не возмутиться?
Надо констатировать: мы – одна из небогатых восточноевропейских стран. А в таких странах молодежь всегда активна и борется за свои права. Потому что если ты не станешь думать о своем будущем, никто за тебя о нем не подумает. Это новая реальность, в которой России предстоит жить. И которую никак не могут осознать наши стареющие власти.
Образ будущего подменяется образом мифического прошлого. Молодежи предлагается в качестве позитивного примера только Великая Отечественная война. Патриотическое воспитание – это какие-то игры на тему взятия игрушечного рейхстага. А ведь нынешнее поколение школьников и студентов от событий той войны отделяет примерно такой же временной отрезок, что школьников моего поколения, конца 1980-х, от Октябрьской революции. То есть даже их дедушки и бабушки после войны родились. В воскресенье в Твери на митинге на площади Славы один мальчик из 12-й школы упорно говорил о «революции 1817 года». Для этого возраста что прошлый век, что позапрошлый – все незапамятная древность.
Сейчас уже засуетились «специально обученные люди». Одни потребуют еще больше денег на «нравственное воспитание» молодежи (то есть еще больше парков патриотического воспитания с игрушечными рейхстагами надо построить, чтобы подростки на митинги Навального не ходили). Другие – ввести цензуру в интернете. Третьи – усилить войска Росгвардии. Ну, в общем, все, кому надо, выгоду свою от нынешних митингов не упустят. Даже главный «антигерой» мероприятий 26 марта, премьер-министр Дмитрий Медведев и то, наверное, в накладе не останется – система своих не сдает.
СЮЖЕТ ДЛЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО СЕРИАЛА
К сожалению, то, что называется коррупцией, – в широком понимании этого слова (не в кроссовках нашего премьера тут, конечно, дело) – это тотальный сбой работы государственного механизма. Никакой политики в общепринятом смысле этого слова в стране не осталось: все решается неким «узким кругом», вход в который закрыт. Нет даже выборов мэров городов, депутатов городской думы выбирают за нас неведомые люди. Делегитимизация власти одно время компенсировалась негласным общественным договором: «Мы не интересуемся вашими делами, а вы не мешайте нам жить». Теперь этот договор аннулирован. Жить нам мешают: сбой работы государственного механизма отражается на всем – на состоянии ЖКХ, качестве дорог, уровне медицинского обслуживания, образования.
Наглядный пример этого сбоя – «приключения» тверской теплоэнергетики. На прошлой неделе Сергей Фомичев, очередной генеральный директор «Тверской генерации», организации, отвечающей за теплоснабжение Твери, уволился по собственному желанию. Предыдущие руководители, Ян Горелов и Сергей Горохов, находятся в СИЗО.
«Караван» несколько лет следит за событиями вокруг тверских ТЭЦ и теплосетей. Недавно я даже поделилась этим сюжетом для телесценария. Канал «Россия» хочет снять сериал вроде американского «Карточного домика», но поскольку интриги на самом верху у нас не могут стать темой для сериала, решили взять за основу интриги губернского уровня. Обратились ко мне за консультацией, и когда услышали историю про «Тверскую генерацию», пришли в восторг – такого даже опытный писатель детективов не придумает. В этой истории есть все: беглый сенатор-олигарх, суды в Нью-Йорке, и даже Голливуд немножко замешан.
На прошлой неделе стало известно, что экс-сенатор Совета Федерации Леонид Лебедев, ныне проживающий в США и продюссирующий голливудские фильмы, обратился в Генеральную прокуратуру России с заявлением в отношении руководителя следственного управления УМВД России по Тверской области подполковника Алексея Пушкарева: за привлечение к уголовной ответственности заведомо невиновного и злоупотребление должностными полномочиями. Об этом было рассказано в статье, опубликованной в «Новой газете»: «Эхо Нью-Йорка на Волге». Сейчас в Нью-Йорке рассматривается иск Леонида Лебедева о взыскании со своих бывших деловых партнеров — миллиардеров Виктора Вексельберга и Леонида Блаватника — двух миллиардов долларов. Видимо, к этому суду и был приурочен выход статьи нашего коллеги Ирека Муртазина.
Напомним, Леонид Лебедев руководил группой компаний «Синтез», в которую входил ярославский холдинг ТГК-2, в начале 2000-х получивший в свое распоряжение тверские ТЭЦ и теплосети. Дочерняя компания ТГК-2 «Тверские коммунальные системы» накопила рекордный долг перед «Газпромом» – порядка 4 млрд рублей. После чего ТГК-2 создал еще одну «дочку», «Тверскую генерацию», оставив долги на прежнем «детище». Сейчас генеральный директор ТГК-2 Андрей Королев и сам Леонид Лебедев скрываются от российского правосудия. А «Тверская генерация» была продана, некоторое время она принадлежала неизвестно кому, а потом ее все же удалось «всучить» муниципалитету Твери – за символическую сумму ТГ купил МУП «Горэлектро».
Накануне минувшей зимы премьер-министр Дмитрий Медведев возмутился неготовностью ряда регионов, в том числе Тверской области, к зиме и потребовал «взбодрить энергетиков». Эта зима прошла в Твери на пределе: отключения отопления уже никого не удивляли и не вызывали былых эмоций. Областная власть вроде бы взяла на себя ответственность за теплоснабжение города, но, судя по всему, директору Сергею Фомичеву эта зима далась тяжело – ушел человек, не выдержал. А может быть, почувствовал другие угрозы своей свободе и безопасности.
Больше всего в истории с «Тверской генерацией» удивляет пассивность горожан. Такое впечатление, что люди не хотят вникать – кто, когда и почему вывел их платежи за тепло и горячую воду в офшоры на Виргинские острова и почему их второй раз заставляют расплачиваться. Платежи за ЖКХ наши граждане воспринимают как дань татаро-монголам: заплатили, и от нас отстали.
«Синдром выученной беспомощности» – так называют это социальное явление политологи, изучающие современное российское общество. «Все воруют», «от нас ничего не зависит», «следующие придут – будет еще хуже»… Эти фразы, как заклинание, повторяют старшие. И неудивительно, что молодежь, «первое непоротое поколение» россиян, не хочет мириться с тем, что ничего нельзя сделать. Посмотрим, чем все это обернется.
Мария ОРЛОВА