10 июня в Торжке авиационная группа высшего пилотажа «Беркуты» отпраздновала 25-летие. Вход на мероприятие был свободный – ожидалось около 3 тысяч зрителей, но любителей красивых полетов на боевых Ми-28 оказалось намного больше.
Масштабность праздника чувствовалась уже за несколько километров от города: по обочинам трассы тянулась вереница припаркованных машин. Из них выходили семьи с детьми или дружеские компании и продолжали свой путь пешком. Нам, однако, удалось припарковаться поближе к контрольно-пропускному пункту (344-й Центр боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации).
Журналистов «Каравана» встретил капитан Алексей и сопроводил на выставку военной техники: Ми-28Н «Ночной охотник», Ка-52 «Аллигатор», Ми-35М, Ми-26Т, Ми-8АМТШ «Терминатор», Ми-8АМТШ-ВА (арктический). Тут же выстроилась большая очередь желающих посидеть в кабине пилота и сфотографироваться.
В музее вертолетов на открытом воздухе можно было прикоснуться к истории авиационной техники. Так, первый вертолет Ми-1 был разработан в 1948 году и мог развивать скорость до 190 км/ч. С этого времени начинается российская эпоха вертолетов. Особенно поражает своими размерами Ми10 – специальный грузовой вертолет, способный перевозить негабаритную технику в несколько тонн. За свои большие размеры он получил прозвище «летающий кран». Также здесь можно было увидеть первый «женский» вертолет, на котором в 92-м году наши девушки-пилоты совершили долгое путешествие из Торжка в Майями.
К счастью, погода в этот день располагала к воздушному шоу, если не считать короткого дождика. Несколько Ми 28Н совершали в небе сложные синхронные маневры, выстраивались в ромб, делали настоящие фигуры из салюта и даже кланялись благодарной публике.
Также в показательном выступлении приняли участие пилотажные группы «Русские витязи» (на истребителях Су-30СМ) и «Стрижи» (на истребителях МиГ-29) – неоднократные призеры выступлений за рубежом. Впечатлили не только их скорость и синхронность, но и экстремальность трюков. Так, они летели друг на друга и разошлись, казалось, за доли секунд от столкновения, а уже через минуту один из пилотов показал настоящее «свободное падение».
После авиашоу состоялись чествования заслуженных пилотов. Из железных птиц спустились виновники торжества. Как оказалось, они все в хорошей физической форме, ведь за один полет летчик теряет до 2 килограмм в весе. Поэтому питаться ему нужно очень хорошо: «За папу, за маму и за родной вертолет!»
Анастасия РОМАНОВА