«Год экологии»: мусор и нечистоты атакуют. Почему Тверская область находится в самом хвосте экологического рейтинга регионов?

27.06.2017, 12:59

Конец июня – это время не политики, а отдыха. Даже если июнь такой сиротский, как нынешний, на его окончание приходятся дни разных городов и сел, глобальные сейшны реконструкторов и ролевиков, рок-фестивали. Даже деловые форумы в это время связаны по большей части с чем-то приятным вроде речного туризма.

На форуме "Реки России" говорилось о "Чистой Волге"

Сейчас в Москве снова пахнет сероводородом. Не знаем, откуда берется этот запах в столице, может, какой-нибудь портал в преисподнюю открывается. Но москвичи массово мигрируют в Тверскую область, про которую у них еще ходят легенды как про экологически чистую. Хотя по итогам весны 2017 года в экологическом рейтинге регионов России Тверская область заняла всего 77-е место. Ниже нас – Московская, Ленинградская, Свердловская, Челябинская области. Они-то промышленно развитые, ясно, почему там оказались. А вот что происходит с нашим регионом?

 

Дом у тихой речки как последний рубеж

Согласно опросам социологов, в последнее время у россиян в число жизненно важных для них базовых ценностей неожиданно вышла экология. Наверное, это связано с тем, что для 80% горожан идеалом жизни представляется жизнь где-нибудь у речки, в тихом месте, на лоне природы. Людям не сильно важны свобода во всех ее проявлениях – от свободы совести до свободы передвижения – и другие завоевания ХХ века. Там, в тихом месте у речки, где тобой не интересуется никакая власть, ты и так свободен. Хочешь – шашлык жарь, хочешь – картошку сажай. И, кстати, экономические кризисы в таком месте легче переживать, на подножном корму. Недаром наши дедушки и бабушки, пережившие несколько волн голода перед Великой Отечественной и после нее, с таким энтузиазмом восприняли идею дач. С дачей перспектива голода отступала.

В общем, тихий уголок у речки – это последний рубеж для нашего человека. И если вдруг он узнает, что в этот уголок скоро придет, например, «бытовой и промышленный мусор из Москвы», то такое начнется!

Как это бывает, мы наблюдали на примере Оленинского района Тверской области. Казалось, там крайне мало населения, авторитарный глава, привыкший не считаться с общественным мнением, безропотные депутаты под руководством жены главы. А при известии про перспективу получить под нос московский мусор на площадь перед администрацией района вышло почти столько народа, сколько там проживает. Да, среди вышедших были московские дачники – давно прижившиеся в районе люди, которые воспринимают эту землю своей. Но и оленинцы выступили, и даже депутаты не стали в кустах отсиживаться! Потому что отсидишься – того и гляди, останешься без этих самых кустов…

Вообще, размещать на водоразделе Волги и Москвы-реки, в Оленинском районе, гигантский мусорный полигон – для Москвы самоубийственно. Да и в других районах Тверской области московский мусор может фатально повлиять на и без того неблагополучную экологию столицы. Но разве кто-то думает о таких вещах комплексно, с полноценной экспертизой?

Год назад я наблюдала сельский сход в Бежецком районе. В будний день, безо всякого предварительного оповещения (только по «сарафанному радио» молва разносилась), перед поселковой администрацией на встречу с членами Совета по правам человека при президенте РФ собрались человек триста. Народ был в отчаянии: внезапно в своей идиллической глуши люди обнаружили гигантский свинокомплекс на миллион голов, начавший работать практически без очистных сооружений. Позже выяснилось, что отстойники для нечистот запланированы открытого типа и запах свиного навоза разносится по всей округе.

Представляете, что означает для тверского карела, который запланировал провести свою старость в родной деревне, такое соседство! Тверские карелы – люди удивительно терпеливые, но их терпение порой оборачивается сильными взрывами эмоций. В Бежецком районе я с удивлением наблюдала, как обычная безучастность местного население вдруг сменилась гневом. Куда там Навальному с его антикоррупционными митингами! Тут бунтовало послушное большинство, и это было неожиданно.

В недавнем номере мы описали очередные «народные волнения» такого типа в Старицком районе из-за мусорного полигона и цементного завода, которые якобы могут появиться здесь или в нескольких километрах дальше, на территории Ржевского района. Старицкая общественность воюет с этим проектом уже давно, ржевская – только подключается.

В кулуарной беседе на форуме «Реки России» в Завидово губернатор Игорь Руденя лично пообещал нам, что этого проекта не будет и он уже сказал инвестору о том, что область не заинтересована в таком бизнесе на своей территории. Надеемся, что губернатор – хозяин своему слову, и тут не получится, как с губернатором Андреем Шевелевым и мусорным полигоном в Славном. Помните, он поклялся тогдашнему президенту Дмитрию Медведеву, что свалки в Славном не будет – а она все же открылась.

С настороженностью заставляет смотреть на «мусорные перспективы» Тверской области решение, принятое после «Прямой линии» с президентом Путиным. Президент велел губернатору Московской области Андрею Воробьеву в месячный срок закрыть одну из крупнейших подмосковных свалок в городе Балашиха. Угадайте, куда денется мусор, который вывозился на эту свалку? Что-то подсказывает, что поедет этот мусор в сопредельные регионы.

Мусорные горы, которые надо будет куда-то вывозить, появятся, когда в Москве начнется снос хрущевок. В Московской области этот мусор не поместится, и тут тоже есть над чем задуматься тверским аборигенам и примкнувшим к ним дачникам. С чего вдруг мэр Москвы Сергей Собянин обещал деньги на ремонт тверских дорог? Не собирается ли он перед этим разбить их грузовиками с московским строительным мусором?

 

Мусорный бизнес выдвигается в регион?

В Подмосковье развивается интрига вокруг мусоросжигательных заводов. 30 июня должны быть подведены итоги конкурса, после чего начнется выбор земельных участков, общественные слушания, землеотвод, получение технических условий. Известно, что о готовности построить современные мусоросжигательные заводы заявила корпорация «Рос-тех». Якобы губернатор Воробьев не очень хочет отдавать этот проект «Ростеху». А еще в густонаселенном Подмосковье явно начнутся протесты.

У губернатора Тверской области Игоря Рудени, насколько мы поняли, какие-то особые отношения с руководителем «Ростеха» Сергеем Чемезовым. В принципе, если мусоросжигательные заводы будут построены на территории Тверской области с соблюдением всех экологических нормативов и избыток тепла, который станет при этом вырабатываться, пойдет на обогрев каких-нибудь Кимр, то почему бы и нет. Однако что-то подсказывает, что без пристального общественного контроля это может превратиться в аналог бежецкого свинокомплекса. Пока народ опомнится, жизнь в округе станет невыносимой.

Кстати, о Кимрах. Уже много лет этот город «славится» огромной свалкой прямо перед парадным въездом со стороны областного центра. При бывшем главе Кимр Литвинове рассматривались перспективы расширения свалки. Затем новый глава Роман Андреев отменил это решение. Сейчас Романа Андреева сняли, фактически власть вернулась в прежние руки. И люди, которые часто ездят в Кимры, уверяют, что свалка растет ввысь не по дням, а по часам. Якобы по ночам здесь разгружается по 20–30 грузовиков.

Надо напомнить, что бессменный депутат ЗС от этого округа, он же бывший председатель Законодательного собрания Тверской области Андрей Епишин, когда-то, только заходя на территорию региона со своими политическими планами, был особенно заинтересован в строительстве мусорных полигонов в Кимрском районе. Дело в том, что Дубна, наукоград в Московской области, где тогда только-только планировалось создавать особую экономическую зону, вообще не имеет пригородной территории. Со всех сторон она окружена Тверской областью, мусор вывозить некуда.

Прошло больше десяти лет. В Кимрах все та же разнесчастная свалка, в Дубне – все больше мусора. Угадайте с трех раз, грузовики откуда приезжают по ночам вываливать свой мусор за наличный расчет? И кто в доле этого грязного бизнеса?


Кожзаводу в Осташкове обещают поддержку

Губернатор Тверской области Игорь Руденя и заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов посетили АО «Верхневолжский кожевенный завод» в Осташкове.

– По качеству изделия готовы конкурировать с российскими и западными образцами. У завода хорошие перспективы для работы с крупнейшими потребителями кожевенного сырья в нашей стране и за рубежом: компаниями автопрома, мебельными фабриками и другими. Для этого необходимо получить соответствующий сертификат. Знаю, что предприятие уже находится в процессе реализации этого проекта, – прокомментировал замминистра итоги посещения завода.

– Готовы посмотреть дополнительные меры поддержки, в том числе по оказанию помощи в реализации продукции и приобретении сырья, – цитирует губернатора пресс-служба правительства Тверской области.

Поддержка может быть оказана через активы регионального фонда развития промышленности, который создан в Тверской области.  Через фонд бизнес может получать льготные займы под 5% годовых. В областном бюджете на эти цели в 2017 году предусмотрено 48,3 млн рублей.

Виктор Евтухов обратил внимание, что сегодня тверские производители активно работают с федеральным фондом развития промышленности, в том числе средства выделяются на техническое перевооружение, создание новых производств.

Замминистра также добавил, что промышленному комплексу Тверской области сегодня предоставляется федеральная поддержка и по другим направлениям. Со стороны Минпромторга России по всем программам региону будет оказано содействие, заверил Виктор Евтухов.


«Чистая Волга»: реально ли сделать воду питьевой

На том же форуме «Реки России» в Завидово заместитель министра природных ресурсов России, бывший губернатор Ярославской области Сергей Ястребов рассказал о федеральной целевой программе «Чистая Волга». Это еще одна и гордость и беда российской экологии. Уже ниже Твери, где-нибудь в Лисицком бору, мы опасаемся купаться в великой русской реке. А представляете, каково жителям Самары, Саратова, Астрахани, наконец?

Г-н Ястребов сообщил, что цель программы – сделать воду в Волге питьевой. Свежо предание, но верится с трудом. Если в тех же Кимрах круизные теплоходы, перед тем как зайти в канал имени Москвы, часто сливают в Волгу содержимое своих гальюнов, не заморачиваясь платой за пользование городскими очистными сооружениями, то получается, чем больше мы будем развивать речной туризм, тем грязнее будет Волга.

Игорь Руденя на форуме в Завидово объявил, что все очистные сооружения в городах и районах Тверской области должны перейти в муниципальную собственность. В большей части муниципалитетов они и так в муниципальной собственности – это был камень в огород прежде всего Твери. Игорь Михайлович обнаружил давнюю проблему: в Твери невозможно получить лицензию для городского пляжа, поскольку в его районе на волжский берег выходят стоки ливневой канализации города. Сейчас канализация Твери, в том числе и ливневая, находятся в ведении фирмы «Росводоканал», которая за почти 15 лет не предприняла ничего, чтобы исправить эту ситуацию, сложившуюся в далекие советские времена.

И вообще, лицензированных пляжей на территории Тверской области практически нет. Кажется, их всего два, да и те не на Волге. Жители региона купаются на свой страх и риск. Мы об этом знаем долгие десятилетия. Но представляете, как удивительно было услышать такое губернатору, считавшему, что он приехал в озерный и речной край?

На прошлой неделе было два эпизода про очистные сооружения и Игоря Руденю. Перед Речным форумом он посещал Осташков и Осташковский кожевенный завод. Там проблема очистных стоит настолько остро, что среди местных жителей сформировалась легенда, что Селигер отравлен напрочь.

В начале 70-х годов ХХ века очистные сооружения нового кожевенного завода строились в расчете на обслуживание города. Сегодня кожевенный завод давно принадлежит частным лицам, и реконструировать очистные для всего города собственники не обязаны. Это предмет давнего спора между менеджментом завода и городскими властями. Насколько нам известно, завод некоторое время назад даже построил новые очистные, только для нужд производства. И в тех, старых – исключительно стоки города. Но молва все равно приписывает им, помимо обычной заразы и вони городской канализации, еще и кожевенную ядовитость.

По официальным данным, модернизация осташковских очистных потребует 600 млн рублей. Правительство Тверской области сильно рассчитывает на Московскую мэрию – столица уже помогла со средствами на модернизацию очистных сооружений в пос. Радченко и в Конаково. Что не мудрено, москвичи пьют воду из Московского моря и не заинтересованы в наличии в этой воде нечистот из Конаково.

Но самый кошмар происходит с очистными сооружениями в Максатихе. Заповедный край на реке Мологе (тоже, кстати, впадающей в Волгу) уже давно страдает от отсутствия нормальных очистных сооружений. А недавно фекальные потекли в реку напрямую, минуя даже символическую КНС. Кстати, в Максатихе очистные переданы муниципалитету в 2011 году – но МУП, который должен ими заниматься, насколько мы понимаем, находится в состоянии банкротства.

Продолжать перечислять язвы на теле тверской природы можно долго. Мы продолжаем следить за экологической картой региона. Если рядом с вашим домом у тихой речки что-то происходит – сообщайте. «Караван+Я» решил сделать Год экологии не пустым звуком, наполнить его реальным содержанием. 

Мария ОРЛОВА

28 0
Лента новостей
Прокрутить вверх