Мария Лычковская: «Сумбур, в котором нам комфортно»

25.04.2017, 12:34

Режиссер из Хабаровска ставит диплом на сцене ТЮЗа

Мария Лычковская – 27-летний театральный режиссер из Хабаровска. Сейчас она учится на 5-м курсе института сценических искусств (РГИСИ) в Санкт-Петербурге и ставит дипломный проект на сцене тверского ТЮЗА. Премьера детского спектакля для самых маленьких «Улыбка Шерлока Холмса» состоится 27 апреля. Юные зрители будут смотреть спектакль прямо на сцене, сидя на мягких пуфах, – они станут полноценными участниками театрального действа. «Караван+Я» встретился с режиссером.

 

«Я ВОСПИТАТЕЛЬ, АКТЕРЫ – ДЕТИ»

 

– Постановка детского спектакля для меня – новый интересный опыт, – говорит Мария, светловолосая девушка с ясным взглядом. – Я всегда считала себя трагической актрисой и следовала этому направлению. Но когда приходила со своими заготовками на экзамены, все только умилялись моим трагичным этюдам (улыбается).

И правда, Мария создает впечатление очень жизнерадостной девушки. Ее положительную энергетику ощущаешь сразу: молода, красива, счастлива и полна планов.

– Тяжело было работать в несвойственном жанре?

– Дети от трех лет – нестандартная публика. О чем они думают? Как воспринимают мир? Перед нашей командой стояла важная задача – передать правду, как она есть. Именно поэтому в пьесе много разношерстных героев: Баба-Яга, Смайлик, Шерлок Холмс.… Когда в театре определились с материалом, я была в шоке от состава персонажей. «Смайлик» – это вообще что? А потом я вспомнила свое детство. Сегодня мне хотелось быть человеком-пауком, а завтра – феей. Так и у маленького ребенка в голове сумбур, в котором ему комфортно. Он познает мир, его желания и чувства меняются молниеносно. А гаджеты и Интернет – неотъемлемая часть нашей жизни, в том числе у детей.

Поэтому моим первым заданием для актеров было внимательно изучить своих маленьких детей и внуков. Как они себя ведут, общаются, реагируют. И потом на репетициях передавать их речь как она есть, без «взрослой интерпретации». Так, один ребенок говорил, что «предательство – это когда друг кусает». У детей небанальное мышление.

– Как вам коллектив нашего ТЮЗа?

– Тверской ТЮЗ – это большая дружная семья. Поэтому я сразу влилась в коллектив. А чтобы меня обижали из-за возраста или отсутствия большого опыта – такого вообще не было. Я довольна, что мой диплом проходит именно здесь. Работа на сцене – это постоянный обмен опытом. И актеры научили меня терпению и поэтапной реализации планов. В силу своей молодости я часто хочу всего и сразу.

Так как мы ставили спектакль для малышей, работа строилась в виде игры. Сначала мы просто собирались с актерами как в детсаду: я – воспитатель, а они – дети, которые ведут себя непосредственно: бегают, плачут, кидают игрушки. Самым сложным было перевоплотиться в детей и снова познавать мир с нуля. Трехлетний малыш редко сидит на месте. Поэтому у нас очень динамичный спектакль.

– Ваш спектакль необычен и тем, что маленькие зрители сидят прямо на сцене…

– Да мы сделали места для сидения только на сцене: пуфы, матрацы, подушки. Дети должны видеть все мельчайшие детали своими глазами. Не понимаю, как малыш может что-то увидеть, а тем более понять с девятого ряда. Он сразу потеряет интерес к действу, если оно недоступно. У нас же все рядом. Да, мы пожертвовали количеством посадочных мест, и есть вероятность, что ребенок выбежит и станет играть с актерами, но идея того стоит.

– А родителям интересно будет на спектакле?

– Хотя наша постановка достаточно абсурдна и комична, в ней скрыт глубокий подтекст. Именно родители влияют на формирование внутреннего мира маленького человечка. В спектакле мы рассказываем о детском одиночестве , казалось бы, в благополучной семье. Часто родители в силу ежедневных забот не уделяют должного внимания ребенку, его переживаниям. Мы пытаемся им это показать, чтобы по-настоящему сблизить семью. Ребенок не должен чувствовать себя одиноким, чтобы у него не появились комплексы и не закрались обиды, которые перейдут во взрослую жизнь. Я уверена, что интуитивно ребенок тоже сможет уловить основные смыслы спектакля.

Мы поднимаем и тему запретов. Родительский принцип: «Доешь – получишь мороженое, уберешься в комнате – куплю игрушку», – знаком каждому. Лично я против такого воспитания. Когда мы что-то запрещаем или заставляем делать без обоснований, ребенок будет следовать условиям, лишь чтобы получить желаемое. Он не поймет, почему нужно следить за порядком или делать уроки. Правильные привычки для него станут обузой. А когда он подрастет, то смекнет, как можно обходить правила. Малышу главное – показать, почему это хорошо, и это станет в радость. Я вспоминаю себя в детстве. Мама никогда мне не ставила условий. При этом я выросла понимающим человеком. Значит, методика работает (улыбается).

 

«В ТЮЗЕ Я НАШЛА МНОГО КАНАТОВ»

 

– Почему вы стали режиссером?

– Меня часто спрашивают, как меня занесло в режиссуру, ведь у меня совсем не артистичная семья. Могу лишь ответить, что моя жизнь – сплошная импровизация. Я просто следую желаниям сердца. В Хабаровске училась на филолога. А в последний год поняла, что «не мое» и решила поступать в Москву на режиссера. Самым страшным было сказать маме. Разговор состоялся на кухне. Мама восприняла мое решение спокойно, только ответила: «Ты сама все организуй, если хочешь что-то резко менять». И я собрала вещи и отправилась в неизвестность, в Москву. В столице поступала во все театральные, мечтала попасть в ГИТИС. Не получилось. Стала подрабатывать и пробоваться снова. В Москве я пробыла два года, старалась не унывать, ходила на дополнительные курсы по режиссуре и актерскому мастерству. Но, видимо, судьба моя была в Питере. Здесь проучилась и не сбежала (смеется).

– По-вашему мнению, ТЮЗ – провинциальный театр?

– Не думаю, да и сам город я бы не назвала провинциальным. Может, здесь нет каких-то супер 3D-проекторов, молниеносно меняющихся декораций, но я знала, куда иду. И все, что было нужно для постановки, я получила. Мы даже нашли много канатов, которые умудрились привязать к стропам. Да и как я могу судить о провинции, если сама родом из далекого Хабаровска. И люди в Твери добрые, по крайней мере, мне попадались только такие.

– Уже есть какие-то планы после защиты диплома?

– Не знаю пока. Но к Питеру привязываться не хочу. Что-то свое можно сделать на любой сцене. Я мечтаю поставить вещи с акцентом на пластику: пьесу «Иванов» Антона Павловича и «Кровавую свадьбу» Лорки. Я сама профессионально танцую аргентинское танго, и для меня движение имеет большое значение. Оно расширяет диапазон эмоционального восприятия и помогает более глубоко трактовать творчество.

Анастасия РОМАНОВА

40 0
Лента новостей
Прокрутить вверх