«Кукловоды» и политики. Жизнь в Тверской области интереснее схем политтехнологов

30.05.2017, 12:02

Прошлая неделя в региональной политике Тверской области была охарактеризована одним малопонятным постороннему глазу, но многое говорящим посвященным событием. Правительство Тверской области покинул Андрей Ищенко. Понимаем, что большинство наших сограждан не знают этого имени, да и знать не хотят. Но речь идет о явлении, выходящем за рамки этой малоизвестной широкому кругу личности.

Отставка «серого кардинала»

Губернатор Игорь Руденя, как известно, человек новый и в Тверской области, и в российской политике. Чтобы не делать каких-то ошибок, ему нужен был советник. Этот Ищенко, молодой столичный политтехнолог, и стал этим советником – по сути, «серым кардиналом». Должность его, кажется, называлась «заместитель руководителя аппарата губернатора», но полномочия были гораздо шире.

Период в истории российской политики, когда господа Руденя и Ищенко пришли в регион, назывался «володинским» – по имени бывшего замруководителя Администрации президента по внутренней политике, а ныне спикера Госдумы Вячеслава Володина. В это время окончательно достраивалась «вертикаль власти». Посыл был такой: в России есть один политик – президент Владимир Путин, только им мы живем и дышим, альтернатива ему невозможна. Соответственно, когда «мини-Володины» появлялись в регионах, они начинали реализовывать то же самое на местах, применительно к каждому конкретному губернатору.

Информационная политика правительства Тверской области строилась так. Есть только Игорь Михайлович Руденя, и он отвечает за все хорошее в регионе. Мы не знаем имен ни заместителей губернатора, ни глав муниципалитетов, даже руководство города Твери сейчас настолько ушло в тину, что никто не ведает имени мэра, а также чем отличается этот мэр от сити-менеджера. Путин, далее Руденя, затем вертикаль из двух звеньев обрывается…

Чиновники областного правительства за последний год с небольшим стали совершенно закрыты для комментариев прессе. «Ты пойми, каждое наше слово должно пройти пять ступеней согласований», – говорили они неофициально. А официально помалкивали по любым вопросам.

«Тверская область – территория хороших новостей», – этот странный лозунг, придуманный бывшей начальницей пресс-служб трех губернаторов Людмилой Ромицыной, до сих пор живет в умах областных чиновников. Во всяком случае, если верить официальному пресс-релизу, именно о том, что надо писать позитивные новости про развитие экономики, говорил на прошлой неделе губернатор Игорь Руденя районным журналистам на традиционном фестивале уездной прессы «Майские звезды».

Но проблема в том, что новости в Тверской области в основном не сильно позитивные. Кто будет отвечать за раздолбанные дороги Тверской области, за то, что в районах области невозможно вызвать скорую помощь, за то, что со своей работой не справляется полиция, за то, что встают предприятия и снижается зарплата? По логике, которую выстроили ретивые, но недальновидные пиарщики, отвечать будут два человека – либо Путин, либо Руденя. Вариант спихнуть ответственность на какого-то чиновника помельче не пройдет – кто их знает, этих чиновников.

По рассказам сотрудников правительства Тверской области, Андрей Ищенко ушел после какого-то конфликта с Игорем Руденей. Так или не так, не знаем. Но слышали, что у губернатора от тупости и лени окружающих сотрудников стали сдавать нервы. И это тоже следствие того, что полномочия не делегируются, кадров нет, самому все не сделаешь. Куда ни кинь – всюду клин.

Провальный блок правительства региона

Рассказывают, что теперь губернатор должен принять какие-то кардинальные решения по всему внутриполитическому блоку, который у него, прямо скажем, провальный. Сегодня, когда брожение в обществе усиливается, когда нарастает социальная напряженность, когда в каждом районе Тверской области назревает социальный взрыв, за местную политику отвечают два человека: первый замгубернатора Алексей Титов, бывший глава Селижаровского района, и министр по работе с территориями Андрей Зайцев.

Насколько мы понимаем, главная мотивация Титова – уйти на пенсию с нынешней должности. А про мотивацию Зайцева ходят самые разные версии. В частности, именно с необходимостью очередного «транша» Зайцеву связывают недавнюю попытку главы Зубцовского района Сергея Широкова взять многомиллионную взятку. (За эту попытку Широков был арестован.) Вообще, по свидетельству знающих товарищей, большинство случаев коррупции со стороны глав муниципалитетов связано с тем, что нужно найти средство для «транша» в региональный Минтер – от попавшейся еще при Шевелеве главы Калининского района Арчаковой до вышеупомянутого самого свежего случая с Широковым из Зубцова.

По слухам, большой гнев губернатора вызвала ситуация в Торжке, с попыткой переназначения на пост главы Анатолия Рубайло, которая проваливается уже во второй или даже в третий раз. Про Максатиху, живущую без главы уже больше года, как рассказывают, Игорь Руденя даже слышать не может, сразу багровеет и начинает ругаться.

Понятно, что в данный момент Игорю Рудене не до мелких проблем. На прошлой неделе в Тверской области заседали советы безопасности из 80 стран во главе с Николаем Патрушевым, сейчас начнется Санкт-Петербургский экономический форум, затем в Нило-Столобенскую пустынь приедет патриарх Кирилл… Если в промежутке между этими эпохальными событиями Зайцева с Титовым не сняли, может, и не снимут вовсе?

Поговаривают, однако, что на чье-то место – или безвременно покинувшего нас Ищенко, или Зайцева, или Титова – может быть назначен Владислав Белорусов. Недавно он, кажется, поменял место работы – из Тверской городской думы, где он трудился много лет, перебрался в областное правительство. У Белорусова есть существенный плюс: он местный, тверской, и понимает, что его репутация – это его капитал, который еще пригодится, и ему еще тут жить и жить. Он умнее и теоретически подкованнее, чем Зайцев и Титов – будучи историком по образованию, знает, что бывает, если слишком сильно наглеть на начальственных должностях.

С другой стороны, именно Владислав Белорусов и другие милые интеллигентные люди, такие как Андрей Гонжаленко, начали, еще в бытность губернатором Дмитрия Зеленина, разводить в Твери «информационный тролльчатник», разросшийся до гипертрофированных размеров при бывшем губернаторе Шевелеве и сейчас как-то существующий на подачках прежних начальников. Если приход Белорусова к идеологическому руководству потянет за собой в областную администрацию все эти «Края справедливости», «Другие Твери» и т.п., будет печально. От чего ушли, избавившись от приснопамятного зама Шевелева Дудукина, к тому и вернемся.

А при чем тут Навальный?

Казалось бы, причем тут Алексей Навальный (Алексей Навальный, признан иноагентом, включен в список террористов и экстремистов, его Фонд борьбы с коррупцией (ФБК, признан иноагентом),

, в начале этой недели открывший в Твери свой штаб по выборам президента?

Вышеупомянутый Вячеслав Володин, по какой-то причине в предыдущие пару лет зачистил всю оппозиционную поляну. Там, где его предшественник, Владислав Сурков, руководивший внутренней политикой России ранее, выращивал какую-то системную оппозицию, которой мог управлять, Володин оставил выжженное поле. Например, в думские выборы 2016 года ни один одномандатник не из «Единой России» не имел шанса на победу. Там, где еще недавно был целый Координационный совет оппозиции, остался один Навальный, который оказался наиболее стойким и не сдался, несмотря на все уголовные дела, посадку брата, обожженный зеленкой глаз и т.д. и т.п.

Сейчас Навальный напоминает Бориса Ельцина в конце 80-х: его несет волна, на которой он умело балансирует. Целый «Олигарх Олигархович», хозяин заводов, газет, пароходов Алишер Усманов записывает уже второй видеоролик, чтобы сказать Навальному: «Тьфу на тебя!» (Помните: «Я гналась за вами два дня, чтобы сказать вам, что вы мне безразличны»). «Сейчас вас не замечают, потом над вами смеются, а затем вы побеждаете», – так говорил Махатма Ганди. Не удивимся, если в 2020 году те, кто сейчас плюется, подобно Усманову, при слове «Навальный», будут говорить, что всегда ему симпатизировали.

Отличие Навального от Ельцина, Путина, Зюганова, Миронова, Жириновского, Явлинского и т.д. – это уже не советский человек. Это не политик, вышедший из КПСС, не порождение номенклатуры. Это первый публичный политик западного типа. Поэтому у многих еще советских людей он вызывает отторжение и недоверие. А у молодежи реакция другая, и именно молодежи предстоит жить в будущем.

Понятно, что в 2018 году на выборах президента Навальному ничего не светит, да его к ним, наверное, и не допустят. Прицел у сорокалетнего Навального – на выборы 2024 года. Сейчас именно далекие следующие выборы вызывают наибольшее количество вопросов, в том числе, у тех, кто хочет сохранить свои состояния, влияние и так далее на территории будущей России. Думаем, что за Навальным есть какая-то поддержка, может, даже влиятельных силовых структур, от которых, вполне возможно, он получает информацию для своих расследований.

Не будем строить предположения, время все расставит по местам. Другое дело, плохо, что Навальный один. Таких потенциальных будущих лидеров должно быть несколько, разных политических окрасов. И между ними должна быть конкуренция. Будем надеяться, что жизнь многообразнее и интереснее схем, которые выстраивают политтехнологи. И все сложится к лучшему. 

Мария ОРЛОВА

35 0
Лента новостей
Прокрутить вверх