Поэт нашего времени. Любовь Колесник о том, что писатель должен быть активен во всем

27.06.2017, 14:03

Этим летом известная ржевская и тверская поэтесса Любовь Колесник выпустит новую книгу. В нее войдут стихи о жизни в российской глубинке, любви и войне. Обладательница Кубка мира по русской поэзии, лауреат множества литературных конкурсов рассказала в интервью «Каравану» о том, как проходят ее творческие будни, как верстается крайняя книга, а также о славе, благотворительности, писательской кабале, ну и, конечно же, стихах.

Бизнес и культура не столь различны меж собой

Каким бы титулованным ни был бы поэт, сегодня ему приходится продвигать свои литературные труды практически в одиночку. Так бы могло случиться и с новой книгой Любови Колесник, но вовремя помог благотворительный фонд Натальи Серовой «Отчий дом». Известная предпринимательница, директор «Новоторжской ярмарки» пишет сама и любит поэзию, ее благотворительный фонд выступает за развитие спорта, культуры и поддерживает в том числе местных авторов.

– С Натальей Серовой мы познакомились в фейсбуке, – поясняет поэтесса, – она «лайкала» мои стихи и писала комментарии. О том, что эта позитивная женщина – предприниматель, я знала поверхностно.

– Как вообще авторам удается сейчас печатать книги?

– Лишь моя первая книга была выпущена за счет литературного конкурса «Русская провинция». Вторую книгу оплачивала сама. Со сборником «Радио Мордор» обещал помочь спонсор, но благополучно слился. Почти все современные поэты, даже из Москвы, выпускают книги за свой счет или годами ждут очереди в издательствах, которых немного – такова реальность. У издательств есть определенный формат, в который я вписываться с этой книгой не хочу. Вариантов остается немного…

– А сколько нынче стоит публикация книги стихов?

– Две-три месячные зарплаты русского интеллигента (45–50 тысяч рублей. – Прим ред.). На прошлую книгу я заняла деньги у мамы, и, в общем-то, она отбилась. Спасибо людям, которым нравятся мои стихи… Это я похвасталась.

Итак, весной я спросила у Натальи Серовой совета, и она помогла, причем сразу делом. Книжка сейчас на верстке, тверская дизайнерская контора «Холмакс» обещала мегабомбу. Названия пока не скажу. Сюрприз будет.

– Охарактеризуй стихи и переживания, вошедшие в новую книгу?

– Сам понимаешь, все стихи так или иначе о любви. Если коротко, в книге будет «социалка», «патриотика» и «война» – в трех разделах: мир, труд, май!

– Что скажешь о самом фонде?

– Я немножко оторопела, когда о нем подробно узнала. Сразу же захотела поучаствовать! Люди в «Отчем доме» – великолепные, они – просто фонтаны энергии: все время в движении, что-то затевают, придумывают, делают конкретные вещи. Это не чиновники, проводящие по 15 совещаний, и все без толку.

В моей жизни было много примеров отрицательного отношения бизнеса к культуре. Будучи журналистом, ходила я как-то на одно пищевое предприятие. Захожу, а в цехе огромные заплесневелые бревна-перекрытия толщиной с человека. Мне говорят: «Немцы строили». Я им: «В 1943-м?» Оказалось, в 1887-м. Замдиректора мне прямо сказала: когда ваша задрипанная культура приходит к нам просить милостыню, мы их ведем в цех и показываем, в каких условиях работаем, у нас нет денег!

Понимаешь, это ненормальная, но обычная сиротско-жлобская реакция бизнеса на культуру. Нормальная реакция – как раз-таки у Серовой.

– Ты уже поучаствовала в работе фонда?

– 21 апреля состоялся благотворительный концерт, до его проведения Наталья предложила сделать площадку под поэзию, организовать, привлечь местных поэтов. Я собрала отличных авторов: Василий Рысенков, Софья Крылова, Святослав Михня, Роман Гурский, Федор Иванов, Таня Винокурова и др. Ребята показали пришедшим в ТЮЗ бизнесменам настоящую, живую литературу.

Есть такая поговорка – у савана нет карманов. Действительно, одни покупают золотые унитазы, другие вкладывают деньги в то, что вечно: культуру, наших детей их здоровье, развитие. Заслуга Серовой в том, что она смогла подтянуть креативных людей и неравнодушный бизнес. Она филолог по образованию, а бывших филологов не бывает. Со своей стороны я постараюсь оказать Наталье Юрьевне поддержку как автору, уведомить ее о передовых литературных фестивалях, на которых она смогла бы показать свое творчество.

 

Писатель не должен хлопать ушами

– Кубок мира по русской поэзии, премия губернатора, публикации в толстых журналах – не закружилась голова от славы, нет ощущения того, что…

– Что губернатор должен дать мне ключи от квартиры и еще звание «почетного гражданина»? Слушай, в среде писателей со славой надо быть осторожнее, иначе ослепят честолюбие, прелесть, по-церковному говоря. Забронзовеешь!

Почему-то среди поэтов, даже хороших и известных, не принято активничать. Многие считают, что они должны сидеть и писать, а потом к остывшему трупу придут издатели и редактора и с плачем произнесут: «Как мы проглядели этого гения, он так хорошо писал!». Но, сами понимаете, так не бывает в наши времена.

Лично у меня получается участвовать в конкурсах и публиковаться в толстых литературных журналах, например в июньском номере «Нового мира». (А «Новый мир» – вообще венец творения в современной литературе, многие туда хотят попасть.) Пока из тверских авторов там печатается только маститый Евгений Карасев. Как-то не стесняюсь. Послала – выиграла. Нет – кризиса личности не случится. Может, натура такая… во всяком случае, пока мне это интересно.

Я ни на что не претендую, но мне бы очень хотелось выступить в родном Ржеве. Местная администрация делает вид, что меня как автора не существует вообще. Может, после публикации в «Караване» позовут?

– А как же быть скромному поэту, не вкусившему славы, но желающему показать миру свои строки?

– Используй все шансы, которые дает Бог. Он задумал сделать человека счастливым. Хорошо пишешь? Используй шансы и не хлопай ушами. Есть модный стереотип, будто писателю должны все помогать, содержать, а он, как птичка в клеточке, сидит и пишет. Я – против! Бонусы, которые мне достаются, – это бонусы, а не долженствование. Работа первична. Я считаю, автор обязан быть заряженным в жизнь. Поэзия – работа, проза – работа еще больше. 10-12 страниц романа – время, отнятое у лежания на диване, сна, поедания пирожных.

– Ты же еще и фантастику пишешь?

– Вторая часть фантастической саги «Витязь» проходит корректуру в издательстве, третья пишется… в общем, развлекаемся с моим соавтором Натальей Нестеровой игровой литературой. Раз уж о прозе заговорили, скажу, что и прозаик сегодня в не менее кабальном положении, чем поэт. Ни о каких выгодных условиях речи не идет, даже очень хорошие авторы, выигравшие кучу конкурсов, издают книги на таких правах, что даже пиджак нельзя купить с этого гонорара. Но – издают, пишут, борются!

Посмотри на тиражи советского периода: стихи, романы, все по 10000 экземпляров и выше. Сейчас большую роль играет интернет. Недавно читала лекцию в Литинституте и спросила у ребят: «В каких журналах печатаетесь?» В ответ – молчание, нынешние поэты и прозаики больше не верят в издателей.

 

Администрация Ржева и немецкая жандармерия

– Ты часто выступаешь за пределами Тверской области, где была в последний раз?

– Недавно вместе с благородными поэтами из Москвы ездили в Александровск в музей Марины и Анастасии Цветаевых. Получился отличный литературный праздник с открытием мемориальной доски, чтением стихов. Много людей, отличная публика.

– Можешь передать свое настоящее мироощущение в нескольких строчках?

– Вот одно из недавних стихотворений. Исторический факт: там, где сидит нынешняя администрация, с октября 1941 по март 1943 года была немецкая жандармерия. Нет, пожалуй, не позовут меня читать стихи туда.

 

Здание унылое, гнилое,

тронутое тленом и грибком.

Знает каждый в городе-герое –

здесь располагается горком.

 

Ветхий домик при важнецком деле:

грохают дверные косяки,

и рядком идут туда портфели,

брюки, башмаки и пиджаки.

 

Не хулимы, солнцем не палимы,

за указом движется указ.

Деду надо дров – не сдохнуть в зиму.

Дед сюда пришел в десятый раз.

 

Курит самокрутку, смотрит хмуро,

стопка справок свита бечевой.

– Тут в войну была комендатура.

Глядь, не изменилось ничего.

Беседовал Павел КИРИЛЛОВ

20 0
Лента новостей
Прокрутить вверх