Производителя в Тверской области спасет многоформатная торговля, считает Виктор Евтухов.
20 июня Тверскую область посетил заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов. Сначала он побывал на «Верхневолжском кожевенном заводе» в Осташкове, где шла речь об импортозамещении и необходимости модернизации очистных сооружений, а затем принял участие в совещании «Взаимодействие власти и бизнеса в вопросах развития многоформатной торговли», состоявшемся в Большом зале правительства Тверской области.
18% жителей Тверской области, или 85 тыс. человек, заняты в торговле, сообщил губернатор Игорь Руденя. Торговых площадей в регионе, по его словам, с избытком – в 1,5 раза больше норматива на душу населения. Торговля должна стимулировать производство и способствовать созданию рабочих мест.
– Тверские производители отличаются широкой номенклатурой и ассортиментом выпускаемых товаров – это мясные, молочные, овощные и особенно хлебобулочные и кондитерские изделия, которые известны далеко за пределами Тверской области, — сказал Игорь Михайлович.
На заседании присутствовали представители региональных и семи федеральных торговых сетей, которым поставлена задача создать специализированные места для продукции тверских производителей. Губернатор сообщил, что заключено соглашение с компанией «Роснефть» о создании специального отдела «Покупай тверское» в сети заправок на трассе М11.
Виктор Евтухов начал свое выступление с шутки: с губернатором Игорем Руденей он уже полетал над Тверской областью, но, так как вечером он должен присутствовать на совещании у вице-премьера Козака, то ему нужно успеть на… электричку.
Когда смех в зале утих, замминистра отметил, что с уважением относится к сельхозпроизводителям и переработчикам, но отвечает его министерство именно за торговлю (агропромышленный комплекс входит в ведение Минсельхоза). Поэтому, когда торговлю пытаются как-то обуздать, ввести в какие-то рамки, министерство занимает взвешенную позицию:
– Это рыночные отношения. После того, как мы приняли ряд поправок в закон «О торговле», ограничивающих доминирование и рыночную силу крупных торговых сетей, мы договорились, что больше закон не трогаем. Каждый производитель не может попасть в крупные торговые сети, так как производителей в разы больше, чем могут вместить прилавки магазинов. Естественно, кому-то места на полке не хватает, поэтому нужно развивать те форматы, которые будут предлагать продукцию не попавших в сети производителей.
Виктор Леонидович посоветовал тем, кто считает, что их права нарушаются, обращаться в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).
Замминистра предложил Игорю Рудене войти в пилотный проект Минпромторга по развитию малых форматов торговли. Он также анонсировал проект создания интернет-площадки безбумажной торговли B2B, которая начнет работать в сентябре.
Минпромторг стремится расширить каналы сбыта посредством развития всех форматов торговли, прежде всего малой и мобильной. Инициативы, содержащиеся в одобренной правительством стратегии развития торговли, нашли отражение на законодательном уровне и были представлены на Неделе российского ритейла, которая прошла в Москве в начале июня. Это развитие многоформатной торговли, стимулирование конкуренции, формирование комфортной среды для граждан и предпринимателей. Разработаны также поправки и дополнения в проект закона о торговле, которые касаются нестационарной и мобильной торговли, рынков и ярмарок.
В перспективе планируется ввести нормативы обеспеченности торговыми объектами. Нормативы будут устанавливать, какое минимальное количество объектов должно быть в муниципальном образовании в зависимости от его специфики, в том числе от плотности населения.
В стратегии, в части развития многоформатной торговли, Минпромторг предлагает создавать мобильные торговые объекты (автолавки), ярмарки – не показушные, для галочки, а дающие место всем производителям, желающим предложить свою продукцию, рынки, потребительские кооперативы. Виктор Евтухов показал слайды с примерами торговых объектов в европейских и азиатских городах на первых этажах зданий и улицах городов и посетовал, что первые этажи российских домов непригодны для создания красивых удобных магазинов. Один из основных пунктов программы – развитие уличной торговли.
На совещание были приглашены как представители торговых сетей, так и крупнейшие производители пищевой продукции в Тверской области. Они подготовили сообщения о своих проблемах, но озвучить их, к сожалению, не успели: замминистра торопился на «электричку».
«Караван» подробнее представит мнения участников рынка в ближайших выпусках. Также мы готовим «карту» крупнейших производителей региона «Тверские бренды». Следите за нашими публикациями.
Мария ПАРАМОНОВА