5 июня в Твери прошел круглый стол «Перспективы развития системы особо охраняемых природных территорий Тверской области», организованный министерством природных ресурсов и экологии Тверской области. «Караван+Я» не раз писал о захватах и уничтожении ООПТ – мы выяснили, насколько серьезны намерения министерства по борьбе с этим.
– В Тверской области 992 особо охраняемые природные территории регионального значения, 3 местного значения, а также 2 федерального значения (Центрально-Лесной государственный природный биосферный заповедник, государственный комплекс со статусом национального парка «Завидово»),– Андрей Наумов, исполняющий обязанности министра природных ресурсов и экологии Тверской области, открыл заседание, озвучив статистические данные.
Далее зашла речь о том, что нужно заниматься установлением границ таких территорий, вносить сведения о них в государственный кадастр недвижимости, разрабатывать паспорта.
Заметим, что в Тверской области ООПТ не раз были захвачены и без установленных границ, и даже с установленными границами. Причем по факту все делается вполне законно. К примеру, бизнес хочет получить какую-то территорию, которая находится в ООПТ. У минприроды нет средств, чтобы самостоятельно проводить экспертизу и устанавливать границы памятника природы, тогда заинтересованное лицо оплачивает все процедуры. Естественно, что во время работ выносятся нужные заключения и границы ставятся в тех местах, которые необходимы заказчику. Не застрахованы от захвата и ООПТ, поставленные на кадастровый учет. Приватизация земель памятника природы или вырубка леса на его территории возможна, если памятник вдруг утратил свой особый природоохранный статус, например из-за «внезапной» миграции ценных видов растений и животных или «преувеличенных» масштабов урона, нанесенных пожаром, нашествием короеда-типографа и т.д.
Примеров много. Вспомним историю Конаковского бора («Сосны шумят», N№7 (1037) от 24.02.2016). Тогда во время проведения подобных работ из ООПТ вырезали кусок леса и всю прибрежную зону вдоль реки Сучок. Сейчас местные жители активно борются за возвращение этих участков в границы ООПТ.
Вспомним также историю с Бобачевской рощей, часть которой исчезла во время строительства домов, выполняемого ДСК. Активисты бились за установление границ, участвовали в общественных слушаниях. В итоге границы рощи, по всей видимости, были установлены исходя из интересов строительной компании. Похожая ситуация возникла и в Комсомольской роще.
Еще одна показательная история произошла в Конаковском районе, на Заборских островах в Московском море («Острова невезения» в N№3 (1084) от 25.01.2017). Несколько островов по подобной схеме также не попали в зону ООПТ после проведения сомнительных исследовательских работ. Вдруг выяснилось, что редкие виды растений и животных обитают исключительно в тех местах, где строительство гостиниц неудобно и невыгодно. К тому же один из островов (самый большой) перестал быть островом и стал частью материка!
Карачаровский парк и мыс в Конаковском районе общественникам удалось отстоять. Там лес пытались вывести из владений гослесфонда в частную собственность («В Конаковском районе украли лес», N№37 (1067) от 21.09.2016).
Мы, конечно, не хотим обвинять минприроды в том, что при проведении установки границ они планируют начать «распродавать» лакомые кусочки Тверской области, а всего лишь напоминаем, что все эти процедуры должны проводиться под тщательным контролем, в том числе со стороны неравнодушных местных общественников.
Кроме того, возможно, министерству стоит рассмотреть возможность создания и определения границ и новых ООПТ. Например, предложенное присутствующим на круглом столе членом Союза охраны птиц Дмитрием Кошелевым «Птичье эльдорадо» за микрорайоном «Южный» в Твери («Бульдозером по гнезду», N№17 (1047) от 04.05.2016). Здесь было обнаружено множество видов животных и растений из Красной книги, но сейчас там идет активная застройка, которая может их уничтожить.
Ирина СМИРНОВА