Визит патриарха Кирилла: как это было. Почему в Тверской области отменили крестный ход с мощами преподобного Нила Столобенского?

13.06.2017, 12:00

Главным религиозно-политическим событием этого лета должен был стать визит на Селигер, в Нило-Столобенскую пустынь, патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Торжества анонсировались с 8 по 12 июня. Сам визит патриарха ожидался 9 июня, в день, когда празднуется 350-летие обретения мощей преподобного Нила Столобенского. Мы отправились по святым местам Селигера, чтобы увидеть подготовку к празднику и принять участие в торжествах. Скажем прямо: то, что мы увидели, было неожиданным.

Из Твери создавалось впечатление, что подготовка к визиту патриарха идет мощная. Доходили слухи о появившихся в Осташкове хороших дорогах (небывалое явление за весь обозримый исторический период). В официальных СМИ выходили бравурные репортажи о новом мосте от Светлицы на остров Столобный.

Было видно, что для губернатора Игоря Рудени, человека искренне верующего, православного, визит предстоятеля Русской православной церкви важен лично. И он делает все, чтобы торжества прошли без сучка и задоринки.

После литургии. Геннадий Климов, Игорь Руденя и Мария Орлова

Но, увы, в этот раз как никогда было важно наличие работоспособной команды, а также помощников на местах – в Осташковском районе, в самой Церкви… Судя по всему, команды и помощников не было. Чиновники областного правительства озабочены своим выживанием в кабинетах: боятся сделать что-то не то – и поэтому не делают ничего. Власть на местах разгромлена, и профильным заместителям губернатора, а также министрам регионального правительства просто не с кем разговаривать, когда они приезжают в Осташковский район. Глава Осташковского района Михаил Тузов – под каким-то мутным уголовным делом, главы поселений затаились в преддверии упразднения (в районе собираются сделать единый «городской округ», в связи с чем муниципальные руководители низшего звена уже сейчас перестали что-либо делать).

 

Солнце скрылось по молитве

Шоссе Тверь – Осташков почти не изменилось, такое же, как было. Дорога до Ниловой пустыни мало чем отличается от того, какой она была лет 10-15 назад, когда мы часто сюда ездили. Однако, по словам местных жителей, она существенно лучше, чем два-три года назад.

7 июня, когда мы приехали в деревню Светлица, над Селигером светило яркое солнце, и казалось – еще пара дней, и можно будет купаться. В этот день в Осташкове проходила научная конференция «Селигерская земля в истории, культуре и духовности России». Предыдущий такой форум был здесь в 2005 году, в 10-ю годовщину перенесения мощей преподобного Нила Столобенского из Осташкова в Нилову пустынь. Участникам было с чем сравнивать.

В тот раз покойный архимандрит Вассиан, первый настоятель Ниловой пустыни после возрождения монастыря, принимал историков, краеведов и музейных работников в трапезной обители, угощал их обедом, долго с ними беседовал. Сейчас все было гораздо скромнее, монастырь практически устранился от научно-исторической части праздника. Спасибо, что на экскурсию в Нилову пустынь свозили – правда, краеведы были покороблены происходящим в монастыре «благоустройством». Один из них позже признался мне позже, что, посмотрев на загорающих на бережку иеромонаха Дионисия (Батраева), ответственного за организацию торжеств от Тверской митрополии, и епископа Канского и Богучанского Филарета (Гусева), бывшего помощника тверского архиерея Виктора, помолился в душе: «Преподобный отче Ниле, ты же великий чудотворец! Пошли этим деятелям 9 июня дождь на весь день, чтобы посрамились они перед лицом начальников».

И преподобный услышал любящего Тверскую область и его обитель человека.

 

Нилова пустынь: символ надежды в 90-е

…Лично я первый раз побывала в Нило-Столобенской пустыни как раз во время перенесения мощей преподобного Нила Столобенского из Осташкова в возрожденный монастырь, в июне 1995 года. Тогда в торжествах принимал участие патриарх Алексий II, и в Осташков и Нилову пустынь приехали много тысяч паломников, которые прошли крестным ходом 25 километров от города до деревни Светлица. Это были романтические времена возрождения Церкви, когда казалось, что воздвигнутся стены монастырей – и люди изменятся. Мои друзья массово шли в священники, не зная, какие испытания уготовал им Господь. (Тогда, кстати, за торжества в Осташкове отвечал игумен Юстиниан, первый настоятель тверского Вознесенского собора. После этого его карьера пошла резко вверх, он быстро стал епископом, и сейчас, в 2017 году, приехал на торжества уже как архиепископ Калмыцкий и Элистинский. Возможно, молодой нынешний настоятель Вознесенского собора Дионисий (Батраев) думал, что ему тоже уготован такой карьерный скачок, но если в 1995-м организация торжеств была на уровне, то сейчас она, можно сказать, провалилась. Впрочем, не будем забегать вперед).

Первыми благотворителями возрожденного монастыря были тверские предприниматели. Особенно много сделал Павел Панкратов, директор экскаваторного завода. Силы предприятия были брошены на то, чтобы сделать монастырь более или менее обжитым, не похожим на руины. Тверитяне помнят телемарафон «Всем миром», который провели для сбора средств на реставрацию Ниловой пустыни сотрудники тверского телевидения Валентина Быкова и Александр Кокарев. В Ниловой пустыни царил особый дух – в небольшом отремонтированном приделе Богоявленского собора монастыря и икон-то почти не было, зато были настоящие верующие, пробивавшиеся сюда в любую погоду, из разных городов.

Потом появились серьезные спонсоры. Архимандрит Вассиан, полвека хранивший мощи преподобного Нила Столобенского в Осташкове, ушел на покой из-за тяжелой болезни, и во главе монастыря стал Аркадий (Губанов) – так сказать, «эффективный менеджер». Корпуса монастыря покрылись свежей штукатуркой и стеклопакетами. Рядом с собором появилась специальная «архиерейская гостиница». Сам собор тоже был отремонтирован – в стиле «провинциальный евроремонт». Вроде «дорого-богато», всюду позолота, а души, или, по-светски выражаясь, стиля, не чувствуется. Побывав здесь года три назад, я еще подумала: каково преподобному Нилу, отшельнику, ушедшему на пустынный берег Селигера подальше от людской суеты, лежать среди всего этого китча?

 

…и уныние наших дней

То, что мы увидели в Ниловой пустыне на этот раз, даже китчем не назовешь. Сейчас все здесь похоже на совковую промзону. Вековые деревья у входа и моста на остров уничтожены. Похоже, что о. Аркадий (Губанов) и местные монахи не очень внимательно читали житие святого Нила. Там есть эпизод с попыткой окрестных крестьян срубить на острове Столобном деревья – святой наказал их слепотой!

Вместо красивого деревянного мостика появился шатающийся и дребезжащий железный мост из какого-то профнастила. Территорию засыпали серой грязью – якобы гранитной крошкой. Видимо, в последний момент кто-то из начальников обратил внимание, что эта серая грязь смотрится отвратительно, поэтому уже при нас, когда до визита патриарха было меньше суток, ее засыпали сверху известковой щебенкой.

В анонсах торжеств указывалось, что ожидается 10 тысяч паломников. Специально для них был приготовлен палаточный лагерь на территории бывшего лагеря кремлевской молодежи «Селигер». Паломникам предлагалось регистрироваться на сайте Тверской митрополии, к этому призывал огромный транспарант в центре Твери, на стене Вознесенского собора. Зарегистрировавшихся было 1300 человек. Но отнюдь не все из них доехали до Ниловой пустыни.

В мини-гостинице, где мы остановились, гостила супружеская пара из Ржева. Эти люди тоже приехали на праздник в честь Нила Столобенского и на патриаршее богослужение. Накануне они съездили на разведку в Нилову пустынь, от кого-то узнали, что к монастырю будет не подъехать, надо идти пешком пять километров – и уехали. В самом Осташкове ходили легенды о повышенных мерах безопасности, и осташи, памятуя о том, что лагерь «Наших» был недоступен в моменты высочайших визитов, тоже отказались от мыслей о поездке.

Мало того, на визит патриарха практически не аккредитовывали журналистов! Автобус с прессой пошел полупустой, но нам, например, в поездке в Нилову пустынь отказали (пресс-служба не знала, что мы уже там).

В результате этого искусственного «отсекания» желающих побывать на торжествах народу оказалось крайне мало. Не помогло даже то, что из Твери и районов привезли чиновников. Многие из них просто не пошли в храм. Доехали до автостоянки – и отправились куда-то выпивать.

Хотя на самом деле между автостоянкой и монастырем постоянно курсировали маршрутки. И попасть в Нилову пустынь было несложно – было бы желание. Правда, когда по молитве того краеведа 9 июня зарядил обложной холодный дождь, это желание пропало у многих.

 

Патриарх мог не прилететь

В том числе, как рассказывают наши источники, засомневался, надо ли ему в Нилову пустынь, сам патриарх Кирилл. Утром 9 июня сотрудники ФСО объявили, что визит может не состояться. Правда, чуть позже в небе над Селигером все же застрекотал вертолет. Немногочисленные паломники, стоявшие у храма с 8 утра, к тому моменту уже окончательно продрогли. Но в храм пускали только по специальным приглашениям – согреться было негде.

Паломников было мало

Судя по видеотрансляции, церковь была заполнена чиновниками и непонятными казаками. Народ стоял не сильно плотно и периодически выходил подышать. Депутаты Законодательного собрания Тверской области, тоже привезенные загодя, выстроились в левом приделе храма, откуда не было ничего видно и слышно.

Патриарх Кирилл возглавил богослужение, в котором участвовало 16 митрополитов, архиепископов и епископов, пел хор Московской духовной академии. Богослужения патриарха, да еще в трансляции телеканала «Союз» – это всегда вдохновляющее зрелище. Наш митрополит Тверской и Кашинский Виктор стоял в дальнем углу и не часто попадал на экраны. Но когда попадал, глаза слепил его раззолоченный наряд, самый роскошный среди всех присутствующих.

Что-то пошло не так, когда перед причастием мирян начал говорить проповедь печально известный иеромонах Иаков (Степкин). Наша газета много писала о нем года два назад, когда этот боримый многочисленными страстями монах был наместником тверского храма Трех исповедников. Если помните, сначала он дрался со служащими храма – в том числе со старостой Еленой Губановой, бывшей женой настоятеля Ниловой пустыни Аркадия (Губанова). А потом стал фигурантом уголовного дела о растлении несовершеннолетнего мальчика. Дело было замято, а Иакова (Степкина) отправили на исправление в Нилову пустынь.

Иаков (Степкин) говорил правильные вещи: о подлинной христианской свободе, о том, что нельзя относиться к Нилу Столобенскому просто как к красивой легенде – если вы пришли к нему с таким настроем, преподобный не откроет вам окошко своей пещеры, а наоборот, затворится от вас и как-нибудь накажет. Но в устах этого человека правильные слова звучали какой-то пародией.

По слухам из алтаря, патриарх Кирилл был крайне недоволен появлением Степкина, который приехал в Тверь из Смоленской епархии, где раньше был митрополитом сам Кирилл. Скорее всего, патриарх в курсе всех недостатков этого человека, и подсовывать его для произнесения проповеди было просто непростительно. Не знаем, как просмотрела этот момент патриаршая служба протокола, но факт остается фактом: именно после проповеди Степкина курсанты Академии ПВО, сначала выстроившиеся по пути следования крестного хода с мощами Нила Столобенского, получили команду построиться вдоль пути из храма в гостиницу. Решение об отмене крестного хода было принято.

После причастия (людей вне храма причащали тверские священники, которые вынесли чаши на паперти собора, причастников было немного) патриарх Кирилл сказал проповедь: о том, что такое быть подвижником. И наградил ряд знаковых для Тверской области людей. Так, получил орден бывший глава администрации Тверской области Владимир Суслов, при котором начиналось возрождение Ниловой пустыни. Награжден и руководитель агрохолдинга «Дмитрова Гора» Сергей Новиков. Патриаршие грамоты получили архимандрит Аркадий (Губанов) и тверская художница Людмила Юга. Губернатору Игорю Рудене патриарх Кирилл подарил икону Покрова Богородицы.

Когда патриарха приветствовал митрополит Тверской и Кашинский Виктор, многие обратили внимание, что руки пожилого митрополита ходили ходуном и от волнения он сильно путал русские слова. Еще бы – отмена крестного хода, который 22 года проходил в обители, дурной знак! Преподобный Нил затворил окошко своей пещеры.

Известный богослов протодиакон Андрей Кураев, пристально следивший за историей с приключениями иеромонаха Степкина, даже предположил, что преподобный покинул Селигер. Нет, не покинул, а всего лишь отвернулся от ряда насельников своей обители…

 

Исток Волги – благоустройство на грани разорения

После Ниловой пустыни патриарх Кирилл полетел на исток Волги. Мы побывали там накануне и поняли, что в дождь грунтовая дорога от деревни Свапуще до Волговерховья будет совсем непроезжей – ее только что подсыпали свежим мокрым песком, который просто не успели как следует утрамбовать. Даже в сухую погоду мы увидели улетевшую в овраг при заносе машину. В ливень отправлять сюда автобус с паломниками было бы смертельно опасно.

Вечером перед визитом патриарха на истоке вовсю работали дорожная техника и многочисленные таджики – зрелище было еще более грустное, чем в Ниловой пустыни. Грязь, всюду бетон и пресловутая гранитная крошка (она же серая грязь). В начале деревни оборудован целый аэродром, две бетонные вертолетные площадки. Мы подслушали разговор какого-то начальника с работягами: они объясняли ему, что делать крышу надо 20 дней, а он велел им управиться за ночь. Апофеозом того, что мы увидели, был стоявший на улице унитаз.

Когда мы уезжали с Истока, туда прилетел с инспекцией губернатор Игорь Руденя. Он поинтересовался нашим мнением, и мы честно сказали, что за то, что тут понаворочено, надо кое-кому что-то отрезать.

– Зря вы на вертолете прилетели, проехались бы по дороге и поняли бы, кого и за что наказать!

Судя по фотографиям, на следующий день патриарх Кирилл служил водосвятный молебен на истоке только в обществе тех, кто поместился в вертолеты. Машины в дождь туда бы не пробились.

И на Волговерховье, и в Ниловой пустыни мы дважды пообещали губернатору Игорю Рудене написать всю правду о том, как мы увидели нынешние торжества. Игорь Михайлович, мы видели, что вы старались и пытались сделать как лучше. Но одному со всем не справиться, и 350-летие обретения мощей Нила Столобенского это показало. Сделайте что-то со своим окружением – ведь дальше будет только труднее, соратники понадобятся.

Мария ОРЛОВА

29 0
Лента новостей
Прокрутить вверх