Почему Тверская область теряет надежду
Тверская область уверенно входит в весну. Прошлогодняя весна характеризовалась обострением надежд – тогда у нас был новый и.о. губернатора. Сегодня Игорь Руденя уже давно губернатор, и не нов. А надежды постепенно тают, как снег по весне.
«МУТНЫЕ МОТИВЫ»
Когда я впервые увидела Игоря Руденю, выступавшего перед предпринимателями Тверской области на мероприятии под названием «День предпринимателя», он как-то поразительно приоткрылся, стал понятен его ход мыслей. Отвечая на вопрос какого-то обижаемого властью предпринимателя то ли из сферы маршруточных перевозок, то ли из сферы мелкой рыночной торговли, он сказал: «Всегда важно понять, кто здесь мутит? Мутит-то кто?». Видимо, именно это он и пытается понять весь этот год в Тверской области – кто здесь и что «мутит». Как только Игорю Михайловичу становится ясно, кто и зачем «вымутивает» какой-то процесс, он успокаивается, и, кажется, начинает считать такого человека безопасным, мотивация-то как на ладони. Хуже, когда явной «мутки» не видно. «Когда в России начинают говорить о патриотизме, знай: где-то что-то украли», – писал тверской вице-губернатор позапрошлого века Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.
Но подозревать у всех только корыстные и низкие побуждения – как-то не по-христиански. Понятно, что у нас в Твери публика специфическая, но поверьте, Игорь Михайлович, люди не только «мутят». Тверские здесь живут, и намерены жить дальше – даже когда вы, возможно, нас покинете. Поэтому наряду с «мутками», у тверских предпринимателей, главврачей, деятелей муниципалитетов и даже сотрудников областного правительства есть такие мотивации, как «чтобы не стыдно было соседям в глаза смотреть», «чтобы в городе было жить лучше», «чтобы люди не болели» и так далее.
РАЙОННАЯ ПОЛИТИКА «В ОДНО ЛИЦО»
Ну да ладно, это все лирика. А факты таковы. Вот не очень интересно губернатору Игорю Рудене, москвичу, разбираться в хитросплетениях тверской уездной политики. Понять его можно: это вообще мало кому интересно, кроме самих политиков каждого конкретного уезда. И Игорь Руденя отдает кадровую и прочую политику в муниципалитетах региона на откуп министерству по делам территорий, и конкретно – министру Андрею Зайцеву. С ним все ясно – где, как и для чего он «мутит». В былые годы Андрей Зайцев работал «полевым» политтехнологом: если у какого-то главы «Единая Россия» не набирала нужного процента, то глава звал на помощь Зайцева, и тот разными специфическими способами, типа пресловутых «каруселей», этот процент как-то нагонял.
Доверил бы Игорь Руденя, сам преуспевший в бизнесе, заниматься Андрею Зайцеву подбором кадров на руководящие должности своего предприятия, скажем, мукомольной промышленности? Вряд ли, понятно, что результат будет очень сомнительным . А вот отдать ему всю муниципальную политику в безраздельное пользование почему-то можно.
В прошлом-позапрошлом годах в Тверской области были фактически ликвидированы выборы глав районов. Теперь глав назначает комиссия, которая наполовину состоит из представителей областной власти, наполовину – из муниципальных чиновников. И кто будет руководить тем или иным районом, решает только он, Андрей Зайцев. Уж не беремся сказать, какими биохимическими процессами сопровождается кристаллизация этого решения в его мозгу. С одной стороны, Андрей – любитель бань и охоты, с другой – к деньгам тоже неравнодушен. В общем, население районов, районные элиты, бизнес, который платит в этих районах налоги, и тому подобные заинтересованные лица лишены каких-либо инструментов влияния на жизнь своих территорий – такое влияние есть только у тех, кто как-то подобрал ключ к душе министра по работе с территориями. Разумеется, это ненормальная ситуация, и то тут, то там она взрывается какими-то безобразными скандалами.
ЧЕРЕДА СКАНДАЛОВ: ТОРЖОК, ПЕНО, РЖЕВ, ОСТАШКОВ, МАКСАТИХА, КИМРЫ
В прошлом номере мы писали о конкурсной комиссии по выборам главы Торжка, которая должна была заседать 31 марта. Итог – осуществился план Зайцева и главы Торжка Анатолия Рубайло. Из всех достойных кандидатов, которые могли бы поспорить с Рубайло за пост главы, на суд депутатов допущена только дама по фамилии Галкина, руководитель кафе «Комильфо». То есть обо всем договорено, можно не волноваться, Рубайло автоматически переизберется – если, разумеется, у депутатов не проснется чувство собственного достоинства, и они не решат вдруг хотя бы воздержаться от голосования за него.
В Пено, где трюк с переизбранием самого себя главой на единоличной основе первым провернул тамошний глава Владимир Худяков, местные депутаты уже не стесняются быть в оппозиции к этому неизвестно как пролезшему в очередной раз в руководство района товарищу. На прошлой неделе Собрание депутатов Пеновского района по итогам отчета главы о деятельности за 2016 год признало работу Худякова неудовлетворительной. Интересно, это как-то повлияет на позиции Худякова в глазах региональной власти? Или с Зайцевым все договорено, а там – хоть трава не расти?
Одновременно разворачиваются какие-то грязные скандалы в Ржеве и Осташкове. В Ржеве про лидера местного бизнес-сообщества депутата Законодательного Собрания Тверской области Виктора Константинова распространяются какие-то необычайно омерзительные слухи, по тверским СМИ рассылаются готовые «чернушные» статейки – вдруг кто клюнет? Подоплека этого «черного пиара» – война из-за котельной завода «Электромеханика», возглавляемого Константиновым, но это, конечно, ясно не всем. В Твери не многие знают о таких тонкостях, да и в Ржеве – тоже.
В Осташкове – не менее противно. Там пошла в ход «тяжелая артиллерия», в дело включился аж лидер КПРФ Геннадий Зюганов, который намерен обратиться к президенту, и уже направил запрос в Следственный комитет. Канал КПРФ «Красная линия» приехал в Осташков снимать сюжет о местной коррупции, по жалобе местных жителей к депутату Госдумы от КПРФ. Обычные безобразия в сфере ЖКХ, судебный беспредел в исполнении в основном судьи А. Лебедева. (Мы писали о работе этого осташковского судьи в связи со знаменитым «делом Фарбера», а также в связи с делом бывшего главы района Галахова, где обвинения притянуты за уши. Но с тех пор судья Лебедев успел еще много чего, например, отпустил с миром бывшего главу Осташкова и бывшего же министра природных ресурсов Тверской области Протасова, виновного в нанесении убытка в 12 млн рублей. И, наоборот, засудил главу района Михаила Тузова, вины которого не нашла даже прокуратура.) В общем, коммунистический телеканал решил взять комментарий у и.о. главы города Сергея Реброва. А тот мало того, что отказался говорить, так еще и обвинил журналистов в пропаже ценных личных вещей своей секретарши. «Грязнушные» политтехнологи сразу же уточнили, что за «личные вещи» – их фантазии хватило только на упаковку новых трусиков. Кажется, фантазия и.о. главы Осташкова выйдет ему боком: юристы КПРФ начинают дело о клевете и воспрепятствовании выполнению профессиональных обязанностей журналистов.
Суть происходящего в Осташкове – артподготовка к осенним выборам и преобразованию муниципалитета в городской округ. Этого не хочет практически никто на территории, но, как мы уже объяснили, местных никто не спрашивает, и в их проблемы на уровне областного правительства и вникать-то не хотят. Вместо довольно богатых и активных поселений по берегам Селигера будет одно поселение – с центром в Осташкове. Это положит конец бесконечной войне между руководством города и района, но вряд ли будет способствовать развитию территории, которую губернатор считает флагманом тверского туризма. Характерно, что все эти грязные истории происходят в преддверии визита патриарха Кирилла в Нилову пустынь на 400-летие прославления Нила Столобенского.
Ну и привычно изумляла Максатиха. На прошлой неделе туда отправился десант Общероссийского народного фронта, бороться с несанкционированными свалками. Прямо во время съемки сюжета о максатихинской свалке подъехал грузовик с мусором и начал вываливать свое содержимое прямо за спинами «фронтовиков», под телекамеры. Кризис в максатихинской власти продолжается уже год. Мы много писали о роли министра Зайцева в создании этого кризиса. Сейчас уже ясно, что разрулить он его не в состоянии.
И так – куда ни плюнь. Продолжают гудеть Кимры, где абсолютно внаглую был снят последний всенародно избранный мэр в Тверской области, молодой коммунист Роман Андреев. Вышний Волочек после кончины своего первого мэра Марка Хасаинова готовится к глобальному переделу собственности. В Торопце народ выходит на митинги, разозленный состоянием местной медицины.
Кстати, о медицине. Это еще одна самая болезненная тема этой весны в Тверской области. Мы пишем о проблемах регионального здравоохранения в каждом номере, и в этом, в том числе есть две статьи. Коррупция в этой сфере зашкаливает – тверское здравоохранение могло бы быть вполовину лучше. Одиозность министра здравоохранения Тверской области Романа Курынина вполне сопоставима с одиозностью министра по работе с территориями Андрея Зайцева. И тем не менее Игорь Руденя терпит этого министра. Говорят, москвич Курынин имеет какие-то высокие федеральные родственные связи. А может быть, губернатор просто понимает, где Курынин «мутит»?
«ТВЕРСКАЯ ГЕНЕРАЦИЯ»: НОВЫЙ ВИТОК ПРОБЛЕМ
В заключение нельзя не сказать о самой главной «мутке» нашего городка. История с «Тверской генерацией», организацией, занимающейся снабжением теплом и горячей водой города Твери, выходит на новый виток. Пока в официальных СМИ ликуют по поводу возвращения ее в муниципальную собственность, льются «невидимые миру слезы». Как нам рассказали весьма осведомленные источники, «Тверская генерация» так и не расплатилась с подрядными организациями, осуществлявшими ремонтные работы накануне зимы, и этой зимой (помните, было несколько жутких аварий на теплотрассах?). Якобы именно это послужило причиной того, что очередной генеральный директор ТГ в конце марта уволился по собственному желанию.
Кто будет ремонтировать теплотрассы дальше? Говорят, придуман хитрый ход. Чтобы накануне президентских выборов 2018 года не заморозить случайно ближайший к Москве областной центр, решено заплатить подрядчикам аванс – 15%. Но на этом – все, больше денег, как утверждает наш осведомленный источник, подрядчики не получат.
Главное достижение Игоря Рудени – возобновление отношений Тверской области с компанией «Газпром» – тоже ставится под сомнение. «Газпром» выходит из конкурсного управления МУП «Сахарово», теперь этот МУП и котельная Южный тоже оказываются в зоне ответственности администрации города Твери. Как муниципалитет будет решать вопросы, требующие средств и профессиональных компетенций – непонятно. Анализ собираемости платежей за тепло и горячую воду показывает, что в 2016 году она упала вполовину: вместо 60%, как в 2015-м, до 30%. «И вправду, за что платить?» – рассуждает обыватель. За разрытые траншеи? За жизнь, как на пороховой бочке, когда не знаешь, не замерзнут ли этой ночью твои дети и старики?
Если Тверь еще имеет шансы как-то сгладить остроту проблемы – все-таки областной центр, не бросит его власть, то другие города и районы оказались в отношениях с «Газпромом» в еще более сложном положении. Придет, к примеру, тот же мэр Торжка Анатолий Рубайло просить газовиков взять за долги котельные и теплотрассы, а те вспомнят пример Твери, да и пошлют его лесом…
На все можно до поры до времени закрывать глаза, читая в официальных СМИ рассылаемые твоею же пресс-службой бравурные пресс-релизы. Но, замалчивая проблемы, их не решишь. И вечно откладывать разговор об отсутствии в регионе внятной политики в какой ни плюнь сфере не получится. Если беду заталкивать под ковер, она все равно вырвется. И тогда будет уже все равно, кто изначально «мутил», организовывая предпосылки этой беды.
Мария ОРЛОВА