Доктор Пичуев: «Власть должна прислушаться к экспертам»

23.05.2017, 12:30

Координатор проекта «Здоровое будущее» — о ситуации в районах, аптечном контрафакте и диспансеризации

Евгений Пичуев, главный врач Диагностического центра и Стоматологической поликлиники ТГМУ, в январе 2017-го стал региональным координатором федерального проекта партии «Единая Россия» «Здоровое будущее». Евгений Евгеньевич рассказал «Каравану», насколько реальные задачи ставит перед собой проект и какие сферы тверского здравоохранения нуждаются в особой поддержке.

Три золотых часа на спасение

– Я человек практичный и никогда не декларирую сверхцелей, даже если они громкие и популярные. И я отлично знаю, сколько проблем накопилось в тверском здравоохранении, особенно в отдаленных и малонаселенных районах, – объясняет Пичуев. – Демографические показатели в Тверской области снижаются. Да, рождаемость постепенно растет, но пока смертность все равно ее превышает. На январь 2017 года в Твери родилось 419 человек, а умерло 617. Это в областном центре. А в районах смертность выше в 3-4 раза. Численность региона увеличилась по сравнению с 2013 годом, но не за счет рождаемости, а за счет притока мигрантов. Продолжительность жизни в России сейчас около 70 лет. А в Японии, для сравнения, 90. Это огромный отрыв. Проект «Здоровое будущее», который в обновленном варианте осенью сформировал 6-й созыв Госдумы, направлен на то, чтобы увеличить продолжительность жизни россиян.

– Какие шаги будут для этого сделаны?

– Есть несколько направлений, которые будут развиваться в рамках проекта. Акцент будет сделан на здравоохранение в районах Тверской области. Надо признать, что в большинстве районов оно откровенно слабое. Дело даже не в том, что не хватает современного оборудования, а в том, что во многих ЦРБ элементарно некому работать. При этом население опять же сокращается и стареет. В 90-х годах я работал в Спировском районе, там еще сохранялась крепкая сеть из 12-14 фельдшерско-акушерских пунктов – ФАПов. Там работали фельдшеры советской закалки с огромным опытом, которые помогали мне, молодому доктору. Сейчас эти люди ушли, на весь район осталось 1-2 ФАПа. И выпускники медвузов и медколледжей, очевидно, ни за какие деньги уже не поедут работать на село, где нет молодежи, инфраструктуры, развлечений и т.д. Для них это все равно что замуроваться заживо.

Эта проблема государственного масштаба, ее не решить силами врачей и активистов. Мы не можем одномоментно взять и вдохнуть жизнь в провинцию. Единственное, что можно сделать, – обеспечить качественную транспортировку больных из малых районов в крупные межрайонные ЦРБ, например, пациента с инсультом из Молокова быстро довезти до Бежецка. А для этого нужно обновить парк машин скорой помощи в районах и чаще задействовать санитарную авиацию. На это будут направлены деньги проекта в первую очередь. Важно, чтобы люди имели хотя бы возможность транспортировки, чтобы они не чувствовали себя брошенными. Кстати, недавно прошло видеосовещание федерального проекта «Здоровое будущее» с региональными координаторами. Я в нем участвовал. Было сказано, что на приобретение машин скорой помощи по стране будет выделено 3 миллиарда рублей. Региональные координаторы должны жестко контролировать исполнение данного проекта на территориях.

– Насколько известно, скорые покупают и по другим программам, но их качество иногда оставляет желать лучшего.

– Да, качество машин очень важно, как и своевременная их замена: кареты «скорой», особенно с нашими дорогами, изнашиваются очень быстро. Именно поэтому «Единая Россия» взяла вопрос под свой контроль. Есть федеральная программа «ЕР» по обновлению парка скорой помощи, которая реализуется и в Тверской области. Скорая помощь – дорогое средство, но самое эффективное. Час работы бригады обходится государству в 30000 рублей. И для районов, как я уже говорил, часто другого выхода, кроме транспортировки, нет. Когда нужна экстренная оперативная помощь или у человека инсульт и есть три «золотых» часа на спасение.

 

Персонифицированная медицина

– Продолжительность жизни связана не только с качеством медицины. Очень важна профилактика и своевременная диагностика, – продолжает Пичуев. – Ранняя диагностика дает гораздо больше шансов на выздоровление, это аксиома. Но нашему региону нужны хорошие диагностические центры. Да, есть областная больница с хорошим оборудованием, но жителям районов часто добираться до нее 300-400 километров. И даже в Твери нет единого медцентра, где представлен комплекс диагностического оборудования. В одной городской поликлинике есть УЗИ, во второй МРТ, и пациенту приходится тратить драгоценное время, чтобы получить грамотный диагноз и начать лечение.

– А как же ваш Диагностический центр?

– Наша поликлиника качественная, но маленькая. Она не в силах справиться с большим потоком пациентов, а речь идет именно о массовой доступности диагностики. И к тому же мы не можем предложить все самое современное оборудование, ведь ТГМУ обновляет его фактически из собственных средств, а они ограничены.

– И что нужно делать?

– На наш взгляд, надо создать большой диагностический центр, ориентированный на городских пациентов. Его можно открыть на базе нашей поликлиники, можно в другом месте, но, конечно, высококвалифицированные специалисты ТГМУ будут там задействованы. Это второе направление проекта «Здоровое будущее». Для города оно жизненно важно. Недавно, кстати, Игорь Руденя заявил, что в Твери будет создан центр ядерной диагностики. На сегодня это самые передовые технологии в медицине, так что будем надеяться, что губернатор сдержит слово. Но есть этап, который предваряет даже раннюю диагностику, – это персонифицированная медицина. Недавно премьер-министр Медведев отметил, что центры персонифицированной медицины должны открыться в каждом регионе. Но наш Диагностический центр еще до этого начал работать в этой области.

– Расскажите подробнее.

– Персонифицированная медицина, если говорить просто, это медицинская  модель, в которую входит комплекс генетических исследований крови на предрасположенность к определенным заболеваниям – прежде всего онкологическим. То есть болезни еще нет, может, она никогда и не проявится, – тем не менее человек входит в зону риска. После этого его ставят на учет, раз в полгода проводят обследование, дают рекомендации по корректировке образа жизни. Такой подход – это огромный шанс предотвратить серьезную болезнь. Персонифицированная медицина – это будущее.

 – Что уже сейчас в этом плане доступно в Диагностическом центре ТГМУ?

– Сейчас у нас есть комплекс лабораторного оборудования для ряда генетических исследований. Наши специалисты прошли обучение, нас также консультируют московские и зарубежные коллеги. Сейчас мы имеем возможность обследовать женщин на предрасположенность к раку матки, яичников и молочной железы.

– Вспоминается история Анджелины Джоли.

– Да, это тот же самый подход. Джоли узнала, что ее шанс заболеть «женским» раком составляет около 90%, сделала превентивное удаление молочных желез, и риск упал до минимума. Теперь эти методы обследования доступны в Твери – правда, пока лишь на несколько типов рака. Хотя почти всю онкологию можно «отловить» на генетическом уровне. Но здесь нужен системный подход, комплекс диагностического оборудования, работа грамотных специалистов. Если анализ крови показал нечто подозрительное, подключается классическая диагностика: УЗИ, МРТ, проводится целенаправленное исследование зоны риска, затем уже ставится диагноз.

– Как будет развиваться это направление в Твери?

– Персонифицированная медицина – очень широкая сфера. Постепенно мы будем обследовать людей и на предрасположенность к другим типам рака. Но для этого нужно некоторое лабораторное оборудование, нужно обучать онкологов нового уровня.

Персонифицированный подход можно применять и в кардиологии, и в спортивной медицине, но рак – одно из самых страшных заболеваний, и пока мы сосредоточимся на нем.

 

Контроль над аптечным контрафактом

– Еще одно направление проекта – это контроль над контрафактными лекарствами в аптеке, – говорит Евгений Евгеньевич. – Сегодня в аптеках много некачественных товаров. На мой взгляд, единственный выход – это вводить систему чипирования, такую же, как с алкоголем. Чтобы на всех лекарствах стоял чип и данные с него можно было ввести в интернет и проверить их достоверность. Лекарства стоят намного дороже, чем водка, и, конечно, мошенникам выгодно их подделывать. С одной упаковки, в которую положен мел, можно получить до 2000 рублей. И, конечно, необходимо постоянно проверять аптеки и фармпоставщиков на предмет выявления контрафакта.

– Партия может сама проверять аптеки?

– Нет, мы же общественная организация. Но мы можем написать обращения в соответствующие органы власти, акцентировать внимание на проблеме, чтобы власть ее проконтролировала.

 

Диспансеризация – это не фикция

– Персонифицированная медицина будет развиваться, но на это требуется время, – продолжает Пичуев. – А то, что мы можем массово применять уже сейчас, – это диспансеризация. Надо понимать, что это действительно важное и эффективное мероприятие. При условии, конечно, грамотного его прохождения. Мы это проверили в том числе на своем коллективе в ТГМУ – диспансеризацию прошло несколько тысяч сотрудников и были выявлены онкозаболевания, которые протекали бессимптомно. Раннее выявление значительно повышает шансы на излечение человека. К тому же профилактика экономит государственные деньги. Ведь лечить всегда дороже, чем предотвратить.

– Как проект «Здоровое будущее» будет помогать в диспансеризации?

– В первую очередь надо работать с руководителями организаций. Если они заинтересованы в здоровье своих сотрудников, то должны пойти навстречу – отпускать людей для прохождения диспансеризации, в том числе в рабочее время. В свою очередь мы готовы подстроить график, чтобы на диспансеризацию врачи выходили во вторую смену или в выходной день. К сожалению, насколько я знаю, многие руководители подходят к диспансеризации формально, участвуют для галочки. Тендер на проведение диспансеризации часто выигрывают частные клиники. Некоторые из них заключают договоры с предприятием, ставят печати и оформляют прохождение диспансеризации лишь на бумаге (если сам пациент не потребует обследования). То есть проверят они максимум 5 человек, а деньги получат за 100. Люди при этом рискуют своим здоровьем.

Против такого формального подхода мы будем бороться. Наша задача – создавать благоприятные условия для прохождения диспансеризации.

– Скажите главное: проект уже начал свою работу? Деньги на него уже выделяются?

– В ближайшее время центральный политсовет «Единой России» будет решать, сколько денег выделить под проект «Здоровое будущее» и какому региону. Сегодня программа работает частично – в информационном плане и в плане взаимодействия с органами власти. В проект, который я координирую, входят многие тверские главврачи, а также руководитель фонда ОМС, представители минздрава. Это экспертное сообщество, которое знает ситуацию в здравоохранении изнутри и будет подсказывать власти, на решение каких вопросов целесообразно направить деньги. Власть должна совещаться с экспертами – такова наша позиция.

28 мая пройдут праймериз кандидатов от «Единой России» в Тверскую городскую думу. Если вам небезразлично состояние здравоохранения в Твери и Тверской области, приходите в это воскресенье, 28 мая, на избирательные участки. Мой участок N№5 – ближнее Заволжье и Затверечье. 

Беседовала Любовь КУКУШКИНА

27 0
Лента новостей
Прокрутить вверх