Путевые заметки об Италии. Как возникла современная медицина? О рыцарях, первом госпитале в Торжке, о Риме и бэби-боксах…
Иисус Христос: «…был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне»
(Мф. 25:34-40)
24 марта 2017 года. Скульптура «Иисус, просящий милостыню» находится в Риме у главного входа в больницу Санто-Спирито, совсем рядом с Ватиканом. Когда я проходил по набережной Тибра мимо, то, каюсь, не узнал… Другая статуя Бездомного Иисуса Христа на скамейке, прикрытого тонким одеялом, установлена перед входом в Апостольский элемозинарий. Автор – канадский скульптор Тимоти Шмальц – пояснил, рассказывая о своем проекте: «Когда мы видим отверженных, мы должны видеть Иисуса Христа». Первый экземпляр этой статуи был помещен в 2013 году у иезуитского Реджис-колледжа в Торонто, затем она была установлена в разных странах по всему миру.
БЛАЖЕННЫЙ ГВИДОН, ПОМОЩЬ СИРОТАМ
Первый известный в истории цивилизации госпиталь (странноприимный дом) был создан не в Риме и не в Иерусалиме, как ни странно, а на востоке Европы первыми русскими христианами под руководством Ефрема Новоторского (рыцаря Новой Торы) в Торжке на границах Новгородского княжества в 1015 году. Его миссия: оказание помощи христианским пилигримам и миссионерам, отправляющимся из Торжка вниз по Волге в земли язычников в потоке славянской колонизации финно-угров. Непрекращающийся поток славянских переселенцев в бассейн реки Волги требовал охраны христианских миссионеров и новых жителей. Так возникли первые воинские христианские ордена.
Ровно через 150 лет этот русский опыт распространился в Западной Европе. Орден госпитальеров Святого Духа был основан в 1175 году во французском Монпелье. Основателем ордена был блаженный Гвидон (Guy de Montpellier), который основал госпиталь Святого Духа для лечения бедных и нуждающихся. Гвидон собирал в госпитале брошенных детей, помогал бедным.
Помните рассказ А.С. Пушкина про детство Гвидона:
А ткачиха с поварихой
С сватьей бабой Бабарихой
Обобрать его велят;
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую –
И привез гонец хмельной
В тот же день приказ такой:
«Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод».
Так что Гвидон, по версии русского поэта, тоже был подкидышем. Госпиталь, основанный блаженным Гвидоном, просуществовал в Монпелье до 1562 года, когда он был разрушен во время религиозных войн. В 1204 году ордену была передана римская титулярная церковь Санто-Спирито-ин-Сассия. При этой церкви госпитальеры Святого Духа основали больницу для нуждающихся, которая имела около 300 мест и обслуживала около тысячи человек в день. На то время это была самая большая больница в Риме.
Это больница скорой помощи в Риме существует до сих пор, здесь до сих пор есть бэби-бокс, «окно жизни» – специально оборудованное место для анонимного отказа от ребенка… У порога этой больницы я и видел скульптуру «Иисус, просящий милостыню».
Правда, в Западной Европе сегодня эра гуманизма, нравы смягчились, младенца в орден подбрасывали последний раз в XIX веке. Как-то иначе решается вопрос отказников. В России же, откуда эра милосердия, собственно, и началась, до сих пор, по прошествии 1000 лет, некоторые матери выбрасывают новорожденных в мусорные ящики и закапывают живьем. Во всяком случае, в Тверской области, где расположен сегодня Торжок, о таких фактах часто пишут газеты.
Действующие по всей христианской Европе со времен Средневековья монахи Ордена Святого Духа воспитывали осиротевших детей, ухаживали за инвалидами, престарелыми, помогали бедным семьям, занимались бесплатными похоронами. Монахи выкупали рабов у мусульман. Рыцари-госпитальеры защищали христиан от вооруженных отрядов иноверцев. Члены ордена подразделялись на две группы. Первая группа состояла из священников и монашествующих, принесших обеты целомудрия, послушания и бедности. Вторая группа состояла из военизированных мирян, которые назывались «рыцарями». Орден возглавлял великий магистр.
В 1672 году французский король Людовик XIV пытался перевести активы ордена в государственную собственность для формирования пенсионного фонда для отставных солдат. Получив отказ Святого Престола, он запретил деятельность Ордена Святого Духа на территории французского королевства. В 1693 году деятельность ордена была восстановлена во Франции. В 1708 году орден утратил свою военизированную характеристику. В 1711 году Римский папа Климент XI включил Орден Святого Духа в состав современного ордена госпитальеров святого Лазаря Иерусалимского, где он имел некоторую самостоятельность до 1783 года, когда его автономность была прекращена.
После того как самостоятельность Ордена Святого Духа была упразднена, отдельные его члены организовали светскую медицинскую организацию «Arcispedale (Ospedale) di Santo Spirito» (госпиталь Святого Духа), которая занималась медицинской деятельностью в больнице при церкви Санто-Спирито-ин-Сассия. Эта медицинская организация считает себя преемницей Ордена Святого Духа и сохранила свою деятельность до нашего времени, действуя во многих странах современной Европы. Таким образом, со времени создания первого госпиталя в Торжке прошло 1000 лет.
Другая ветвь госпитальеров, сегодня известных как мальтийские рыцари, возникла в Иерусалиме из христианского госпиталя, открытого в 1080 году для помощи пилигримам в Святой земле. Это случилось тоже позже на несколько десятилетий после открытия на северо-востоке Европы подобного гостеприимного дома в Торжке.
ЕФРЕМ НОВОТОРЖСКИЙ, ПЕРВЫЙ СТРАННОПРИИМНЫЙ ДОМ
По сути, l’Ordre hospitalier скопировал организацию христианских пилигримов, сложившуюся до этого в ходе славянской экспансии на Верхней Волге. В ордене состояли монахи, лечащие пилигримов, и отроки, защищавшие госпитали от нападения язычников. Обычно отроками становились байстрюки и отпрыски княжеских родов, которые по лестничному праву, бытовавшему тогда на Руси, не могли претендовать на престол. Аркадием Новоторжским, рыцарем Новой Торы и названным братом Ефрема Новоторжского, в устье у впадения реки Тверца в Волгу был создан детинец для отроков. Эта крепость защищала вход судов в реку, по которой можно было легко добраться до Торжка на границе христианского Новгородского княжества. Впоследствии на месте детинца возник Отроч монастырь, вокруг которого вырос город Тверь. Сегодня это столица Тверской области в 171 километре западнее Москвы.
После захвата Святой Земли мусульманами l’Ordre hospitalier сделал штаб-квартирой остров Родос, владыкой которого он являлся, а затем действовал с Мальты. В официальном названии ордена нет слова «госпитальеры». Правильно переводить «странноприимный орден». Точно так, как указано в житиях преподобного Ефрема Новаторжского: «Устроив странноприимный дом вблизи Нового Торга, или Торжка (ныне г. Торжок Тверской области), преподобный Ефрем всецело предался своему служению». Ласковый прием такого прекрасного, образованного, любвеобильного, самоотверженного странноприимца, его мудрые наставления и вразумления, его кроткие обличения идолопоклонников и языческих суеверий, его святая, подвижническая жизнь и всецелое самоотвержение и бескорыстие весьма многим могли содействовать распространению веры Христовой…»
Сам Ефрем был угром (аборигенный народ Верхней Волги). Еще до колонизации этих земель славянами часть угров ушла на юг, создав Венгрию. Но традиционно финно-угры жили на Верхней Волге, поэтому выбор места Ефремом был не случаен. Он пришел проповедовать христианство в знакомый ему народ. Как повествуют Новгородская и Никоновская летописи, Ефрем переселился на Русь вместе со своими двумя братьями – Георгием Угрином и Моисеем Угрином.
После официальной смерти великого князя Владимира Крестителя Руси, опять же по официальной версии, скоро гибнут Борис и Глеб, его сыновья от последней жены Анны христианского рода Византийских царей. Согласно общепринятой версии, Борис и Глеб были умерщвлены сразу после смерти отца якобы по приказанию князя Святополка Окаянного. Вместе с Борисом принял смерть от руки убийцы и верный его слуга Георгий Угрин. Убийцы отрезали ему голову, чтобы снять золотую гривну, которую он носил на шее. Моисею Угрину удалось спастись бегством. Хотя, возможно, вся эта история выдумана летописцами или содержит пока непонятные нашим современникам аллегории. Скорее всего, летописцами по приказу Ярослава Мудрого созданы легенды, а в действительности Борис и Глеб после своей мнимой смерти продолжили свое служение под новыми именами уже в роли первых крестоносцев. Но это только догадка.
Важно другое: христианин Ефрем из ордена Новой Торы, как гласит его житие, решил подвизаться в подвиге странноприимца, надеясь встретить и обогреть неведомо где скитавшегося Моисея. Между тем шли годы. В 1038 году, в княжение Ярослава Владимировича, на правом берегу реки Тверцы, недалеко от странноприимного дома, Ефрем водрузил крест и приступил к сооружению храма. На этом месте до сих пор расположен первый на Руси православный монастырь. Называется он не случайно Борисоглебский. В этом деле преподобный Ефрем был не одинок: его труды разделял возлюбленный ученик, преподобный отрок Аркадий, родоначальник цитадели отроков в Твери.
КОРНИ РЫЦАРСКИХ ОРДЕНОВ – В ТОРЖКЕ И ТВЕРИ
Анна Ярославна, или Анна Русская, младшая из трех дочерей князя Ярослава Мудрого, правившего тогда Новгородом, а потом и Киевом, от брака с Ингегердой Шведской, вышла замуж за французского короля Генриха I. Кстати, скорее всего, в этот момент ей было 14 лет… Анна была одной из самых образованных женщин своего времени.
Анна родила сына Филиппа, ставшего уже в 1060 году, из-за преждевременной смерти своего отца, королем Филиппом I. У королевы Анны был еще сын принц Гуго, крестоносец, командующий королевской армией в первом крестовом походе 1096 года и за свою храбрость вошедший в историю под именем Гуго Великий. Его считают причастным к созданию ордена госпитальеров на Святой Земле, по примеру своего деда Ярослава Мудрого.
В 1100 году первый идеолог крестоносцев Готфрид умер, его преемником стал Балдуин граф Буржский, который объявил себя королем Иерусалима. Он женится на младшей сестре Филиппа, дочери русской княжны Анны Ярославны.
Все они внуки и внучки того самого русского князя Ярослава Мудрого, который был причастен к созданию в 1015 году первой цитадели госпитальеров Торжок и детинца на месте сегодняшнего города Тверь. Так что корни всех рыцарских орденов госпитальеров следует искать на Руси в Торжке и Твери.
После смерти мужа Анна отказалась от регентства и сошлась с графом Раулем III из рода де Крепи и Валуа. В 1062 году граф стал мужем Анны и увез к себе в замок. Они жили в согласии и счастье еще долгих 12 лет в родовом поместье Валуа… Вплоть до самой смерти Рауля де Валуа русская Анна не появлялась при дворе Филиппа I. В 1074 году Анна вернулась ко двору и была принята как королева-мать. Она вновь стала принимать участие в государственных делах. Последняя подписанная ею грамота относится к 1075 году. Начиная с 1076 года ее жизнь окутана тайной. Один из французских летописцев считал, что она перед смертью вернулась в Киев, где и умерла.
История современной христианской Европы, ее благородных родов, во многом началась в глухих лесах Восточной Европы, в русских землях.
(продолжение следует)
Геннадий КЛИМОВ