В Конаково стартовала кругосветная экспедиция на вертолете
17 апреля с аэродрома «Конаково» взмыл в воздух вертолет Bell-407, управляемый российско-польским экипажем. Авиаторы намереваются осуществить 14-й по счету кругосветный полет на винтокрылой машине. Для Тверской области событие, прямо скажем, историческое.
Воздушный маршрут протяженностью в 38000 километров проложен в западном направлении через Беларусь, Польшу, Чехию, Австрию, Германию, Бельгию, Францию, Англию, Шотландию, Фарерские острова, Исландию, Гренландию, Канаду, США (штат Аляска). Кругосветный перелет посвящен укреплению дружбы между авиаторами разных стран (и не только авиаторами), ряду авиационных дат, прославляющих российских и зарубежных пилотов и конструкторов, памяти погибших пилотов. Экспедиция также послужит популяризации вертолетного спорта в мире.
Во время турне экипаж машины «Bell-407» приземлится в том числе на аэродромах, где пройдут этапы Кубка мира по вертолетному спорту-2017. К слову, Кубок мира примут семь стран, в их числе Россия.
РУССКИЙ С ПОЛЯКОМ – БРАТЬЯ НАВЕК
Мороз, снегопад и колючая вьюга – таким выдался пасхальный вечер накануне старта вертолетной кругосветки. Раннее утро 17 апреля было солнечным, но из-за обледеневших трасс, раскидывающих машины по кюветам, и репетиции воздушной части парада Победы старт перенесли с 10:00 на 11:15.
Конаковский аэродром, лежащий в стороне от самого города и деревень, выглядит как конфетка: аккуратный заборчик из зеленой рабицы, автоматические ворота, современные здания, тренировочные площадки. Есть зрительские трибуны и водоем с рыбой. Скоро здесь появится гостиница для авиаторов и прочие элементы инфраструктуры.
Конаковский аэродром принимал этапы чемпионата России в 2015 и в 2016 годах, на очереди чемпионат мира, запланированный на 2021-й. Трудно поверить, но в начале 2000-х это место было заброшенным пустырем, куда местные бандиты свозили угнанные автомобили. Теперь это «авиационный оазис». Ренессанс аэродрома случился благодаря усилиям Максима Сотникова – генерального директора Международной академии вертолетного спорта. Территория была приведена в порядок при поддержке конаковского фермера Геннадия Садыкова – директора КФХ «Белое озеро».
Нужно сказать, что на легком вертолете было зафиксировано лишь 13 успешных попыток перелета вокруг света. Однако все не так страшно, когда основной пилот – чемпион мира и России по вертолетному спорту Максим Сотников, а поляк Марчин Шамборски – второй пилот экипажа. Серебряный призер четырех всемирных воздушных игр в Арабских Эмиратах, он отправляется в кругосветку впервые. Штурман команды – Наталья Сотникова, жена Максима Сотникова. Во время перелета через Атлантику и Канаду к команде присоединится Михаил Мовшин, имеющий большой опыт полетов в условиях повышенного риска – высокогорных, пустынных, арктических.
Перед основной пресс-конференцией мне удалось «поймать» польского летчика. Марчин Шамборски подчеркнул, что Россия и Польша дружат, особенно в области вертолетного спорта (до 1992 года в Польше производились вертолеты Ми-2, разработанные советскими и польскими инженерами).
ОН УЛЕТЕЛ, НО ОБЕЩАЛ ВЕРНУТЬСЯ
– В первой части экспедиции самым сложным участком будет перелет через Исландию. В день там может проходить несколько циклонов и антициклонов, в небе Исландии зарождается европейская погода, – рассказал на пресс-конференции Максим Сотников. – Вторая часть путешествия начинается на Дальнем Востоке. Она трудна не рельефом и погодными условиями, а тем, что там не хватает вертолетной инфраструктуры, в частности аэродромов. В Забайкалье нам предстоит ряд длинных прогонов – под нами на тысячи километров выстелится тайга. Что касается пересечения границ, то в Европе таких проблем нет, в общем-то, как и в США и Канаде. Отношение доброжелательное: иностранные пилоты нам помогают, Росавиация тоже. Маршрут нашего полета можно отследить по GPS-трекеру, Марчин будет вести фото– и видеотрансляцию в социальных сетях. У нас есть ряд запланированных установок, где мы хотим показать вертолетные упражнения.
Пилоты готовились к путешествию два года, они планируют потратить на кругосветку 53 дня и вернуться на аэродром «Конаково» уже в июне.
– Самое неприятное для меня упражнение во время подготовки – эвакуация из приводненного вертолета, – делится впечатлениями Наталья Сотникова. Впрочем, штурману не привыкать – за ее плечами множество международных полетов.
Пожелать удачи российско-польскому экипажу прибыли чиновники из местной администрации, представители Федерации вертолетного спорта России, спортсмены и военные летчики. Пилоты из Самарского клуба ЦСКА подарили команде флаги спортивного общества и плюшевую лошадь – талисман ЦСКА.
…Вдруг над аэродромом показался силуэт белого вертолета Robinson. Он летел над землей довольно низко и вскоре приземлился. Из кабины вышел двое мужчин: чемпионы мира по вертолетному спорту Вадим Сазонов и Андрей Орехов. Они приветствовали команду Сотникова: «Христос Воскресе!» На провокационный вопрос о том, как им хватило смелости нарушить временный воздушный запрет (из-за репетиции Парада Победы в Москве) авиаторы парировали с юмором: «Коридор был открыт на полчаса, и мы как раз в него уложились!»
Вскоре Bell-407 улетел, подняв снежную пургу, но обещал вернуться через 53 дня.
P.S. Сегодня вертолетный спорт относится к дорогостоящим видам спорта: средняя стоимость геликоптера котируется в районе 45 млн рублей. ДОСААФ не поддерживает винтокрылых так, как хотелось бы, поэтому вертолеты – спорт увлеченных меценатов. В числе фаворитов всероссийских соревнований – представители Московской области. Российские вертолеты Ми-2 устарели морально и физически, а новых малых вертолетов пока нет, вернее это пока лишь разработки, тот же Ми-34. Однако его сняли с производства по загадочным обстоятельствам. Авиаторы считают, что это связано с лоббированием на российском рынке малой гражданской авиации – импортных винтокрылых машин. Тем не менее российские спортсмены занимают престижные призовые места на международных соревнованиях.
В июле на аэродроме «Конаково» пройдет этап чемпионата России по вертолетному спорту, вход бесплатный. Подобные состязания в 2015 и 2016 годах вызвали ажиотаж – аэродром собирал тысячи зрителей.
Павел КИРИЛЛОВ