О формализме и лицемерии при праздновании Победы
Уже несколько лет подряд в конце апреля – начале мае нарастает патриотическая вакханалия вокруг ветеранов Великой Отечественной войны. Мне это сильно не нравится. Я могу об этом говорить, ибо я уже свидетель эпохи – я застал настоящих окопных фронтовиков. Они бы нынешнее циничное военно-патриотическое воспитание не одобрили. Как говорил дядя Леша Стрыгин, горевший в танке под Прохоровкой, больше всего в действующей армии не любили политруков.
«ДАВИЛИ ТАНКАМИ, ЧТОБЫ НЕ ТРАТИТЬ ПУЛЬ»
Моя мама еще ребенком пережила вместе с бабушкой 9 месяцев немецкой оккупации в Нижнедевицком районе Воронежской области. Она считает: им повезло, что в селе стояли немцы. Они не зверствовали, как мадьяры (венгры, воевавшие во Второй мировой на стороне Гитлера). Всех местных жителей согнали в одну избу, в других расквартировалась немецкая часть. Немцы даже подкармливали русских детей. Церковь и школу тоже не закрывали. Помнит, правда, что в селе однажды повесили молодого мужчину – партизана.
Дядя Леша Стрыгин почти никогда не вспоминал войну, да и другие фронтовики о ней никогда не говорили. И орденов фронтовики никогда не надевали, даже на день Победы – не принято было. Это был грустный праздник, когда поминали погибших. Не как сейчас. Люди, увешанные медалями и значками, на улицах появились только после 1966 года, через 20 лет после войны. Тогда советский агитпроп выпустил песню «Фронтовики, наденьте ордена!» «Кто эти люди?» – часто возмущались «реальные» фронтовики. Своих орденов многие из них так и не надели, до самой смерти.
Но однажды дядя Леша, будто чувствуя скорую кончину, мне, как молодому писателю, стал рассказывать о войне. В том числе рассказал, как они давили танками в степи полуживых итальянских солдат. Этот рассказ меня потряс. Давили гусеницами, чтобы, добивая итальянцев, не тратить на них патронов. Все огромное поле было в раздавленных итальянских черепах, а танковые гусеницы забивались от содранных с голов волос. Такое у настоящей войны страшное лицо.
Война закончилась 72 года назад. Воевавшим на Курской дуге солдатам сегодня было бы почти 100 лет. Естественно, их уже практически никого нет в живых. Самому молодому фронтовику, призванному в армию в 18 лет в последние месяцы войны, сегодня 90 лет.
На всю страну, наверное, осталось всего несколько сотен реальных окопных фронтовиков. Многие уже лежачие. У некоторых не осталось родственников – дети умерли. Некоторым банально нужны сиделки и памперсы. Это реальность такая. Сиделки стоят денег, памперсы, выделяемые государством, обычно дешевые и некачественные. Два года назад к одному тверскому ветерану, танкисту, сражавшемуся на Курской дуге, когда он слег окончательно, даже участковый врач подходить побрезговала – подумала, одинокий запущенный старик, туда ему и дорога. Так и умер ветеран, забытый государством. Казалось бы, участковая врач должна была вызвать бригаду лучших докторов, такому человеку должно быть обеспечено медицинское обслуживание по высшему разряду и бесплатная сиделка от государства. Так бы это было в Израиле, США, Великобритании. Но у нас, пока дед еще кое-как жил, даже за соцработника с него запросили деньги: «У ветеранов же пенсия большая!» По своей воле помогали старику только журналисты независимой газеты «Караван+Я» – спасибо Любе Кукушкиной и Марии Орловой.
Господа «патриоты», помогите ветеранам лучше деньгами и персональным вниманием. А властный пиар на ветеранах уже выглядит не совсем этично.
«У НЕМЦЕВ ЗАБИРАЛИ КОЛБАСУ И ШНАПС»
Еще хочу рассказать не про мифического, а реального деда, которому спасибо за победу. После окончания седьмого класса нас, подростков «третьего завода», матери определили работать на каникулах слесарями, чтобы мы не хулиганили и не влипли в какую-нибудь историю. На заводе я познакомился со слесарем Петром Федоровичем Шипиловым. Мужик был задорный, коренастый, с огромными сильными руками. Учил нас, подростков, работать кувалдой при ковке. Потом я узнал, что он кавалер трех орденов Славы, высшей солдатской награды. Но в президиумы его не приглашали, он был сильно пьющий.
Став студентом, я часто его встречал у железнодорожной станции, где он выпрашивал у прохожих пятьдесят копеек. Кто-то давал, когда-то я давал, но после этого Петр всегда пьяным валялся в кустах в привокзальном сквере, пока его не находила жена.
Больше всего Петр не любил, как и дядя Леша, советских политруков и Сталина. Про Сталина он пьяным никогда не говорил. Только трезвым, с глазу на глаз. Петр считал Сталина виновным в потерях, так как перед войной, в период дружбы с Гитлером, в СССР в результате сталинских репрессий были уничтожены лучшие командиры Красной армии.
Про войну Шипилов рассказывал редко, но всегда шутливо. Единственной радостью на фронте, по его словам, были фронтовые сто грамм. Еды и водки у наших было мало. А у немцев было много. Обидно же. В деревню не пойдешь – там наши НКВДшники расстреляют. Оставалось к немцам «в гости» ходить. Рассказывал, как они с товарищем брали штык-ножи и ползли в окопы противника. Там вырезали ножами караул и спящих в блиндаже немцев, забирали колбасу и шнапс и продолжали банкет. Иногда, чтобы политрук не писал доносы в НКВД, прихватывали с собой «языка». Начал Петр войну рядовым, закончил ефрейтором.
В его наградном листке читаю: «Петр Федорович Шипилов – командир отделения 340-й отдельной разведывательной роты (274-я стрелковая дивизия, 69-я армия, 1-й Белорусский фронт), ефрейтор. С декабря 1941 года на фронте. В марте 1944 года близ села Озеряны Турийского района Волынской области Украины рядовой Шипилов в составе разведгруппы сразил около 8 солдат противника, разбил ручной пулемет, добыл ценные документы и доставил их в часть.
19 июля 1944 года, преследуя противника, Шипилов с разведгруппой наткнулся на заслон и был ими обстрелян. Он пошел на сближение и, ведя огонь из автомата, убил одного солдата противника, а когда закончились патроны, атаковал противника гранатами. Когда закончились гранаты, бросился в рукопашную. 20 июля 1944 года он в числе первых переправился через реку Западный Буг и с плацдарма на левом берегу обеспечивал огнем переправу строевых подразделений. И все в таком духе. Десятки эпизодов личного мужества, из которых складывалась общая победа антигитлеровской коалиции.
27 июля 1944 года вместе другими разведчиками рядовой Шипилов вплавь переправился на западный берег реки Висла в районе Казимеж-Дольны. Они захватили плацдарм и удерживали его под яростными атаками противника до тех пор, пока не переправились основные подразделения. Петр был представлен к званию Героя Советского Союза, но приказом по 69-й армии от 10 октября 1944 года он был награжден только орденом Красного Знамени.
14 января 1945 года Шипилов, участвуя в разведке боем, убил четырех солдат противника и захватил ценные документы. 16 января 1945 года в наступательных боях в Польше участвовал с группой разведчиков в разведке боем. Они обнаружили двух артиллеристов-корректировщиков. После непродолжительной схватки Шипилов пленил солдата противника и дал возможность остальным разведчикам пленить еще трех солдат. 18 января 1945 года с группой разведчиков он столкнулся с заслоном врагов и был атакован ими. Вступил с ними в ближний бой, а затем и в рукопашный, в результате которого он убил одного солдата прикладом автомата. Приказом по 274-й дивизии от 10 февраля 1945 года был награжден орденом Красной Звезды.
Командир отделения ефрейтор Шипилов 15 апреля 1945 года в составе группы разведчиков из 5 человек участвовал в захвате контрольного пленного в районе восточнее деревни Мальков. Шипилов подобрался к проволочному заграждению и броском гранаты проделал в нем проход. Потом он бросился в траншею, где столкнулся с солдатами противника, вступил с ними в гранатный, а затем в рукопашный бой. Приказом по 69-й армии от 19 мая 1945 года был награжден орденом Красного Знамени
20 апреля 1945 года у населенного пункта Аренсдорф, что в 20 км северо-западнее города Франкфурт-на-Одере, ефрейтор Шипилов в составе разведывательной группы уничтожил группу солдат противника и одного взял в плен. 23 апреля возле деревни Фалькенберг-Фюрстенвальде в 21 км западнее Франкфурта-на-Одере ефрейтор Шипилов с разведчиками взорвал дзот и уничтожил 10 солдат противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года он был награжден орденом Славы 1-й степени.
В 1945 году Шипилов после демобилизации вернулся на родину. Жил в городе Семилуки, работал слесарем на заводе стройматериалов. Скончался Петр Федорович Шипилов 20 августа 1982 года.
На праздники Петра Федоровича тогдашние советские идеологи не звали. Советскую власть и Сталина он не любил. Честный был человек. Нынешним «патриотам» на немецких машинах с надписями: «На Берлин…» точно бы дал по морде.
В США ПЕНСИЯ ВЕТЕРАНА – 160000, А В РОССИИ?
Не пишите лозунги «Спасибо деду за победу», не увешивайте себя ленточками, как фрейлины, не ходите строем с одинаковыми картинками. Не надо этого пафоса, берите пример с немецких современников, которые не только восстановили страну, но и обеспечили пенсиями и уходом своих стариков, которые воевали на неправильной стороне, между прочим. Размер выплат от государства, например, для бывших военнослужащих Вермахта на наши деньги – от 65 до 520 тысяч рублей в месяц.
Посмотрите, как дела обстоят у наших американских союзников, с которыми наши деды вместе воевали против фашистов. Участников Второй мировой войны в США курирует Министерство по делам ветеранов, в ведении которого находится 175 госпиталей, сотни домов престарелых и тысячи районных клиник. Если болезнь или инвалидность ветерана – следствие военной службы, то все расходы на его лечение берет на себя государство. Здесь ветераны Второй мировой войны имеют особую пенсию, право на льготные жилищные кредиты, полный медицинский сервис и в случае необходимости — инвалидную технику. При средней пенсии в США в размере 1500 долларов ветераны войны получают дополнительное пособие – минимум 1200 долларов. То есть минимальная пенсия ветерана в США – 160 тыс. рублей.
А сколько получают ветераны в нашей нефтедобывающей стране? Порядка 30 тыс. рублей, плюс-минус. И еще, может быть, прибавка за инвалидность. И это только в последние годы, те, кто еще жив.
Сравнили цифры? И не ищите оправдание нашей власти и себе самим. Не надо ваших «спасибо деду за победу», а помогите лучше реальными делами. Если вы настоящие патриоты, а не лицемеры.
Геннадий КЛИМОВ