Птица цвета ультрамарин

20.07.2011, 00:00

Маленькая синяя птичка – символ системы микроблогов Твиттер – собирает под своё крыло всё больше и больше пользователей Интернета.

Прошедший год в Твери случился под знаком «Твиттер». Будем честными: назвать это увлечение тверитян повальным нельзя — в большинстве своём люди предпочитают привычные, обжитые ВКонтакте и Одноклассники. Но с той поры, как в начале прошлого 2010 года бывший губернатор Дмитрий Зеленин по примеру президента завёл в Твиттере личный аккаунт, за ним потянулась цепочка – сначала из чиновников, затем из представителей бизнеса, менеджмента, СМИ и прочей общественности. И если ещё год назад этим сервисом пользовались единицы, то сейчас Тверская область в числе признанных лидеров по количеству аккаунтов в Твиттере.

 ДОКТОР, ЧТО ЭТО?!

 История Твиттера началась в США в марте 2006-го, когда он был создан Джеком Дорси как научно-исследовательский проект компании «Odeo» первоначально для внутреннего использования. Дорси хотел создать площадку, которая позволила бы обмениваться с друзьями короткими сообщениями, которые мгновенно могли бы видеть и все остальные, кто подписан на их получение.

 Твиттер (англ. twitter — «чирикать», «щебетать», «болтать») — система, позволяющая пользователям отправлять короткие текстовые заметки (до 140 символов). На сегодняшний день это самое оперативное средство получения информации со всего света непосредственно от свидетелей тех или иных событий. Люди публикуют свои твитты (заметки) в режиме реального времени, таким образом, информация становится доступной раньше, чем её донесёт до нас любое СМИ. Это своеобразное информагентство, оно не подвержено цензуре, вы сами решаете, к каким источникам обратиться, не проходя процедуру «добавления в друзья», — просто составляете список людей, чьи мысли и деятельность вам интересны. Вас никто не потревожит приглашениями на мероприятия – вы просто сами узнаете о них.

В России Твиттер — явление малоизученное средним пользователем Интернета. После обжитых социальных сетей, где мысли излагаются пространно и неторопливо, высокоскоростное общение в микроблогах людям не совсем понятно. Но не стоит требовать от Твиттера вдумчивого чтива — почти все пользователи ведут собственные блоги, где излагают свои мысли более полно и интересно, а в Твиттере размещают только ссылку на них. Это напоминает своего рода чат, какими они были в 90-х, с той разницей, что вступать в диалог могут не только участники чата, но и те, кто просто «шёл мимо» и решил присоединиться к интересной беседе.

Это правда, что многие используют Твиттер как площадку для виртуального эксбиционизма — страницы некоторых пользователей напоминают поток сознания, когда они считают нужным сообщать миру обо всех подробностях своей жизни («Сидим с девчонками в кафе, читаем «Космополитен»). Порой это превращается просто в отдельный род зависимости – твиттероманию. Наверное, всему интернет-сообществу известен случай, когда один безумный американец писал твитты буквально у алтаря. Вместо того чтобы поцеловать новоявленную супругу, он схватил телефон и начал строчить что-то вроде: «Стою с Трейси у алтаря. Секунду назад она стала моей женой! Все, убегаю, нужно поцеловать невесту!» Тем не менее, несмотря на кажущуюся бесполезность и простоту, Твиттер всё-таки весьма полезен и познавателен.

ТВЕРИТЯНЕ ТВИТТЕРЯНЕ

Тверское твиттер-сообщество отличается некоторым своеобразием: «наши люди», как правило, используют Твиттер по его прямому назначению – как источник информации и способ обмена ею. У нас эта система микроблогов стала приобретать массовую популярность где-то весной прошлого года, когда в Твиттере появился микроблог Дмитрия Зеленина. Бывший губернатор завёл себе сразу несколько аккаунтов и в большинство из них писал лично. Многие даже регистрировались в Твитетре только для того, чтобы посмотреть — что же там пишет губернатор? Люди могли обратиться к нему напрямую и даже получить ответ: не секрет, что Зеленин отвечал на достаточно большое количество обращений, а случай, когда на жалобу некоего водителя он лично позвонил ему и извинился, стал просто притчей во языцех.

В этом свете естественное возмущение вызвало заявление нынешнего губернатора о том, что он принципиально не желает заводить страничку в Твиттере, предпочитая «личные встречи, так как только они могут предоставить максимум информации, необходимой мне для работы и решения проблем земляков». Что Андрей Шевелёв подразумевал под личным общением, выяснить не удалось. Если это короткая беседа в строго регламентированные часы и чаще всего под объективами видео- и фотокамер или ответ на вопрос, заданный в интернет-приёмной губернатора (недавно на сайте администрации области появилась такая «новая» форма общения власти с населением), то это очень странное представление о живом общении с народом. Вряд ли сейчас имеется более оперативное средство доставки информации до власть имущих, чем Твиттер. Кстати, городская администрация почти не представлена в Твиттере – ни глава города, ни сити-менеджер не имеют аккаунтов в этой системе.

 Возможность непосредственного общения с чиновниками людям приятна, учитывая, что за этими 140 символами скрываются действительно те, чьим именем обозначен аккаунт. Тверское твиттер-сообщество всегда было широко представлено в Твиттере людьми из областной администрации. Некоторые из них теперь находятся в другом статусе, но продолжают активное общение на микроблогах.

 ТВИЧЕРИНКИ

Антон Павлов твиттерянин около года. Он не слишком активный пользователь сети, хотя бывает там каждый день.

— Я человек семейный, не могу сказать, что моя общественная жизнь настолько бьёт ключом, чтобы мне было что рассказать миру. Поэтому я большей частью использую Твиттер как источник информации. Наблюдая тверитян твиттерян в течение года, я понял, что в Твиттере люди встречаются гораздо чаще, чем в реальной жизни. Мне захотелось устроить тверскому твиттер-сообществу встречу – прекрасный повод увидеть и старых друзей, и познакомиться с теми, кого никогда не видел, но активно общаешься с ними в сети.

Так в Твери появилась традиция твичеринок – формат общения, уже опробованный во всём мире. Цель такой встречи микроблогеров – живое человеческое общение. 29 октября 2010 года в ресторане «Кактус» впервые собрались тверские пользователи. Людей было довольно много, самых разных уровней – от простого студента до самого активного блогера Тверской области Дмитрия Зеленина. Для того чтобы общение получилось более непосредственным, на вечеринку были приглашены музыканты, танцоры, гостям предлагались угощения.

 — Правда, большая часть из пришедших сразу же достала свои гаджеты и уставилась в мониторы, — смеётся Антон. — Кто-то решал деловые вопросы, кто-то переписывался со знакомыми, кто-то просто отчитывался: «Пришёл на твичеринку, познакомился с тем-то и тем-то». Некоторые фоткали происходящее и тут же выкладывали в Твиттер. Но это, собственно, неудивительно – всё-таки это специфическая публика и особый формат вечеринки. На коктейль-пати все ходят с бокалами, на твичеринке – с айфонами и нетбуками. Всё-таки человеку из соцсети свойственна некая зажатость. Немного сложно бывает растормошить их на какой-то неформат. В общем, первый опыт был несколько неловким, полноценного общения так и не получилось. Хотя все всё равно остались очень довольны.

 Какого-то коллектива, который организовывал бы такие встречи, пока не сформировалось, Антон с парой-тройкой своих друзей берут на себя все заботы. Знакомые журналисты анонсируют предстоящее мероприятие в СМИ, артисты тоже преимущественно знакомые люди.

Вторая твичеринка прошла в ночь на Новый год в развлекательном клубе «Зеркало». Первым Дедом Морозом на ней стал Антон, а потом костюм «пошёл по кругу», и почувствовать себя волшебником мог каждый твиттерянин.

Инициаторами последней твичеринки, прошедшей в начале июля, стали участники Social Camp – форума, посвящённого некоммерческим гражданским и социальным интернет-проектам, который походил 5-8 июля в Центре современного искусства «ТверЦА» в Речном вокзале. Собственно к Твиттеру форум имел опосредованное отношение, но когда основная его работа была закончена, было решено организовать совместную тусовку тверских и приезжих со всех концов страны блогеров. Формат, по словам Антона, получился даже весьма необычный: будучи на своей территории, тверские твиплы оказались гостями на очередной твичеринке.

— Все игры и развлечения организовала «принимающая сторона» — Social Camp, — говорит Антон. – От нас были только некоторые музыканты. Инициаторы твичеринки предложили кучу занятий: роспись футболок, кружек, лавки, специально принесённой в здание, видео-мастер-классы по танцам, создание скульптур из цветного кирпича.

На твичеринку пришёл самый известный тверской твиттерянин – бывший губернатор Дмитрий Зеленин. В прошлом году он прославился своим твитом про червяка в кремлёвском салате. Как было дело на самом деле – история темная. Но с тех пор активным пользователем твиттера стал и… кремлевский червяк (говорят, он икогнито присутствовал и в Речном вокзале).

— Мы в ответе за тех, кого зафолловили, — сказал Дмитрий Зеленин, обещая не оставлять Твиттер. И эта фраза моментально стала крылатой, облетев ленты многих присутствующих.

Традиция твичеринок, похоже, пришлась по душе тверскому сообществу – в конце июля Антон задумал провести ещё одну встречу, на этот раз выездную, пока позволяет погода. Может, хоть вдали от цивилизации твиплы больше внимания станут уделять живому общению, нежели своим любимым гаджетам.

НА САЙТЕ ГАЗЕТЫ МЫ ПРОВЕЛИ ОПРОС: ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ О ТВИТТЕРОМАНИИ?

50% посетителей ответили, что используют Твиттер только для получения информации о том, что происходит в мире;

25% плохо представляют себе, что такое Твиттер, догадываясь только, что это новая социальная сеть;

15% заходили, но так и не смогли разобраться в системе – эта часть респондентов предпочитает другие, давно обжитые соцсети;

10% — это активные пользователи, они в равной степени интересуются сообщениями других и сами стремятся оставить след в новостной ленте.

Ольга КОЛОСКОВА

32 0
Лента новостей
Прокрутить вверх