Свят Мурунов, завершив трехдневное исследование Торжка вдоль и поперек, написал эссе об этом древнем городе. По его словам, жители начинают пробуждаться, и от них зависит будущее Торжка. «Как понять древний город, как его вместить в себя и как стать его частью? Какие ресурсы есть у Торжка для возрождения?» – эти вопросы он поднимает в тексте.
Понятно, откуда столько сил и хорошего упрямства/достоинства в жителях Торжка. Попробуйте с детства научиться выговаривать все эти «тр» – «рж», «Тор-жок»… Язык сопротивляется, зона Брока коры головного мозга вся вспыхивает яркими красками, слова получаются громкими, четкими. Шептать «Торжок» не получается…
Город сильный, город сильных, прежде всего духом, волей, нравом. Основанный рыцарями, самовосстанавливающийся после каждой волны конфликтов больших империй/княжеств. Вот и сейчас после очередной волны конфликтов (прежде всего культурных – советское/постсоветское) Торжок просыпается… Пока это только личности, которые получили импульс прежде всего друг от друга, от своих публично озвученных переживаний за город/горожан/историю/среду.
Чтобы понять Торжок, надо быть Торжок…
«Здесь надо со школы получать университетское образование»
Три дня школы Центра Прикладной Урбанистики, продюсером которой выступила Татьяна Соколова и сообщество активных горожан Торжка, прошли в сложной/изматывающей работе над собой – понять/вместить/впустить в себя город. Напитаться Торжком безоценочно, удержать себя от быстрых идей/проектов было непросто.
На второй день я почувствовал город, увидел внутренним взглядом, увидел город как сложную систему тысячей мельчайших связей и пульсирующих узлов, часть из которых заросла/запылилась/покрылась страшной рекламой/мусором или пластиковыми цветами (!), часть из которых гордо и молчаливо возвышается над городскими постройками/перезванивается колокольным звоном или улыбается странными окнами, перешептывается заросшими руинами, журчит скрытыми в трубах ручьями. Город, который восстанавливается уже практически без помощи и внимания людей (не мешайте, я как-нибудь сам).
И действительно, чтобы вместить в себя сложность и культуру Торжка, здесь со школы надо получать университетское образование. Культурная среда должна быть плотной/многослойной, тогда каждый кирпич, вид, история, фамилия, фасад будут так резонировать, что не то что покинуть город не сможешь – наоборот, станешь его неотъемлемой частью, его раствором, кожей, золотой ниткой, звоном.
Понятно, почему город в такой разрухе и в таком состоянии – жизнь в городе запускает не торговля или машинерия, производство, а духовность. Не думал, что буду писать это в урбанистическом эссе, но в Торжке это так. Если в Суздале духовность исчезла и это просто туристический продукт, уже с ресторанчиками и антикварными лавками на китайском языке, то Торжок основали на духовности/милосердии рыцари-госпитальеры (!), и именно на ней он еще и держится.
Местные активисты сильно удивили, когда в интервью абсолютно искренне говорили об этом – город, вдохновляющий спокойствием, духовностью.
«Каждый поступок – часть тысячелетней истории»
Самое сложное в Торжке – стать и быть горожанином, для этого надо постоянно работать над собой, внутренне расти, соответствовать – намного проще закрыться в своем мирке с телевизором/дачей/нелюбимой работой, насажать в шины цветы перед домом, ходить много лет мимо помойки/свалки и жаловаться/или просто выключиться. Против этого фактически вся экономическая и моральная ситуация на постсоветском пространстве, нет такой деятельности – переживать/переосмыслять/хранить/просвещать, нет ценностей, культура в подполье, экономика ради экономики.
Историческим городам в России вообще сложно, история и символы на количество людей, которые в них остались, прессуют или городских сумасшедших, или городских маргиналов. Культуры как деятельности нет, для государства история и культура пока просто странные слова, или расходы бюджета, или головная боль с градозащитниками.
С другой стороны, именно такие города, как Торжок, – это и есть узлы идентичности, река времени через них протекала тысячелетия и оставила столько отметок, что можно так вдохновиться, что в креативную экономику легко попасть элементарно (без магнитиков/рюкзачков/и фанерных поделок).
Торжок нас вдохновил, помощи не просил, просто и с достоинством заставил подумать на 100 лет (официальная история города 1000 лет). Собралось разнообразное городское сообщество, и именно сложная рефлексия и поиск/инверсия/возврат к базовым смыслам, заложенным в основание города, через современное переосмысление это сообщество сжало до ядра, синапса. Осталось подключиться к реальным городским источникам (парк у ручья, река просвещения вдоль Тверцы, городской университет, новые сценарии и роли монастырей), и город встряхнется, забурлит, раскроется.
Выводы: искать свои уникальные новые смыслы как часть/цепочку прошлых смыслов (разбираться с идентичностью), только совместно найденные/сгенерированные/принятые и понятые смыслы/утопии могут сейчас объединять/формировать новых городских субъектов/новые связи/новую деятельность – не важно, проектируете ли вы сквер перед библиотекой (сквер Чош в Ижевске) или занимаетесь перезагрузкой целого города (ЦПУ в Сургуте), базовые смыслы/ценности и их проявление/пересборка формирует мощнейший коллективный импульс желания/стремления к другому будущему, каждый следующий шаг/точка принятие решения преломляется через осознанную картину мира, принятие себя, понимания других и общего уникального будущего.
Это сложно, но это то, что позволит закрыть ту боль резкой смены 90-х, заставит избавиться от алчности 2000-х и в итоге найти свое место в мире, нашему заблудшему и отказавшемуся от своих корней постсоветскому…
Кто? Только горожане, те, кто понимает, что город – это сложность, многообразие, диалог, процесс, кто взрощен этим городом или принял его идентичность как веру и теперь живет этим. Причем горожанин может быть разным – чиновником/предпринимателем/подростком/туристом/экспертом/в поиске себя, не важно, главное – у него есть запрос на город и он чувствует ответственность перед ним в разрезе всей истории города. В случае с Торжком – каждый ваш поступок в городе может стать частью тысячелетней истории.
Вива Торжок! Все снова продолжается.
Свят МУРУНОВ, Facebook