О возможностях новых технологий и защите их от угроз – на страницах журнала «Умное производство»
В марте наш издательский дом выпустил очередной номер «Умного производства» – федерального промышленного журнала, который специализируется на проблематике модернизации реального сектора экономики, прежде всего ее высокотехнологичного сегмента. «Караван» анонсирует основные статьи в журнале, без которых невозможно понять, как должно развиваться современное производство.
В заголовке мы использовали название статьи главного редактора «Умного производства» Геннадия Климова «Как «Индустрию 4.0» не превратить в «Лимон 0.0»?»
«Сейчас говорить об «Индустрии 4.0» и «Умных производствах» стало модно. В связи с этим растет популяция «экспертов», которые всуе жонглируют этими терминами, не имея представления о глубине нынешних технологических новаций. Как бы мы в результате не получили вместо «Индустрии 4.0» новый «Рынок лимонов 0.0»! – предостерегает автор. –
Согласно «закону лимона», в большинстве экономических и социальных систем, где всегда есть качественные и некачественные товары, качественные и некачественные сотрудники, качественные и некачественные начальники, постепенно плохое вытесняет хорошее. Если этому не сопротивляться и не направлять процесс к эффективности, то неминуемо скоро наступит крах. Хорошие идеи дискредитируются недобросовестными подражателями, имитаторами, оставляя на обочине многих недавних добросовестных лидеров. Поэтому создателям доктрины «Индустрия 4.0» надо противодействовать такому сценарию развития событий».
ПУТЕМ ИННОВАЦИЙ
Сейчас в России делается многое, чтобы вернуть стране статус авиастроительной державы. Успешное развитие отечественного самолетостроения напрямую связано с производством современных и экономичных авиадвигателей, которое, в свою очередь, невозможно без широкого использования инновационных технологий. Последовательно модернизирует свое производство АО «ОДК-Авиадвигатель» – ведущее в России конструкторское бюро, являющееся головным разработчиком семейства двигателей пятого поколения для ближне– и среднемагистральных самолетов типа «МС-21» и промышленных ГТУ. Модернизационные проекты реализуются в тесном сотрудничестве с ведущими инжиниринговыми компаниями.
Что такое «закон лимона»
Джордж Акерлоф в своей работе «Рынок «лимонов» (George A. Akerlof. The Market for «Lemons») исследовал рынок подержанных автомобилей.
«Лимонами» в Америке называют подержанные автомобили с дефектами, которые продавцы пытаются «всучить» покупателям под видом высококачественных. Джордж Акерлоф доказал, что если на рынке много «лимонов», то средняя цена товара имеет тенденцию снижаться даже для товаров с идеальным качеством. В предельных состояниях подобный рынок полностью исчезает.
В современной России подобные ситуации возникают на каждом шагу.
ОТ ОБУЧЕНИЯ ДЕЙСТВИЕМ – К РЕАЛИЗАЦИИ УЛУЧШЕНИЙ
Современному предприятию, чтобы быть конкурентоспособным, уже недостаточно использовать высокие технологии, выпускать наукоемкую продукцию и иметь в своей структуре R&D-департамент с большим инновационным потенциалом. Поскольку вовремя и должным образом реагировать на вызовы под общим названием «цифровая революция» компания сможет, только располагая гибкой адаптивной производственной системой, обеспечивающей синергию деятельности всех подразделений, всех работников предприятия. И эта система, чтобы не утрачивать релевантности, в свою очередь, должна постоянно совершенствоваться. Один из проверенных временем и опытом ведущих мировых компаний вариантов решения этой проблемы – программа «20 Ключей», представляющая собой пошаговую методику повышения конкурентоспособности компании и качества ее продукции.
УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ: ПРОЕКТИРОВАНИЕ, УСТОЙЧИВОСТЬ, РАЗВИТИЕ
Идея управления изменениями становится чрезвычайно популярной во всех сферах экономики, в том числе в машиностроительной отрасли. Если еще недавно к изменениям можно было приспособиться, то теперь их скорость столь велика, что неверная реакция или опоздание могут стоить очень дорого. Адаптация к происходящим переменам требует быстрых и значительных корректировок того, что мы делаем, и того, как мы это делаем. «Умпро» взял интервью у автора технологии управления изменениями, председателя совета директоров холдинга «Белфингрупп» и компании BFG Soft, д.т.н., профессора Владимира Кутергина.
УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКИ СЛОЖНЫХ ПРОЕКТАХ
Какой должна быть современная организация строительства новых промышленных предприятий? В чем причины низкой эффективности проектных решений? Почему так важно технологическое проектирование производства работ? Тему развивают в своей беседе технический директор проектного института «АДМ Специальные Решения и Технологии» Андрей Абрамов и главный редактор «Умпро» Геннадий Климов.
В ПОЛУШАГЕ ОТ ИНТЕРНЕТА ВЕЩЕЙ
На многих предприятиях, в том числе высокотехнологичных, неразвитая внутренняя логистика до сих пор остается слабым звеном, внося элементы хаоса в производственные процессы и сводя на нет усилия по повышению эффективности производства. Справиться с этой проблемой позволяют решения санкт-петербургской компании «Семаргл», нацеленные на повышение рентабельности производства, за счет эффективного управления логистикой и складом предприятия. «Семаргл» сегодня – это ведущий поставщик передовых технологий транспортной обработки грузов. Подробно о продуктах компании рассказывает ее генеральный директор Андрей Егоров.
ОТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА ДО ЗАПУСКА ПРОИЗВОДСТВА
Сегодня вопросы реструктуризации производства с целью повышения эффективности, улучшения финансовых показателей и сокращения издержек являются для предприятий приоритетными. Существующие задачи невозможно решить, ограничиваясь только поставкой станков. Соответственно, и российские компании, работающие в области внедрения технологий и оборудования для машиностроительных предприятий, наращивают свои компетенции, предоставляя комплексный инжиниринг при реконструкции и строительстве новых производств. Опытом реализации таких проектов делятся топ-менеджеры компании «ИНТРА Проект».
ПРОЩАНИЕ С БУМАГОЙ. ВЕРСИЯ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВ
Одна из наиболее ныне востребованных услуг на отечественном инжиниринговом рынке – это подготовка предприятия к работе по стандартам «Индустрии 4.0.» и Промышленного Интернета Вещей (IIoT). Важнейшей ее составляющей является внедрение элементов Цифровой Системы Управления Производством (ЦСУП), что позволяет компании «связать» технологическое оборудование и осуществлять оперативное управление производственными процессами. Группой компаний «Остек» разработана и успешно внедряется в компаниях-клиентах цифровая система управления производством «LOGOS».
«СРЕДНИЙ КЛАСС» СТАНКОВ – САМЫЙ ВОСТРЕБОВАННЫЙ
Инжиниринговая компания «Вебер Комеханикс» уже 17 лет является крупнейшим в России поставщиком металлообрабатывающего оборудования от ведущих тайваньских и европейских производителей. В последние годы, когда в нашей стране возник повышенный спрос на импортозамещающую продукцию, собственники «Вебер Комеханикс» приняли решение об открытии нового направления бизнеса – собственного станкостроительного производства. Это направление было выделено в отдельную компанию: в конце 2014 года было создано ООО «Аврора Машзавод» с основной производственной площадкой в Самаре. «Умпро» публикует интервью исполнительного директора ООО «Аврора Машзавод» Евгения Гусева.
Как объединить инженеров и инноваторов
Журнал «Умное производство» распространяется бесплатно – путем прямой рассылки на стол руководителей промышленных предприятий, глав регионов, рассылка в управления и департаменты правительства РФ, депутатам Государственной Думы РФ.
Для гарантированного получения журнала открыта подписка.
Телефон (4822) 777-025.
Факс (4822) 33-91-20.
e-mail: info.umpro@mail.ru
Кроме того, «Умное производство» участвует в проекте «БиблиоРодина»: каждый человек может выступить меценатом, подписав любую муниципальную, корпоративную или вузовскую библиотеку страны на журнал, ставящий своей целью распространение научно-технических знаний.
Подробнее с материалами можно ознакомиться на сайте www.umpro.ru.
НОВЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПОДХОД ОСНОВАН НА КОМПЕТЕНЦИЯХ
В феврале этого года на заседании президиума Совета по модернизации экономики и инновационному развитию России под председательством премьер-министра Д. Медведева была одобрена первая «дорожная карта» по развитию кросс-рыночного направления Национальной технологической инициативы (НТИ) – «Передовые производственные технологии» – «Технет» (TechNet). Комментарий «Умпро» дал один из инициаторов создания проекта Технет, директор по инновационному развитию ОАО «НПО «Сатурн» Дмитрий Иванов.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ 3Д-ПЕЧАТЬ ДЛЯ БИЗНЕСА В КУБЕ
Прошли те времена, когда 3D-печать была по-настоящему инновационной технологией, дорогостоящей и мало кому доступной. Сегодня, утверждает руководитель ООО «Современное оборудование» (Группа компаний «Солвер») Дмитрий Трубашевский, аддитивные технологии стремительно развиваются, а область их применения все больше расширяется, меняя подходы предприятий к конструкторско-технологическому проектированию и производству, управленческим и логистическим операциям. А также обеспечивая новые возможности решения целого ряда задач, связанных с медициной, здравоохранением и образованием.
Светлана БАКАРДЖИЕВА