Тверское эхо московских бурь
Политическое пространство меняется быстро, но иногда незаметно для взгляда обывателя. Попробуем проанализировать, что этой весной является вестником перемен в России в целом и Тверской области в частности.
«А ПОТОМ ОНИ ПРИШЛИ СНОСИТЬ МОЙ ДОМ»
То, что власть и народ у нас сейчас живут в разных государствах, наглядно показала разворачивающаяся сейчас в Москве история со сносом пятиэтажек. Власть в лице мэра Москвы Сергея Собянина хотела оживить пришибленную кризисом строительную отрасль, освободить площадки под застройку – ну и заодно людей порадовать, переселить из некрасивых старых домов в некрасивые новые. Но фактически получилось, что закон о реновации отменяет право частной собственности: люди лишаются единственного, что дала им постсоветская приватизация – своих квадратных метров в привычных не сильно отдаленных районах. Под снос попадают не только хрущевки, многие известные люди с ужасом обнаружили, что их за огромные деньги купленные, и еще за большие деньги отремонтированные сталинки с трехметровыми потолками тоже будут снесены.
Москву в России вообще, а в Твери особенно, не любят. И поэтому в провинции наблюдают за разворачивающимися в столице народными волнениями с нескрываемым злорадством. Хотя программа реновации зон старой советской застройки может быть распространена и на другие города. Не удивимся, что может случиться такой фокус: квартиры в огромных «муравейниках» на окраине Бобачевской рощи в Твери не распродадутся, и застройщик, компания ДСК, пролоббирует снос домов во всем Московском районе Твери, и переселение бывших собственников за казенный счет в эти дома с тем, чтобы расчистить территорию под новые тридцатиэтажные дома-уродцы. Если жителям совсем убитых панельных хрущевок и брежневок на Зеленом проезде это может понравиться, то те, кто купил и отремонтировал квартиры в сталинских домах на проспекте Победы и на улице Тамары Ильиной, думаем, будут в бешенстве.
Мы еще не понимаем всей опасности людских «муравейников», которые строятся на окраинах Твери. Во-первых, в городе нет потребности в таком количестве новых небольших дешевых квартир. Население Твери уменьшается, разъезжается по окрестным столицам. Есть люди, которые хотели бы переселиться в более комфортное и современное жилье, но они не хотят менять одну блочную трущобу на другую. К сожалению, хорошего жилья, малоэтажного и добротного, в регионе строится немного, губернаторы отчитываются квадратными метрами, а не их качеством. А застройщики меньше всего думают о том, что их огромный тридцатиэтажный дом на окраине, где будет сложно жить из-за пробок, проблем со школами, больницами и детсадами, приличные люди постараются покинуть при первой же возможности. И жилье, переходя из рук в руки, будет дешеветь и затрущобливаться. Через лет 10-20 на месте этих нарядных сегодня новостроек появятся социальные гетто. Все это уже проходили в других странах – несколько десятков лет назад.
Вот лишь одна новость из Тверской области, случившаяся на прошлой неделе – в копилку темы «реновация придет и к вам». В Ржеве мэр города Вадим Родивилов предложил жителям пятиэтажки снести свой дом за их счет до 6 мая 2017 года. Жильцы дома №63 по улице Тертия Филиппова получили из администрации города «письмо счастья» именно такого содержания. Дом не имеет смысла ремонтировать, так как его подмывает подземная речка. В свою очередь, администрация города оказалась не готова расселять людей – снос старого дома и строительство нового составили бы 10% городского бюджета. В марте более 50 проживающих здесь семей получили требование покинуть дом. В качестве временной альтернативы им предложили снять номера в местной гостинице. Однако большинство жителей отказались покидать свои квартиры. Теперь администрация умывает руки: не захотели сами снести свой дом – значит, на себя и пеняйте.
Как написал хороший друг нашей редакции политолог Константин Калачев: «Я молчал, когда они меняли асфальт на плитку. Ведь я не хожу на каблуках. Я молчал, когда они повсеместно вводили платные парковки и сужали дороги. Ведь у меня нет автомобиля. Я молчал, когда они сносили ларьки и киоски. Ведь я не покупаю в ларьках и киосках. А потом они пришли сносить мой дом». Если право частной собственности на жилье де-факто отменено в Москве, не думайте, что в Твери, Ржеве, Кимрах, Бологом и Вышнем Волочке будет как-то иначе.
«ПОДКОВЕРНЫЕ БИТВЫ» СТАНОВЯТСЯ ЗАМЕТНЕЕ
Московский прецедент со сносом пятиэтажек вполне может раскачать ситуацию в стране. Увы, она лишь кажется стабильной вертикалью. На самом деле «наверху» кипят нешуточные битвы. На прошлой неделе элементы внутриэлитного противостояния стали известны широкой публики из эпатажного заявления, которое сделал на заседании комитета по празднованию Дня Победы председатель общественной организации «Инвалиды войны» Андрей Чепурной. Он в присутствии президента Путина заявил, что председателя Государственной Думы Вячеслава Володина некоторые видят… правопреемником президента Российской Федерации!
До президентских выборов остается больше года, а какие-то неведомые интриги уже выплескиваются наружу, из кажущегося монолитом Кремля. Что будет дальше? В условиях, когда «денег нет, но вы держитесь», элиты будут биться не на шутку, и президент вряд ли сможет быть, как прежде, залогом их благополучия. Скорее, ему отведена роль «переходящего приза» победившей группировки.
Настоящую опасность представляет не оппозиция, которая благодаря «умелым действиям» кремлевских технологов на прошлогодних выборах в Госдуму, где победили почти одни единороссы, вышла из системного поля и буквально сконцентрировалась в личности одного единственного человека – Алексея Навального. Настоящая опасность, исходя из самодержавно-византийских традиций нашего отечества, – в ближайших соратниках, которые только и смотрят, «не промахнулся ли Акела», и готовят увесистую табакерку.
Хотя в регионах политические блоки при региональных правительствах готовятся противостоять именно Навальному – тем самым, конечно, способствуя его популяризации. Если еще год перед студентами и школьниками будут выступать занудные и глупые персонажи, агитирующие против Навального, пожалуй, он на этом сильно наберет очки. В Тверской области тоже уже есть «инициативная группа», которая желает получить финансирование под противодействие Навальному: это самые унылые резонеры и неприятнейшие персонажи из всех возможных. Реакция нормального человека: «Если они против, значит, надо быть за». Как специально подбирали!
ЧИНОВНИК – ПРОФЕССИЯ ПРОШЛОГО
Так получилось, что на прошлой неделе у меня была возможность получить психологический срез настроений в правительстве Тверской области: совершенно случайно увиделась со многими знакомыми из «Зеленого дома» на Советской площади. У чиновников очень упаднические настроения. Они не верят в осмысленность своей деятельности, жалуются на эмоциональность и непоследовательность губернатора Игоря Рудени. Слабость власти – она везде слабость. Нынешний набор губернаторов позиционируется как «технократы», стоящие вне политики. Но должность губернатора именно политическая. И если лишить ее политической составляющей, выражающейся в отстаивании интересов своего региона, в умении находить компромисс с элитами, налаживать связи с обществом во всех его проявлениях, то от работы губернатора ничего не остается.
Руденя попал в ловушку, о которой мы его предупреждали. Доставшаяся от всех предыдущих губернаторов команда методично вводит губернатора «в блуд»: он не доверяет своим чиновникам, и каждое мелкое дело контролирует сам. А поскольку это физически невозможно, как результат, ничего не получается.
Надо отметить, что вообще чиновничество в его нынешнем виде доживает последние дни. Современные бизнес-процессы уже уходят в блокчейн-технологию, где взаимное недоверие в цепочке посредников заменяется абсолютно прозрачными и зафиксированными многократно цифровыми контактами. Ключевое слово – поколение. Новое поколение просто не понимает, зачем работать с неэффективными, устаревшими, ненадежными бумажными технологиями. Кевин Митник, мировой эксперт в области компьютерной безопасности, так сформулировал эту проблему: «Взломать человека намного проще, чем компьютер, поскольку компьютеры следуют инструкциям, а люди – поддаются эмоциям».
Работа чиновников формализована, и поэтому заменить их на новые технологии – самое логичное решение. Удивительно, но во времена губернатора Дмитрия Зеленина Тверь стояла у истоков этих процессов. Зеленинский Тверской информационный форум и форум «Умное производство» в Завидово – площадки, где впервые начали говорить об «умном» государстве» и «умных» города и регионах. Государственное управление неминуемо придет к блокчен-технологиям, при которых человек-чиновник уже будет не техническим работником, перекладывающим бумажки, а идеологом, конструктором социальных процессов. Вопрос только, станет ли Тверь во главе этого процесса или опять окажется в аусайдерах?
«Общество умнее власти». Эту парадоксальную фразу сказала на организованной редакцией «Караван+Я» встрече политолог Екатерина Шульман. Прошлая неделя – это еще и ряд ярких мероприятий, на которые губернатора Игоря Руденю приглашали, а он не пришел. Но пришли другие люди, для многих из которых было откровением, например, что можно вот так, без начальства, взять и создать, например, благотворительный фонд «Отчий Дом». Или провести встречу Ассоциации Тверских землячеств.
С началом весны видно, как «оттаивает» Тверь. Мы будем следить за этими процессами. Оставайтесь с нами.
Мария ОРЛОВА