Наша беседа с писателем, антропологом, инженером Геннадием Климовым посвящена событиям прошлой недели. Мы говорим, почему многие русские промышленники были старообрядцами и зачем Путин ездил к митрополиту Корнилию.
Кровавые расправы над староверами
– Путин на прошлой неделе посетил старообрядческого митрополита Корнилия. Кто такие старообрядцы? У нашего народа по этому поводу, мне кажется, много мифов и мало информации.
– Старообрядцами называют адептов русской православной церкви, не принявших реформ Никона. Раскол случился в 1666 году при царе Алексее Михайловиче. Никон, став патриархом, решил изменить некоторые обряды на греческий манер. Греки, как люди европейской культуры, считали главным слово и состояние души, а церковный обряд – несущественной частью религии, которая может иметь разные формы. В частности, они крестились троеперстием, в отличие от России, где использовали более древнюю форму двоеперстия. У Никона, как человека необразованного, благочестие не шло дальше обрядности. Ради формы в ущерб содержания русские начальники всегда готовы были на любые мерзости. Это и привело к церковному расколу и кровавым расправами над староверами.
В 1666 году русский царь Алексей Михайлович произнес перед Большим Московским церковным собором речь о том, что надо очищать пшеницу (церковь) от плевел (раскольников), опираясь на авторитет четырех «адамантов»: восточных греческих патриархов. В ответ от имени русских архиереев выступил митрополит Иоаким, который согласился с царем, назвав раскольников «врагами и супостами», и просил царя помочь архиереям покарать врагов с помощью царской власти. Перед собором предстал протопоп Аввакум и поп Лазарь, которые отказались признать нововведения. Их осудили и сослали в Пустозерский острог на Печоре. Так начались репрессии против староверов, которые продолжались почти 240 лет, вплоть до 1905 года.
Большой Московский собор 1667 года, хотя и осудил, и низложил Никона, тем не менее подтвердил решение Московского собора 1656 года о том, что все крестящиеся двумя перстами – еретики, запретил русские обряды.
В этом же году братия Соловецкого монастыря на архипелаге Белого моря отказалась принять реформы Никона. В следующем году на Соловки прибыли царские полки и приступили к осаде монастыря. В этом же 1667 году православные «нового обряда» отрежут язык диакону Феодору и отправят в Пустозерский острог, в ссылку, а позже сожгут живьем в срубе вместе с протопопом Аввакумом.
В 1672 году при штурме Палеостровского монастыря погибнет от 2000 до 3000 старообрядцев. Они живыми сгорели в церкви.
В 1674 году боярыня Морозова, ее сестра Евдокия Урусова и их сподвижница жена стрелецкого полковника Мария Данилова были приведены на Ямской двор, где на дыбе их пытались переубедить в верности старообрядчеству. По распоряжению царя Алексея Михайловича боярыня Морозова с сестрой высланы в Боровск, где были заточены в земляную тюрьму. Евдокия Урусова скончалась от истощения. Вскоре и Феодосия Морозова также была уморена голодом, а 14 слуг Феодосии Морозовой и Евдокии Урусовой были сожжены живыми в срубе.
В январе 1676 года Соловецкий монастырь, после 9 лет осады, взят приступом, во время которого было убито и казнено около 400 старообрядцев. Костры запылали над церквами, набитыми русскими христианами, по всей Руси.
В 1677 и в 1678 году на Малом и Большом церковных поместных соборах Русской церкви была деканонизирована княгиня Анна Кашинская, жена князя Михаила Тверского, за то, что рука княгини, скончавшейся еще в XIV веке, изображала двоеперстие. Ее открытые мощи лежали в соборе города Кашина для всеобщего поклонения – мощи закопали и запретили служить ей службу.
Собственно, наследницей, возникшей после раскола господствующей Церкви, и является РПЦ. Уже через несколько лет при царе Петре Первом она стала частью государственной машины, механизмом деспотии. В таком виде она просуществовала вплоть до Великой Октябрьской революции. Моральное разложение русской церкви и стало в значительной мере причиной революции и гражданской войны.
Сейчас происходят тоже какие-то попытки превратить РПЦ в «министерство» государственной идеологии». Кончится опять плохо.
2017 год – это 7525 год от сотворения мира
– И все же ради чего было такое ожесточение? Сколько пальцев прикладывать ко лбу: два или три? И все?
– С точки зрения обычного обывателя – да, и все. Были там еще некоторые другие нововведения, например, как водить крестный ход – по солнцу или против него. Ну, еще по мелочи. Но конечно, существовали и более фундаментальные причины сопротивления русских староверов – они доступны вообще очень малому числу посвященных. Хотя тогда еще были живы старцы, которые понимали семантический смысл церковных символов, в том числе значение двоеперстия. Отказ от этого символа был равен отказу от первородства. В сегодняшней церкви не думаю, что есть кто-то, кто это знает, преемственность прервалась – даже у старообрядцев.
– Объясните, что вы имеете в виду.
– Мы уже восстанавливаем это знание другими способами, средствами изучения истории мировых религий, восстановлением антропологии мировой культуры. Например, в знаменитой «Троице» Андрея Рублева зашифровано 12 библейских символов. Заметьте, центральный ангел подносит к чаше двоеперстие – это голова Тельца, символ жертвенности Бога Сына. Кто такой Телец? Чтобы это знать, надо углубиться еще на много тысячелетий в прошлое, когда формировалось наше сознание и наша культура.
В Пальмире в Сирии исламисты недавно взорвали храм Баала (Ваала). Путин пообещал восстанавливать и его, и всю Пальмиру. Обратимся к древней истории: с приходом на Ближний восток евреев в Иерусалиме был построен храм Соломона, а в Пальмире на месте древнего капища возведен храм Ваала.
Но была еще более ранняя история, которая происходила на севере. Сейчас это получает все больше подтверждений. Например, на прошлой неделе было объявлено, что немецкие ученые из института Макса Планка и Университета Тюбингена частично восстановили геном 90 египетских мумий фараонов, живших от 3500 до 1500 лет до н.э. Оказалось, что фараоны по большей части выходцы с севера. Собственно, я об этом уже 10 лет говорю. Храм в Пальмире – это всего лишь поздняя копия более архаичного святилища.
Существуют два места, где следует искать то самое архаичное святилище Ваала. Это устье Северной Двины, в окрестностях города Архангельска, и окрестности озера Селигер на Валдае, у истока рек Волги и Западной Двины.
В древних шумерских мифах упоминается некая далекая сказочно богатая страна Арата, в которую можно было попасть, только преодолев высокие горы. Здесь было много золота, серебра и лазурита. Жители этой страны слыли мастерами по обработке металла и камня и могли на кораблях приплывать в шумерские города, расположенные на реках Тигр и Евфрат. В этой сказочной стране Арата, как указывается в преданиях, находился дом богини Инанны. По-русски: дом Ивановны. Эта древняя Ивановна – та же Иштар (Астарта) из пантеона хеттских богов… Это архаичное святилище Ваала.
Кстати, в России есть остров Валаам в составе Валаамского архипелага на Ладожском озере. Это финно-угорский Ваал, в русской мифологии Велес, который изображается в виде человека с головой быка. От его имени происходят топонимы, в том числе название великой русской реки Волга, которая берет начало на Валдае.
Возвращаясь к старообрядцам. Они ведут летоисчисление так, как велось оно в допетровские времена. 2017 год является 7525 годом от сотворения мира. На самом деле время измеряется от создания древнейшего храма Ваала. Срок и место его создания можно высчитать по звездам.
Отказ от двоеперстия – это отказ от понимания непрерывности исторического времени. Понятно, что грекам сохранять все это архаичное знание не было нужды, но для русского этноса это было частью национальной культуры.
Поэтому и было такое ожесточенное сопротивление староверов, которые сохраняли православие в форме симбиоза христианского учения, перенятого от Византии, и древних ведических эпосов, хранивших память о первобытной национальной истории.
После раскола Иваны стали «Иванами, не помнящими родства». Ну а потом появился труд Николая Карамзина «История государства Российского». Так сказать, светская версия «новой веры».
Корнилия окружают больше творческих людей, чем в Кирилла
– Интересно, в каком состоянии сегодняшняя старообрядческая церковь. Может ли она стать основой возрождения в России истинного православия?
– Когда в 1905 году под давлением массовых протестных выступлений царь Николай II выпустил манифест о гражданских свободах, старообрядцы вышли из подполья. Оказалось, что почти все русские промышленники – Рябушинские, Мамонтовы, Морозовы, Кузнецовы и т.д. – были старообрядцами. Кстати, они похоронены на Рогожском кладбище, куда Путин приезжал на прошлой неделе с визитом к митрополиту Корнилию, поздравить его с 70-летием.
Успех старообрядческого промышленного предпринимательства был обусловлен особой деловой этикой. Они даже договоров не заключали – достаточно было слова.
Я давно дружу с настоятелем старообрядческого храма Покрова Богородицы г. Ржева протоиереем Евгением Чуниным и немного в курсе сегодняшнего положения дел у старообрядцев. Кстати, в новой тверской старообрядческой часовне на Соминке, на углу улицы Скворцова-Степанова и Грибоедова, уже проходят службы.
Несомненно, Рогожская слобода в Москве – важный центр русской духовности. Сегодня старообрядческие меценаты стали историей, сейчас у староверов мало денег, поэтому вокруг Корнилия больше творческих людей и меньше карьеристов, чем у патриарха Кирилла из РПЦ. Но, к сожалению, традиция все же утеряна.
Тот же Корнилий – прекрасный человек, но он, как и все мы, бывший советский инженер. Сейчас нужно прилагать огромные усилия для интеграции совершенно разных наук, чтобы восстановить утерянные после раскола знания.
– И что же, нет выхода?
– Выход всегда есть. Всему свое время.
Записала Ирина СМИРНОВА