Кадры решают все
Тверские работодатели ждут тверских выпускников
Где берут кадры ведущие предприятия Тверской области? Насколько плотно они взаимодействуют с местными колледжами и вузами? Ответы на все вопросы – в экспертном обзоре еженедельника «Караван+Я».
«МЫ ЖДЕМ И МАРКЕТОЛОГОВ, И ПОВАРОВ»
Наталья ИВАНОВА, руководитель Учебного центра холдинга «Афанасий»:
– Перспективного современного специалиста выделяет многогранность, нацеленность на результат, трудолюбие и заинтересованность в саморазвитии. Мы с радостью принимаем в нашу команду именно таких молодых людей, даже если у них нет опыта работы.
В холдинге «Афанасий» работает учебный центр, который предлагает студентам, выпускникам, начинающим специалистам отличные программы стажировки под руководством опытных наставников.
«Афанасий» – это не только мультипродуктовый, но и многопрофильный холдинг. Мы развиваем как продуктовое, так и медицинское, ресторанное, туристское, охранное направления. Поэтому приглашаем на стажировку молодых специалистов самых разных специальностей: маркетологов и менеджеров по продажам, технологов и инженеров, врачей и поваров, юристов и арт-директоров и многих других. Перспективным стажерам гарантируем трудоустройство.
«Я СОВЕТУЮ МОЛОДЕЖИ ЕХАТЬ В РАЙОН»
Сергей КОЗЛОВ, главный врач Тверской областной клинической больницы:
– Сегодня в нашей больнице нет открытых вакансий. А на места, что время от времени появляются, мы предпочитаем брать врачей с опытом. Такая кадровая стратегия, в общем-то, свойственна больницам третьего уровня, где оказывается высокотехнологичная медицинская помощь. Да, нам нужны отдельные специалисты – рентгенолог, гематолог, – но мы решаем эти проблемы.
Конечно, многие выпускники ТГМУ стараются как-то «зацепиться» за областную больницу. Этому способствует и то, что на базе ОКБ многие проходят ординатуру. Однако я всегда советую молодежи стартовать с районных и сельских больниц, где катастрофически не хватает врачей и можно набраться опыта.
Конечно, большинству этого не нужно: в районах зарплата ниже, инфраструктура хуже, и вообще хочется всего и сразу. Эта проблема назрела давно, с тех пор, как перестала действовать система распределения в вузах. Сейчас мы с коллегами разрабатываем программу, которая способствовала бы притоку молодых врачей в районы.
В целом уровень преподавания в ТГМУ сейчас снизился, на мой взгляд, ослабли требования к студентам. Компетенции выпускников-медиков не очень высоки. Но с другой стороны, у ряда молодых специалистов появился сильно выраженный интерес к профессии – может быть, ребятам не хватает знаний, зато сильна мотивация стать высококлассным специалистом.
«ПРЕДОСТАВЛЯЕМ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ КАРЬЕРНОГО РОСТА»
Екатерина ТЕРЕХИНА, начальник управления по работе с персоналом филиала ПАО «МРСК Центра» – «Тверьэнерго»:
– Ежегодно «Тверьэнерго» проводит работу по формированию достойного кадрового резерва. Одно из направлений в этой области – сотрудничество со средними профессиональными и высшими учебными заведениями. Наше предприятие заинтересовано в высококвалифицированных кадрах и постоянно ведет работу по привлечению выпускников – молодых специалистов в филиал.
Учащиеся приобретают практический опыт в ходе производственной или преддипломной практики в районных электрических сетях филиала, осваивают электротехнические специальности в службе релейной защиты и автоматики, службе подстанций, службе линий электропередачи.
Сформировать представление о работе в энергетике помогают «Дни открытых дверей», которые традиционно проводятся в «Тверьэнерго» для студентов энергетических специальностей. В его рамках энергетики рассказывают учащимся об основных направлениях деятельности филиала, социальных гарантиях и перспективах развития. Студентов знакомят с правилами охраны труда на предприятии, средствами защиты и принципами их действия.
Мероприятие включает посещение Центра управления сетями Тверьэнерго, где специалисты компании показывают студентам техническое оснащение и преимущества современного диспетчерского оборудования, рассказывают об основных характеристиках работы электросетевого комплекса Тверской области.
Завершающим этапом экскурсионного дня становится поездка на подстанцию. Будущие энергетики могут осмотреть оборудование, которое отвечает самым современным требованиям и применяется на новейших энергообъектах.
Добавлю, что выпускники сначала устраиваются на должности электромонтеров, диспетчеров и инженеров, в том числе в районах электросетей, с перспективой дальнейшего роста. Сейчас пришедшие на работу несколько лет назад молодые специалисты уже занимают высокие должности в филиале – от начальников и главных инженеров районов электрических сетей до руководителей подразделений технического блока. Филиал предоставляет молодым специалистам все возможности для серьезного карьерного роста взамен на стремление стать лучшим в своей профессии.
«УРОВЕНЬ МОЛОДЫХ АТОМЩИКОВ РАСТЕТ»
Андрей ПРОХОРОВ, начальник отдела кадров КАЭС:
– Калининскую атомную станцию интересуют в первую очередь профильные специальности. В Удомле работают выпускники вузов из разных городов: Москва (Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева), Иваново (Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина), Санкт-Петербург (СпбГПУ, специальность «Ядерные реакторы и материалы»), Томск (ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»), Тверь (Тверской государственный технический университет, специальность «Электроэнергетика и электротехника»).
Всех сотрудников мы набираем в соответствии с планами и программами, разработанными на КАЭС. С рядом абитуриентов станция заключает трехсторонние целевые договоры, то есть КАЭС – абитуриент – вуз.
В 2017 году отбор на целевые места осуществляется на основании предоставленного школьниками портфолио, его критерии оценки прописаны на сайте Концерна «Росэнергоатом». Решение о заключении договоров со студентами принимают комиссии по целевому набору, организованные на АЭС.
Предприятие не оплачивает обучение студентам, но производит различные выплаты, например, за хорошо сданную сессию и т.п. В этом году у нас 3 «целевика», из них двое тверских, один из Томска. На текущий год запланировано заключить 9 договоров с абитуриентами. Но это не значит, что если выпускник вуза не является «целевиком», то его не возьмут на атомную станцию.
Конечно, текучесть кадров предсказать невозможно, а все новые вакансии зависят от штата. По плану на КАЭС сегодня работает порядка 3400 человек. Это штатная численность, а среднесписочная численность колеблется, время от времени появляются вакантные места. Это связано в том числе с периодической реструктуризацией предприятия – цеха ликвидируются, появляются или объединяются между собой.
Отмечу, что молодые атомщики сегодня – в большинстве своем талантливые, амбициозные ребята, как правило, с ярко выраженными научными интересами. Многие приходят на станцию после магистратуры. Уровень образования и мотивация новых специалистов год от года растет – современное общество заставляет их быть конкурентоспособными и формировать свои уникальные компетенции.
Вчерашние студенты на КАЭС начинают обходчиками реакторных отделений, турбинного оборудования, затем становятся инженерами по ремонту оборудования. Перед каждой новой должностью они проходят обучение, сдают экзамены и, если этого требует должность, получают лицензии Ростехнадзора, а к 30 годам становятся ВИУР – ведущими инженерами по управлению реактором, ВИУТ – ведущими инженерами по управлению турбиной, начальниками смен своих цехов. Это очень серьезные должности, от которых зависит безопасная работа как одного блока, так и станции в целом.
С другой стороны, часть молодых специалистов, отработав несколько лет на станции, покидает город – сегодня эта тенденция развивается. Все-таки Удомля достаточно маленький город, молодежи интереснее мегаполисы или хотя бы областные центры – некоторые возвращаются в Томск или переводятся на АЭС ближе к большим городам, например на Ленинградскую АЭС или на плавучую атомную станцию, которая сейчас достраивается на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге.
«МЫ САМИ ГОТОВИМ ПОЛИГРАФИСТОВ»
Елена Фролова, начальник учебного центра Парето-Проф ООО «ИПК Парето-Принт»:
– Раньше кадры для полиграфических предприятий Твери готовил 12-й лицей. К сожалению, из всех наших рабочих специальностей в учебном заведении осталось лишь одно направление – печатник плоской печати. Этого, конечно, недостаточно для нашего предприятия. А вот еще одну из самых востребованных профессий в нашей отрасли – технолог-полиграфист – готовят только в московском вузе.
С тверским полиграфическим колледжем мы работаем с 2010 года. В рамках договора о сотрудничестве студенты приезжают к нам на экскурсию, проходят практику, многие потом трудоустраиваются. Так как нас интересуют выпускники технических специальностей, подобные договоры заключены также с тверским колледжем им. А.Н. Коняева и с Торгово-экономическим колледжем.
В целом производству требуются люди, которые на «ты» с техникой и механикой, владеют навыками программирования, способны к обучению и в дальнейшем будут работать на современном импортном оборудовании.
С начала года у нас появилось новые вакансии. Производство расширяется – закуплено дополнительное оборудование, строится производственный корпус. Средний возраст персонала – 30-35 лет. В основном сотрудники типографии – это жители областного центра. Но много рабочих и из области, таких районов как – Лихославль, Редкино, Торжок.
Наша организация конкурентоспособна и по зарплате, и по условиям труда. Мы приглашаем на работу не только «старые кадры» с тверских полиграфических предприятий, но и молодежь.
Приходят ребята после армии, электрики или механики по образованию. Начинают с простейших работ – брошюровщиками, упаковщиками. Если человек справляется, обучаем его более сложным компетенциям. Причем некоторые перспективные ребята становятся бригадирами уже в 23 года на самом высокотехнологичном оборудовании. На период профессионального обучения они получают около 22 000 рублей.
В прошлом году «Парето-Принт» получило лицензию на ведение образовательной деятельности и открыло свой учебный центр. Теперь мы имеем право готовить рабочих по 21-й специальности. Уже в этом году в центре прошло обучение более 50 человек. Многие сотрудники учатся с нуля, другие получают смежную/вторую профессию.
«МОЛОДЫМ УЧИТЕЛЯМ НАДО ПОКАЗАТЬ, ЧТО ОНИ НУЖНЫ ШКОЛЕ»
Андрей Мишин, заместитель директора МОУ многопрофильной гимназии №12 Твери, заслуженный учитель России:
– Сегодня школы Тверской области испытывают определенный кадровый дефицит по некоторым предметам, но при этом требования к молодым учителям довольно серьезные. Так, выпускника бакалавриата (4 года обучения в вузе) мы возьмем преподавать только с 1-го по 9-й класс. Для работы в старших профильных классах и классах с углубленным изучением отдельных предметов требуется окончить магистратуру или пройти переподготовку – например, на профильных курсах в ТвГУ или в Тверском областном институте усовершенствования учителей.
В современном мире роль педагога сильно меняется. Этому способствует как развитие новых технологий, так и независимые системы оценки качества образования – ЕГЭ, ГИА, международные тесты PISA и т.д. Сегодня учитель должен быть не только экспертом в учебном предмете, но и менеджером, тьютором, стратегом. Главная задача – научить детей находить информацию и ее анализировать. Поэтому сегодня в школах популярны такие форматы учебных занятий, как дискуссионные клубы, дебаты, мозговые штурмы. Все эти тренды должен осваивать педагог. Этого требуют новые образовательные стандарты, которые пока внедрены с 1-го по 6-й класс и полностью построены на системе деятельностного подхода, когда практика и способность к анализу ставятся важнее теории.
Сегодня в 12-й гимназии около 100 учителей, из них 20% – молодые специалисты. Наша задача – удержать их и встроить в систему. Поэтому у нас сохранился институт наставничества, когда опытные учителя помогают адаптироваться молодым.
Конечно, школа не может замотивировать учителя деньгами. Оклад молодого специалиста составляет 7242 рублей. 50% к окладу ему доплачивают еще три года. Есть также система стимулирующих выплат в гимназии – мы поощряем учителей за выступления и представление своего опыта перед коллегами других школ города, области и России, публикации в научно-методических журналах, научные и социальные проекты, за работу с одаренными и высокомотивированными ребятами. Мы должны показать молодым педагогам, что они не одиноки, что школа в них нуждается и всегда готова помочь.
Продолжение темы читайте в материалах:
«Тверской Политех – университет ярких возможностей»
«Не только учебники. Как устроена студенческая жизнь в Тверской области»
Беседовала Любовь КУКУШКИНА