В Питере закончился уже ставший традиционным Петербургский международный экономический форум. Родился он из «тусовок олигархов», которые на рубеже 1990–2000-х проводили в Лондоне.
Постепенно на форум потянулись простые предприниматели – «не олигархи» из России, Украины, Белоруссии. Что им там надо было? «Лицом поторговать», в хороших компаниях в новых платьях жену выгулять, качественного вина попить, ну и немного послушать, что говорят умные эксперты. То есть развеяться в цивилизованном мире, вырвавшись из своих «мухосрансков».
Однако Владимир Путин посчитал эти встречи «вдали от Родины» опасными для себя: мало до чего они там договорятся вдали от «всевидящего ока ФСБ»? В результате олигарху Владимиру Потанину, вокруг которого крутилось общество в Куршевеле, было поручено строить горнолыжный курорт в Сочи. Зимние Олимпийские игры стали попыткой создать модный патриотический зимний курорт. «Освоили» огромные бюджетные деньги, в Куршевель ездить перестали, хотя Сочи так и не дотягивает до мирового уровня.
Потом и главный экономический форум России из Лондона переместили в Санкт-Петербург. Под него построили рядом с аэродромом Пулково прекрасный выставочный комплекс. Денег тоже не пожалели. Получилось неплохо. Во всяком случае, прогуливаясь по анфиладе ПМЭФ, можно встретить и министра, и любого губернатора в окружении своей «приблуды», какого-нибудь лесопромышленника из Сибири с бородой до пояса, торговцев турецкими помидорами, многочисленных нефтяных олигархов из Нигерии и Уганды в национальных одеждах, просто провинциальных проходимцев всех мастей из разных губерний и, конечно, самого Путина. Форс не тот, как в Лондоне, но зато дома!
Путин «заболел цифровой экономикой»
Пока Путина еще не было, выступая перед присутствующими, первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации Игорь Шувалов заявил, что «Путин заболел «цифровой экономикой»». Те, кто не расслышал, стали волноваться, что Путина не будет. По рядам пронеслось: «Заболел? Серьезно?» Те, кто поближе к правительству, стали успокаивать, мол, не переживайте: когда Медведев был президентом, тот тоже болел «цифровым правительством», преодолели…и это преодолеем.
Появившись, президент РФ Владимир Путин заявил, что крупнейшие российские компании должны создать подразделения и венчурные фонды по работе со стартапами. Путин добавил, что сделать это нужно «как можно быстрее». Слова новые – идеи старые. Уверен, скоро все отчитаются о невиданных успехах в развитии молодежного предпринимательства, как уже было в последние годы перед крушением СССР. Тогда тоже политбюро велело развивать комсомольские «стартапы». Из них вырос, кстати, упомянутый нами олигарх Потанин, да и нынешний премьер-министр Медведев тоже вроде из них. Так что ходим по кругу, стабильность налицо. Почему все, что ни делает наша власть, всегда становится похожим на задорный комсомольский утренник?
Однако, несмотря на заявления Путина, проходящие на ПМЭФ сессии, посвященные немецко-российскому взаимодействию в рамках Industry 4.0, большой популярностью не пользовались. И это печально. Реальная экономика тут, похоже, по-прежнему никого не интересует, хотя все клянутся в любви к промышленности и научно-техническому прогрессу.
Убрать «вату» из мозгов
Зато продолжают спорить лоббисты от «абстрактного бизнеса» — в лице «консервативной» и «радикальной» партии. Отраслевые лоббисты с министерскими портфелями настаивают на закреплении результатов самоизоляции экономики РФ и импортозамещения. Они видят кадровую опору в «ватниках» (самоназвание наиболее необразованной, консервативной и немобильной страты российского общества) и уповают на агрессивно-сумбурную внешнюю политику. Судя по выступлениям, главы госкорпораций РФ хотят быть чистыми экспортерами, а не звеном глобальных цепочек создания стоимости.
Хотя в некоторых проектах не все так плохо, но в целом понятно, что курс на техническую отсталость скоро даст свой результат. На ПМЭФ «МегаФон» подписал соглашение с китайской Huawei по 5G. Практически все сотовые операторы сообщили министру связи Николаю Никифорову, что с финансовой точки зрения будущие расходы возможны только или на исполнение «законов Яровой», или на создание 5G. Выбор небольшой. Уже сегодня сотовые операторы повышают негласно тарифы, перекладывая на несведущих граждан свои расходы именно на исполнение «закона Яровой». России угрожает еще большая технологическая отсталость.
Этому есть только одна альтернатива, высказываемая Алексеем Кудриным, близким товарищем президента. Кудрин предлагает гуманитарный рывок вместо мобилизационного.
Понятно, что экономика зависит напрямую от состояния гуманитарной сферы. Однако как переключить мозги на гуманитарную стезю? С 2013 по 2017 год госпропаганда нагнетала напряженность, и результат этого – сплошная «вата» в умах. Теперь говорят, что россиян надо опять перепрограммировать в либералов. Боюсь, что это нереализуемая задача…
«Мусорные» инвестиции
На ПМЭФ каждый год слышу: «В России есть 15 городов с международным конкурентным потенциалом, к ним могут добавиться еще максимум 5». Этот тезис сильно нравится девелоперам, и он лежит в основе практической политики нынешнего российского правительства.
То есть на практике получается, что малые города России обречены под снос, а деревни — под московские свалки и «свинокомплексы-клоаки». Это вечный большевизм, который неистребим. Причем нынешняя разновидность большевиков-хипстеров особенно зверская. Например, в Тверской области (за 101 километром от Москвы) строятся мусорные зиккураты на истоках рек Волга и Москва в Оленинском районе. Это ничего, что именно оттуда вода попадает в московский водопровод?
А на реке Молога под Бежецком, с нерестилищами рыбы, построен «свинский Вавилон» на миллион голов, в радиусе 50 километров от которого нельзя дышать. В прошлом году мы уже наблюдали, как тоны дерьма сливаются в заповедную речку.
На днях к нам в редакцию пришло жалобное письмо от жителей заповедного Старицкого района, расположенного на Верхней Волге. Здесь опять возобновилась подготовка к строительству мусоросжигательного и цементного завода. Мусор, судя по всему, тоже собираются возить из Москвы.
Правда, жителей решили обмануть. На территории Старицкого района будет карьер (тут местные жители и дачники за свои «родные дали» стоят насмерть), а сам завод будет в нескольких километрах, уже на территории соседнего Ржевского района. Глава Ржевского района Валерий Румянцев, говорят, уже дал согласие.
Валерий Румянцев легендарная личность, один из первых коррупционеров Тверской области. Лет двадцать назад занимал должность заместителя губернатора Тверской области, был пойман за взятку. Был освобожден по амнистии, к очередной годовщине Победы, и тихо много лет руководил своим деревнями под Ржевом. Теперь вот, судя по всему, «заложил» их мусорным инвесторам. Такие у нас нынче «патриоты». Настоящие большевики!
Перспективы «инвестиций» в регионы, увы, печальные: на территориях стремятся создавать экологически грязные производства и коммунальные монополии. Это самое простое и самое выгодное дело при трусливом «ватном» населении. Если же говорить об интересах нации, то это никакие не инвестиции, это симуляция. Понятно, что в тверском правительстве работает мало людей, которые собираются жить в Тверской области. Поэтому, вероятно, и хотят превратить ее в гигантскую помойку, в угоду «московским инверторам». Сдается мне, что и эти самые «московские инвесторы» не собираются жить в России, в Москве. Давно у них за бугром построены дома в экологически чистом месте на берегу моря. Ну а вы тут живите на помойке и не забывайте платить вовремя.
А реальные инвесторы, которые построили на территории Тверской области высокотехнологичные производства, при очередной смене губернатора вынуждены судиться, чтобы новая власть выполняла обещания, данные властью предыдущей. Об этом на панельной дискуссии «Регионы ждут инвестиций» рассказал бывший замгубернатора и бывший депутат заксобрания Тверской области Владимир Краснобородько.
Грустно все это. И с каждым новым форумом чувство беспросветности усиливается.
Геннадий КЛИМОВ