Джон Шенгелия: «Моя жизнь – это экспромт»

18.04.2017, 12:11

Знаменитый танцор – о родной Грузии, шоу-бизнесе и борьбе против штампов

В марте свой 45-летний юбилей отметил Джон Шенгелия – известный шоумен, один из основателей эстрадного танца в Твери. Сегодня он руководит не только одноименным коллективом «Джон-шоу», но и танцевальной студией для детей. «Караван+Я» публикует правила жизни Джона Шенгелии.

 

НАЧАЛО ПУТИ

 

Заниматься танцами я начал с 5 лет и до юношеского возраста постоянно искал себя. «Перетанцевал» все, что можно: классика, народные, грузинские, индийские и бальные танцы. Мне было интересно все, что связано с движением. Движение – это жизнь. Когда я танцевал, то чувствовал себя свободным и счастливым. Сейчас я понимаю, насколько дальновидной была моя мама, которая подогревала и поощряла мой интерес к танцам. Я родился и вырос в семье военнослужащего, и, конечно, мой отец не особо приветствовал мое увлечение. Он хотел, чтобы я получил хорошую профессию, которая обеспечила бы мне «достойную жизнь». Но я благодарен, что все сложилось именно так. Сегодня я свободен, счастлив и знаменит.

 

ИМПРОВИЗАЦИЯ

 

Не каждый творческий деятель может импровизировать и отойти от заученной схемы. Но именно это открыло во мне талант постановщика танцевальных композиций. Люблю создавать сюжетные номера и идти наперекор традициям. Главное – чувствовать музыку, а не пытаться ее «перетанцевать».

 

ПЕРЕЕЗД

 

Пришли «лихие 90-е». СССР распался, в Грузии начались военные конфликты. И мама, желая обеспечить лучшую жизнь для меня, посадила 16-летнего мальчишку в поезд и отправила в Россию. Я сразу столкнулся с трудностями. В Москве меня не принимали без прописки: взамен предложили Калинин или Калугу. Я подумал: почему бы не жить в городе между двумя столицами – и выбрал Калинин, сегодня Тверь. Здесь я поступил в училище культуры, правда, тоже с трудом: руководство было агрессивно настроено и не хотело брать иностранца.

 

ЭСТРАДА В ТВЕРИ

 

Когда я приехал, профессиональных танцев в Твери почти не было. Остались лишь советские народные коллективы. Танцы в Твери начали возрождаться с ночных клубов, году в 1996-1997.

Причем люди начали «зажигать» не по-детски, как с цепи сорвались. Поэтому неудивительно, что первым в клубы пришел стриптиз, причем не особо качественный. А я начал просто танцевать, придумывал себе номера, костюмы, сюжет. Прозвучит немного нескромно, но я могу себя считать одним из основоположников эстрадных танцев в Твери. Причем сначала мои костюмы были очень дерзкими: какие-то куски штанов или набедренная юбка, большие ботинки, вьющиеся черные волосы. В общем, я эпатировал публику (смеется). А что делать, нужно было выживать и как-то выделяться. Мне это удалось. Сначала меня приметили в отделе культуры, и я стал танцевать на днях города. А в 1997 году на одной из тусовок в клубе меня заметила Лариса Лелянова, режиссер ТЮЗа, и пригласила хореографом в театр.

 

КОСТЮМЫ

 

Свои образы и костюмы я всегда придумывал сам. Еще в детстве любил шить одежду для кукол девочкам со двора. Когда в 90-х начали появляться первые сэконд-хэнды, я познакомился со многими хозяйками этих магазинов. И в дни привоза они первым допускали меня к покупкам. В то время я снимал квартиру у одной актрисы, она умела шить на машинке. Поэтому я придумывал дизайн, а она помогала мне шить. Сейчас заставь меня выступать в таких костюмах – я еще много раз подумаю. А тогда был хаос. Чем ярче и вызывающе ты выглядишь, тем круче. С этого шоу все и пошло.

 

ЭКСПЕРИМЕНТЫ

 

Сначала я и себя создавал, постоянно экспериментировал. Могу признаться, что и до сих пор я в творческом поиске. Скучно быть одинаковым, мне интересно постоянно импровизировать и меняться. То отращу себе бороду, потом резко сбрею и коротко постригусь. Одеваюсь также всегда по настроению.

 

О «ДЖОН-ШОУ»

«Джон-шоу» – мой постоянный эксперимент. Тем и хороша эстрада. Если будет определенный стиль, мы опять поставим себя в рамки. И нас не пригласят снова под предлогом: «Мы это уже видели». Зрителю всегда интересно смотреть что-то новое, неповторяющееся. В этом году «Джон-шоу» показывает номера в стиле аргентинского танго, потом народный репертуар, через год – джаз. Единственное, что у нас постоянно, – это качество выступления.

 

НАСТОЯЩИЙ «ДЖОНИК»

 

В 1999 году я «созрел» для работы с людьми и начал собирать команду профессионалов из разных отраслей искусства. Для «Джон-шоу» отбирал интуитивно по стилю и внешним данным. Так как я живу спонтанно, импровизирую на ходу, это чувство должно быть и у людей, которые меня окружают. Ну и самое главное – это доброта. Ты можешь не танцевать хорошо, но если ты добрый человек, я тебя научу тому, что знаю. Однако в 90-е все выживали как могли, и люди были злые. Поэтому за 18 лет существования шоу-балета сменилось четыре состава. С последним – пятым – составом я работаю не первый год и доволен им.

 

ТАНЦЫ СЕГОДНЯ

 

У людей тоже есть срок годности, как у вещей. Поэтому сегодня я больше преподаватель и постановщик. В «Джон-шоу «стал больше петь, а ребята танцуют под мой аккомпанемент. Но это не просто подтанцовка. Мы ставим полноценные номера и делаем разноплановую программу. И, конечно, сейчас у меня в приоритете дети, которых я обучаю в школе.

 

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

 

Я строгий учитель, ору «дурниной», если выведут. Но злюсь обычно не на то, что не получается у ребенка, а на его нежелание учиться. Многие родители думают: отдали к известному танцору, значит, их ребенок станет знаменитым. Не станет, если он не будет прилагать усилий и понимать, зачем он танцует! Для меня танцы – это все, я этим живу. И, когда человек не уважает мой труд, я категоричен. Еще меня выводит из себя, когда танцор не слышит музыку, не сливается с ней. Это очень важно. Вообще, я позиционирую себя как постановщик, а не как репетитор. Я должен поставить и уйти.

 

ОСОБЕННОСТИ ЭСТРАДЫ

 

К сожалению, сегодня эстрадный танец дает нам очень мало настоящих эмоций и переживаний. При кажущемся изобилии танцевальных и вокальных проектов, они не дают нам увидеть настоящую душу артиста, подавляют индивидуальность и превращают человека в механизм.

 

О ВЫМИРАНИИ ЭСТРАДЫ

 

Я бы не сказал, что эстрада умирает. Ее популярность циклична. Она то ярко появляется на сцене и «сверкает», то на время затухает и, отдохнув, начинает «сверкать» новыми гранями.

 

ИЗВЕСТНОСТЬ

 

Известность – это и удача, и наказание одновременно. Хорошо, когда тебя знают, и ты открываешь свою студию. У нас сейчас модно в 16 лет открывать свою студию. Потанцевал год, получил сертификат – и ты мастер. Я вот только к сорока годам понял, что могу что-то дать детям. С одной стороны, хорошо, когда тебя знают: не нужно объяснять, куда идет заниматься их ребенок. С другой – это большая ответственность.

 

ШОУ-БИЗНЕС

 

Понятие «шоу-бизнес» я трактую по-своему. К счастью меня окружает большое количество талантливых людей, занятых настоящим творчеством. Мне приходилось сталкиваться со столичным шоу-бизнесом – там идет война не на жизнь, а на смерть. А мой шоу-бизнес – это мир и любовь.

 

ВЕРА

 

Я очень верующий человек и делаю все с Божьей помощью. Поэтому, когда меня спрашивают, чего я боюсь, всегда отвечаю – наказания за свои поступки. У каждого есть свои тараканы в голове. Я верю в правило бумеранга. Любая обида, злоба, оскорбление к тебе вернется. Я один раз обидел человека очень сильно, и потом это все ко мне вернулось.

 

ПЛАНЫ

 

В планах у нас юбилей – 20 лет «Джон-шоу». Поэтому надо подтянуть потуже свой поясок. А что потом, время покажет. Вообще, у меня есть мечта – вырастить свой ансамбль. «Березка» в Москве – это президентский ансамбль, а у нас будет губернаторский (смеется).

 

ПЕРЕМЕНЫ

 

Единственное, что бы я изменил в свой жизни, – хочу вернуть маму. Мне не хватило времени побыть с родителями, я лишился их в 90-е. Уехал, и все… В остальном я бы ничего не менял. По-моему, все получилось. И все было в свое время.

Анастасия РОМАНОВА

1092 0
Лента новостей
Прокрутить вверх