ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ТВЕРСКОЙ ИКОНЕ?
Человеческий ум всегда притягивали сакральные вещи: с языческих времён и до сих пор люди доверяют различным оберегам и талисманам. Человек всегда верил и будет верить в сверхъестественные силы, способные помочь ему найти выход в затруднительной ситуации. И совершенным особняком во всём этом стоит православная икона. Православные люди и отличаются от представителей других конфессий прежде всего своим трепетным отношением к иконам. Строго говоря, икона не является произведением искусства (хотя, конечно, культурное и историческое значение работ, например, Андрея Рублёва трудно переоценить), икона, образно говоря, окно в иной, божественный мир. И в этом проявляется её мистицизм.
Настоящих иконописцев (или изографов) мало, можно пересчитать буквально по пальцам. Тверской мастер Игорь Марков именно из таких.
Его иконописная мастерская работает с 1996 года по благословлению иерархов Русской Православной Церкви. Как рассказывает Игорь, тогда он готовился стать священником, но его духовные наставники посоветовали ему заняться написанием икон, мотивируя это тем, что священников много, а иконописцев мало.
— Немаловажное значение при написании иконы имеет молитвенное обращение к ней, — продолжает Игорь. — Слово и образ имеют неразрывную связь, поэтому молитва каждый раз по-новому помогает раскрыть богословский сюжет. Именно поэтому мастер не занимается слепым копированием пусть даже очень старинных икон, а пишет каждый раз новую, неповторяющуюся икону, с любовью и усердием.
Иконы, принадлежащие кисти Игоря Маркова, находятся сейчас во многих храмах Тверской области и не только. Нередко заказывают у Игоря именные, семейные, венчальные, мерные (на рождение ребёнка) и известные люди. Среди таких, например, семья прославленного хоккеиста Ильи Ковальчука. Для Ковальчуков иконописец написал семейную икону Божьей Матери Знамение с ликами небесных покровителей всех членов семьи — кроме младшего сына Артёма.
— Я только-только окончил икону, как у Ильи родился младший сын, — рассказывает Игорь. – Кроме Божьей Матери в центре на иконе также есть святой пророк Илья, святая царица Елена (в честь которой была крещена в православие жена Ильи Николь), святая мученица София (покровительница старшей дочери Каролины) и святой мученик Филипп.
— Игорь, а вот очень интересно: как ты стал иконописцем?
— Я окончил Тверское художественное училище им. Венецианова. А до этого ещё мальчишкой ходил в единственный работающий в то время храм в Твери Белая Троица. Владыка Виктор всегда очень благожелательно относился к молодёжи в церкви, позвал меня участвовать в богослужениях. Я много видел погибающих икон и понял одно: хочу восстанавливать их. Школы иконописи в 90-е годы не было. За работу брались реставраторы. Было много мифов о том, как писать иконы, и мифы эти разрушил известный реставратор Филатов, открыв приёмы письма, используемые ещё в XVII веке. Так как у меня ещё и высшее историческое образование, я сам начал собирать знания по книгам. Искал компоненты для красок. Ходил в экспедиции, искал у нас в Твери минералы (на шпалах, в песочницах, на берегу Волги). Однажды даже алмаз нашёл! У нас и агаты легко можно найти…
— А что вы можете рассказать о нашей, тверской, иконописной школе?
— Я вот думаю: стоит ли классифицировать иконы? Икона, прежде всего, молитвенный образ. Потом искусствоведы часто «натягивают» ту или иную икону под школу тверского иконописного письма. Тверская школа выражена не очень ярко: многое, к сожалению, было уничтожено не только в революционные годы, но и во время пожаров. Сыграло свою роль и географическое положение Твери – между Москвой и Новгородом. Совершенно точно есть ярославская, московская, строгановская школы. В тверской иконе, как правило, присутствуют элементы от каждой из этих школ. Кстати, мало кто знает, что у Твери есть своя икона-покровительница: образ Божьей Матери Тучная Гора. Эта икона также покровительствует и женщинам.
— Чем отличается икона от картины?
— Различие очень существенное, и это находит отражение и в письме. Я обязательно использую в своём письме золото и минеральную темперу, что является очень значимым в иконописной символике. Все цвета отображают фаворский свет и огонь, сжигающий плотские грехи земного мира и многое другое в зависимости от сюжета. Вот почему в иконах должна отображаться духовная жизнь, торжествующая, преображённая, излучающая радость и любовь.
О том, что Игорь Марков делает очень важное дело, свидетельствует и выставка, организованная им в прошлом году. На ней были представлены иконы многих тверских иконописцев. Выставка собрала такое количество посетителей, что было совершенно ясно: икона действительно интересует очень многих, что даёт основание верить, что так будет всегда.
Алёна ВОЛКОВА