– Голубые лягушки? Быть не может! – Лена, моя знакомая, приехавшая погостить на несколько дней в Центрально-Лесной заповедник, где я тогда работал, поставила на стол чашку с чаем и недоверчиво посмотрела на меня.
– Хочешь увидеть?
– Еще бы!
Мы вышли из дома, пересекли начавшую зеленеть небольшую лужайку и остановились у маленького прудика, вырытого в углу придомового участка. И тотчас же высказанное мной пятью минутами раньше утверждение о существовании голубых лягушек блестяще подтвердилось: на глинистом берегу у самой воды неподвижно сидел самец остромордой лягушки в восхитительном серебристо-лазоревом брачном наряде. Освещенный ярким апрельским солнцем, он был изумительно красив, и на человека, впервые своими глазами увидевшего это чудо, производил ошеломляющее впечатление. И, надо сказать, что таких людей абсолютное большинство. А ведь остромордые лягушки – одни из самых обычных в наших краях. И каждый при желании может увидеть их в период икрометания, когда самцы, бурые в другое время, приобретают необычайно красивую окраску. Для этого надо лишь во второй половине апреля – начале мая пойти за город и внимательно обследовать небольшие окрестные водоемы.
Апрель и май – самое бурное время в жизни наших лягушек и жаб: они заняты продолжением своего рода и поэтому активны круглые сутки. Только тогда самцы издают характерные крики, адресованные представителям своего вида. Они аналогичны пению птиц: их роль – привлечение самок, обозначение индивидуального участка и обеспечение группового внутривидового контакта.
Первыми пробуждаются от зимней спячки и тут же отправляются к местам нереста травяные лягушки, которые вместе с остромордыми принадлежат к группе бурых лягушек, живущих на суше и посещающих водоемы лишь для откладки икры. Происходит это в начале апреля, когда местами еще лежит снег, а водоемы частично покрыты льдом. Икру они откладывают в хорошо прогреваемых солнцем прудах, ямах с водой, придорожных канавах и на прибрежных участках озер. Во время нереста самцы издают характерное урчание: «урр… урр… урр…».
Песня остромордой лягушки, икрометание у которой происходит несколько позже, отличается от песни травяной и напоминает бульканье, издалека похожее на бормотание тетеревов.
Во второй половине мая к размножению приступают зеленые прудовые лягушки, которые всю жизнь проводят в водоемах и не покидают их после откладки икры. В это время их оглушительный многоголосый хор слышен далеко окрест и наряду с соловьиным пением и благоуханием цветущей сирени придает неповторимый колорит теплым майским ночам.
Удивительно мелодичны и приятны для слуха голоса наших жаб – серой и зеленой. Оба эти вида появляются в нерестовых водоемах в конце апреля – начале мая. Голос серой жабы негромкий, чистый, высокий. Передается он как «ак, ак, ак…» и напоминает лай миниатюрной собачки.
Более редкая, внесенная в Красную книгу Тверской области зеленая жаба обладает самым красивым среди наших земноводных голосом, представляющим собой громкую нежную трель: «ир-р-р, ир-р-р, ир-р-р…». Ее окраска тоже очень красива: по светлому буро-зеленому фону разбросаны темно-зеленые пятна, отороченные тонкой черной каемкой и испещренные мелкими красными точками.
Дмитрий КОШЕЛЕВ. Фото автора