Экспедиция в город со сложной историей
Пока страна отдыхала на майских праздниках, мы с Марией Орловой провели несколько дней в Торжке, где известный антрополог Свят Мурунов организовал воркшоп Центра прикладной урбанистики. Мы вместе пытались понять сущность небольшого российского города в Тверской области, пытались генерировать и планировать изменения в этом умирающем городе. Организатор мероприятия – Татьяна Соколова, уроженка Торжка, которая сейчас живет в Москве и успешно занимается там бизнесом.
ТОРЖОК – КАК РИМ, ЗАХВАЧЕННЫЙ ВАРВАРАМИ
Торжок мне кажется самым прекрасным городом в России. Но иногда он напоминает Рим под властью варваров. Его стены еще сопротивляются и ждут освобождения, ждут культурного возрождения.
Торжок с пригородами – шедевр европейской архитектуры, созданный русским «Леонардо», одним из руководителей французского масонства князем Николаем Львовым. Это настоящая русская Европа. Здесь уникальная пространственная среда, похожая на Рим – на каждом холме свой пространственно-временной континуум.
Я изучал древние поселения, посетив почти все города на греческих островах, а также Аргос на Пелопоннесе – третий по древности постоянно заселенный город Европы. Первые города строились по принципу «варов» (Ноева ковчега). Они кольцевые. Чем ближе ваш дом к центру, тем престижней. Кольца ограждают одну социальную варну от другой. В центре – мудрецы, по периферии – воины, в середине – труженики, все варны скрепляют шудры (слуги-коммуникаторы). Такое строение очень функционально, чтобы город выживал во враждебной среде. Самый характерный город такого типа – это Москва. Чем ближе к центру столицы, тем дороже недвижимость и выше социальный статус жителей.
Второй тип городов, появившийся впервые в Крыме 750 лет до н.э. и потом распространившийся на все Средиземноморье, – это гражданский полис. Такие города возникали на побережье, и их заселяли свободные люди. Из полисов и родилась античность. Об этих процессах вы можете прочитать в моих книгах. Это более сложно организованная социальная среда, которая рождает более сложноорганизованных людей европейского типа.
ИСТОРИЯ, КОТОРОЙ СЛОЖНО СООТВЕТСТВОВАТЬ
В Торжке огромные пласты прошлого органически связаны с мировой историей и прежде всего с историей Европы. Торжок – Божок, от имени Тора, сына бога Одина из скандинавской мифологии. Во времена викингов на Севере Европы была одна культура.
Ровно 1000 лет назад на территории нынешней России именно в Торжке впервые появились христианские пилигримы и создали первый в мировой истории госпиталь для переселенцев и миссионеров. Геополитической причиной движения христианства на Север Европы в этот момент было то, что мусульмане захватили Иерусалим, север Африки и высадились в Испании. В результате христиане стали искать пути отступления. Не случайно, наверное, меридиан Иерусалима и Торжка совпадает. Жители Торжка до сих пор называют себя новоторами, по имени Новой Торы (Нового Завета), как альтернативы (Ветхого Завета).
История здесь очень длинная, эту цитадель христианства много раз сжигали. В том числе хан Батый, который специально проделал огромный путь для этого.
Однако случилась такая западня. Торжок настолько ментально сложен, что во время советской власти здесь проявился экономический закон «лимона»: общество, потеряв идеологических вождей, стало откатываться в первобытность. Сначала они придумали себе упрощенную мифологию истории, типа Торжок – это «новый торг». Справедливости ради нужно сказать, что упрощения и фальсификации начались еще до советской власти, во времена синодального (государственного) христианства. Для народа была создана лубочная версия истории, которая жива до сих пор и является официальной.
Это запустило механизм деградации. Нынешние жители Торжка – это уснувшие люди без памяти. Местная власть абсолютно неспособна к управлению городом, неспособна генерировать изменения, неспособна учиться, неспособна даже увидеть, в каком неприглядном состоянии они все живут, до чего довели город. Такое ощущение, что уснувший северный Рим ждет, когда придет новое население, ибо существующая городская элита безнадежна.
И кажется, эти новые люди появляются, появились первые предвестники. Будем надеяться, что за ними придут многие. И тогда мы увидим между Москвой и Санкт-Петербургом (именно на дороге, связывающей две столицы России, расположен Торжок) прекрасный европейский город, куда можно поехать на выходные попить кофе в уютном уличном кофе, пообщаться с креативным классом. Я уверен, что через 3-5 лет мы этот город не узнаем.
Был рад встретить в Торжке Дмитрия Мендрелюка – когда-то мы с ним были партнерами по бизнесу. Это создатель московского издательского дома «Компьютерра» и «Бизнес-журнала». Он москвич, но тоже «заболел» Торжком.
КЛАДБИЩЕНСКИЙ ДИЗАЙН
Первое, что видит турист, – это туалет на центральной площади. Собственно, это почти единственная бесспорная туристическая услуга, на которой зарабатывает Торжок. Вывеска на туалете напоминает траурную ленточку. Этот туалет – настоящее лицо Торжка, именно его первым видят туристы, именно он формирует первое впечатление от города.
Тут же на площади, на противоположной стороне, есть конкурирующий с туалетом «кильдим» с разливным пивом. Такие злачные места были во многих советских райцентрах главными публичными пространствами. В них пахло килькой и пивными бочками. В торжокском злачном месте таких ностальгических запахов нет, пахнет пластмассой…
Кстати, Торжок очень плохо пахнет, тут везде пыль и песок: на улицах, крышах, стенах… Такое ощущение, что Торжок расположен не на берегу лесной реки, а в пустыне. Дышать трудно, ибо песок еще и с солью, остался на дорогах с зимы. Местная власть не имеет даже представления, что улицы надо подметать, а лучше пылесосить. Для этого существуют специальные уличные пылесосы. Местный мэр Анатолий Рубайло ходит по грязи, но грязи не замечает. Это признак вырождения города.
Центральная площадь с символичным названием 9 Января зачем-то по центру загорожена полицейским забором для разгона демонстраций, что создает неудобство для жителей и публичную площадь превращает в банальную автомобильную развязку. То есть центральная площадь Торжка – образец урбанистического невежества и плохого вкуса местной администрации.
Идем дальше. В городе нет никакой туристической навигации. Куда идти, неизвестно, поэтому многие туристы идут вверх по улице, в сторону городской администрации. И что видят по дороге? Слева у реки какой-то арт-объект, похожий на советскую станцию по перекачке нечистот из канализации. Скорее всего, это так и есть. Обслуга объекта, вероятно, понимая неуместность его в месте выгрузки туристов, украсила насосную станцию клумбой с пластмассовыми цветами. Это второе, что видят в Торжке туристы. В сочетании с вывеской начинаешь подозревать, что ты на кладбище.
Третий объект, который видят туристы в Торжке, – это яма (смотри фото). Это тоже арт-объект. Чугунный люк над ямой раскололся так, что в нем образовалась дырка, в которую может провалиться не только ребенок, но и неосторожный взрослый человек.
Дыра находится совсем недалеко от крыльца администрации города. Вместо того чтобы заменить люк, здесь проявили недюжинную смекалку. Потратили много времени и средств, чтобы установить на чугунный люк заплатку из нержавеющей стали. Если среди читателей есть инженеры, то они оценят.
Итак, три объекта, которые видит турист после выхода из автобуса: туалет, огород с пластиковыми цветами и люк с дыркой, на которой заплатка. Какую вы оценку поставите мэру Торжка Рубайло?
НОВЫЙ СМЫСЛ ДЛЯ ГОРОДА
Мы работали в Торжке два дня, но местные активисты и на третий день под руководством Свята Мурунова продолжили искать смыслы и стратегию оживления этого города. Торжок в потенции самый главный туристический и культурный объект в России.
Торжок возник на берегу реки Тверцы, верхнем притоке Волги, в 1015 году, когда христианские пилигримы построили в этих языческих местах гостеприимный дом. Именно с этого момента началась великая славянская колонизация на восток, которая привела к смене ментального кода народов, ныне слившихся в единый русский народ. Было отменено многоженство, жертвоприношения людей и животных, шаманизм, восстановлена вера в Единого Бога. Основатель Торжка Ефрем Новоторжский, христианский рыцарь Новой Торы, на месте христианского госпиталя заложил в 1038 году монастырь. Именно из него христианство стало распространяться по всем весям бассейна реки Волги и дальше на восток. Это было начало Руси, потом переродившейся в Россию.
Однако официальная синодальная, а затем советская историография утверждает, что первым монастырем на Руси является Киево-Печерская лавра. Хотя сегодня нетрудно открыть энциклопедию и убедиться, что Киево-Печерская лавра – один из первых по времени основания монастырей в Древнерусском государстве – основана в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием. А монастырь в Торжке появился на 13 лет раньше, чем в Киеве.
Сегодня можно уже не придерживаться сфальсифицированной в угоду политическим интересам истории. Первая крепость госпитальеров в Торжке появилась в 1015 году стараниями рыцарей Новой Торы (Нового Завета) Ефрема и его соратника Аркадия Новоторжского. Госпитальеры, или Иоанниты (также известные как Иерусалимский, Родосский и Мальтийский Суверенный Военный Странноприимный Орден Святого Иоанна), – основанная в 1080 году в Иерусалиме в качестве амальфийского госпиталя христианская организация, целью которой была забота о неимущих, больных или раненых пилигримах в Святой земле. То есть госпитальеры в Торжке проявили свою деятельность на 65 лет раньше, чем они повторили это во времена Первого крестового похода в Иерусалим.
При таких исходных данных почему в Торжке такая разруха, почему тут нет толп туристов, хотя бы как на Родосе? Кстати, башня в крепости госпитальеров на острове Родос слегка напоминает башню в Борисоглебском монастыре из Торжка.
Правильно заметила директор «Новоторжской ярмарки» Наталья Серова в своей публикации на Фейсбуке: «ДРУЗЬЯ, если город с такой славной историей, народом, удивительным местоположением и очевидным в связи с этим коммерческим потенциалом, как наш ТОРЖОК, – УМИРАЕТ, перед нами, похоже, УБИЙСТВО».
Ау, губернатор Тверской области Игорь Руденя, ау, местный министр туризма Иван Егоров. Вам не больно за Торжок?
Геннадий КЛИМОВ