Вспоминая ушедшего политика из Вышнего Волочка
В воскресенье, 1 апреля, информ-агентства сообщили, что скончался бывший мэр г. Вышний Волочек и бывший спикер Законодательного собрания Тверской области Марк Хасаинов. 15 марта Марк Хасаинов был госпитализирован в Вышневолоцкую ЦРБ, а спустя три дня переведен в областную клиническую больницу города Твери, где и умер.
– У него было заболевание печени, все остальные органы тоже страдали, и, к сожалению, наши попытки не помогли его спасти. Это навалилось в последний момент, – рассказала дочь политика Жанна Хасаинова.
Марк Хасаинов – уроженец Вышнего Волочка. В 1996 году он на первых в истории выборах городского самоуправления был избран мэром Вышнего Волочка. В 1997 году Марк Жанович стал еще и депутатом Законодательного собрания Тверской области, а в 2001-м его избрали председателем регионального парламента. Являлся членом Совета законодателей при Совете Федерации ФС РФ, а также членом Консультативного совета при полномочном представителе Президента в ЦФО. Марк Хасаинов считался одним из самых влиятельных политиков региона, именно его прочили в преемники губернатора Владимира Платова. В последние годы Марк Жанович отошел от политики.
Губернатор Тверской области Игорь Руденя выразил соболезнования в связи с его уходом из жизни.
КЛЮЧЕВАЯ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ НОВОЙ СТРУКТУРЫ ВЛАСТИ
Марк Хасаинов ушел из жизни, по сути, совсем молодым. Он родился в 1960 году, 57 лет не возраст для нынешних руководителей. Но в Твери у людей необыкновенно короткая память, даже многие сегодняшние члены областного правительства и депутаты областного законодательного собрания не очень знают о роли Марка Хасаинова в тверской истории.
О том, что было совсем недавно, мы попросили рассказать Геннадия Климова, создателя нашей газеты «Караван+Я», который был участником всех этих событий и был посвящен во многие процессы, которые происходили на тверском политическом олимпе.
– Геннадий Андреевич, Марк Хасаинов был легендой тверской политики. Уже много лет как он отошел от дел. Но выходит, что он был совсем молодым, когда вошел в высший эшелон тверского истеблишмента?
– Девяностые годы ХХ века были годами народной свободы, освобождения инициативы. Кремль так долго закручивал гайки, давил инакомыслие, а по сути погружал общество в старческий маразм, что это так больше не могло дальше продолжаться. Однажды плотины прорвались, и на этой волне, конечно, появилось очень много молодых и ярких политиков. В Тверской области одним из таких политиков стал Марк Хасаинов.
Кажется, Рональд Рейган сказал, что свобода не передается по наследству. Каждое поколение должно ее завоевывать заново. Хотя, конечно, Хасаинов не входил в первую «демократическую волну», ему предшествовали секретарь райкома Вячеслав Брагин, прокурор Виктор Белов, бежецкий смутьян директор завода, а потом глава района Владимир Платов. Их поддерживала тверская интеллигенция, активными проводниками перемен были члены группы «Возвращение».
В декабре 1995 года Владимир Платов при поддержке регионального движения «Народовластие» одержал победу на выборах губернатора Тверской области, набрав свыше 50% голосов избирателей. Он был искренним сторонником президента Бориса Ельцина. Даже во время событий 1993 года, когда Кремль подавлял мятежный Верховный Совет, Платов ездил в Москву с охотничьим ружьем защищать Ельцина.
В новую жизнь они вошли при должностях. Виктор Белов стал первым представителем президента в Тверской области и попортил много кровушки традиционной тверской элите. Вячеслав Брагин в январе 1993 года назначается распоряжением президента России председателем телерадиокомпании «Останкино». Эта первая волна демократов открыла все кадровые лифты, в результате во власть было рекрутировано очень много молодых людей. Среди них был и Марк Хасаинов.
Как только стало возможным заниматься бизнесом и появилась частная собственность, в 1988 году, в возрасте 28 лет Марк создал строительную фирму и стал ее коммерческим директором. В 1996 году Марк Хасаинов был избран мэром Вышнего Волочка и депутатом Тверского законодательного собрания. Марк из очень хорошей семьи вышневолоцких интеллигентов. Его мама долго возглавляла «Красный крест», Хасаиновых все знали в Вышнем Волочке, поэтому у него никогда не было проблем с избранием.
Тогда областное заксобрание еще представляло собой форум самостоятельных людей, которые дискутировали и искали пути развития. В ЗС образовалось несколько неформальных фракций. Во-первых, были еще сильны представители традиционной партийной элиты. Да и сами демократы не были бы демократами, если бы не разделились на конкурирующие фракции. В собрании активную роль играла фракция, которую представлял заместитель председателя Валерий Нехаев, за ним стояло лобби городских предпринимателей, возглавляемое бизнесменами Николаем Карповым и Сергеем Потаповым. Негласную поддержку им оказывали хозяйка «Тверьуниверсалбанка» Александра Козырева и мэр Твери Александр Белоусов. Они боролись с новой волной «понаехавших» из районных городов демократов, которую олицетворяли Марк Хасаинов и кимрский демократический журналист Олег Дубов. Тверские хотели возвести в кресло губернатора сначала Белоусова, потом Потапова, но делали это как-то неуклюже. В результате Хасаинов стал председателем собрания, а Дубова, как маргинального демократа, в результате консенсуса «сослали» главой в Оленино. Так, собственно, и сформировалась новая структура власти в Тверской области. Марк Хасаинов играл в ней ключевую роль.
– А как он выпал из властной обоймы?
– Хасаинов дольше всех сопротивлялся нашествию москвичей и распаду традиционного тверского общества. После того как в регионе появился миллиардер Дмитрий Зеленин и стал проверять всех местных на «вшивость», пожалуй, только Хасаинов не взял денег в обмен на сдачу региона москвичам. За это он и поплатился. Зеленин убрал его сначала из председателей ЗС, поставив москвича Андрея Епишина, потом отобрал Вышний Волочек, используя вышневолоцкого отставного милиционера Артура Бабушкина. Это метод называется «разделяй и властвуй».
ТАЙНА УНИЧТОЖЕННОГО УКАЗА И СУДЬБА РЕГИОНА
– Марк Хасаинов причастен к одному непубличному моменту тверской истории, которая коренным образом изменила ход политического процесса в регионе. Вы знаете об этом событии из первых рук. Расскажите читателям, что произошло, почему Тверская область стала транзитным регионом, где который год работают заезжие управленцы?
– Это было уже во второй срок губернаторства Владимира Платова. Тот, кто наблюдал политический процесс в регионе изнутри, знает, что первый и второй срок губернаторства Платова сильно отличались. Платов пришел во власть на волне народного энтузиазма с массой идей по преобразованию Тверской области. Тогда тверская интеллигенция тоже фонтанировала идеями, вместе с губернатором мы мечтали о возрождении тверского земства, идей меценатства, национальной культуры, народной медицины, народного образования, живого православия нестяжателей. Платов подхватывал эти идеи. Сам Платов был удивительно добрым и харизматичным человеком. Когда Владимир Игнатьевич со своим окающим говором появлялся на телеэкранах, невозможно было остаться равнодушным.
После переизбрания на второй срок с Платовым стали происходить какие-то трансформации. Мне кажется, он выгорел эмоционально, когда столкнулся с московской реальностью. Тогда как раз прошли залоговые аукционы – возникла и стала пухнуть как на дрожжах российская олигархия, которая вместо европейской страны стала строить «евразийскую химеру». Это было противно самой сути Платова, противоречило идеям первых демократов. Платов запил. Запил сильно, месяцами не появлялся на работе. Иногда его даже руководство страны не могло найти.
Но, понимая ответственность за стабильность в регионе, Платов создал в администрации систему сдержек и противовесов, которая позволяла функционировать государственной власти и без него. Фактически Тверской областью управлял вице-губернатор Юрий Краснов, с которым Платов работал еще в Бежецке. Краснов был безусловный лидер местной элиты, как уходящей партийной, так и нарождающегося бизнеса. При этом Платов всегда держал еще одного зама-москвича, который конкурировал с Юрием Михайловичем Красновым. На этой должности фигуранты менялись часто: Гулаев, Строев, Затван и пр… Ходили слухи, что эти должности они занимали за мзду: Платов к этому времени пристрастился играть в казино. Практически все москвичи исчезали после возбуждения против них уголовных дел.
Так вот, о том моменте, когда тверская политическая история могла бы пойти по-другому. За год до предстоящих очередных губернаторских выборов, в 2002 году, Платов, будучи серьезно болен, уезжал в Москву в больницу. Он позвал к себе в кабинет Юрия Краснова и грустно сказал ему, что у него дурные предчувствия, он написал президенту прошение об отставке и назначил Юрия Краснова исполняющим обязанности губернатора Тверской области. Исполняющий обязанности губернатора автоматически выиграл бы выборы. Была уже поздняя ночь, но тем не менее распоряжение Платова было отпечатано и разложено на столы руководителей всех департаментов и комитетов администрации Тверской области. Утром Краснов должен был стать фактическим хозяином региона.
Присутствие в кресле губернатора лидера местной элиты Юрия Краснова, конечно, изменило бы весь ход тверской истории. Олигарх Дмитрий Зеленин не появился бы в регионе, местная общественность не продалась бы москвичам, жизнь пошла бы по-другому. Но именно тут вмешался Хасаинов.
Когда утром Краснов пришел в администрацию, он не встретил толпу аплодирующих новому начальнику подхалимов, которые всегда бывают в таких случаях. Оказывается, уже ночью Платов передумал, он позвонил в секретариат, и все копии его указа о назначении врио губернатором Краснова были собраны и уничтожены.
Только через много лет выяснилось, что уговорил Платова это сделать именно Марк Хасаинов, который связался с ним по дороге в Москву. Хасаинов был еще молод и, возможно, сам хотел стать преемником Платова. Так история пошла по другому пути.
Потом Платову его «московские друзья» организовали тюрьму, его предали все его бывшие соратники и прихлебатели. Как ни странно, об освобождении бывшего губернатора хлопотал только сменивший его Дмитрий Зеленин. Выйдя из тюрьмы, Владимир Платов приезжал в Тверь, но не нашел себе здесь крова. Не принял его и ни один из тогдашних глав районов. Все от него отворачивались (у нас всегда ненавидят того, кого предали). Приютил Платова только Марк Хасаинов, у себя в Вышнем Волочке. Позже Платов уехал на родину, во Владимирскую область, где и скончался 16 апреля 2012 года после продолжительной болезни. И вот сейчас умер Марк Хасаинов, в возрасте 57 лет. А политическую карьеру он закончил в 43 года. Рано. Жалко. Сколько мог сделать.
– Что из дел Марка Хасаинова останется потомкам?
– Когда будете проезжать по дороге Москва – Санкт-Петербург мимо Вышнего Волочка, обратите внимание на два памятника российским самодержцам-реформаторам Екатерине II и Петру I (который принимает вышневолоцкого купца Михаила Сердюкова, представляющего план создания гидротехнической системы Вышнего Волочка). Их поставил гражданин Марк Хасаинов. Много ли на земле хорошего оставят после себя нынешние руководители городов и районов?
Записала Любовь КУКУШКИНА