После посещения президентом Путиным центра Русской старообрядческой церкви на Рогожской заставе интерес к старообрядцам сильно вырос. Тверь не относится к традиционным старообрядческим городам, но и у нас есть что изучать.
Старообрядческим был Ржев, староверы-беспоповцы составляли большую часть населения Кимр, были старообрядческие общины в Вышнем Волочке (знаменитый купец Сердюков, предложивший Петру I проект вышневолоцких каналов, крестился двумя перстами). В Твери тоже были почитаемые праведники, придерживающиеся «древлего благочестия». Прежде всего это Макарий Гончаров, юродивый, живший в XVIII веке.
Недавно настоятель старообрядческого Покровского храма в Ржеве протоиерей Евгений Чунин выступил с докладом об этом загадочном человеке на Малышевских чтениях в Институте русской литературы РАН. Рукописная «История о юродивом Макарии Гончарове (Тверском)» была обнаружена в архивах в Литве в 70-х годах прошлого века. Сама рукопись датируется десятыми годами XIX столетия.
В юном и молодом возрасте Макарий мало отличается от своих сверстников. Как можно судить, его родители, тверские ремесленники, были убежденными старообрядцами, хотя внешне, как и многие городские жители в то время, не будучи «записными» старообрядцами, вынуждены были формально считать себя относившимися к официальной церкви.
«Двадцати пяти лет от роду» Макарий на три года исчезает из родительского дома, а возвращается уже принявшим на себя подвиг юродства. Среди характерных (и обязательных) атрибутов этого подвига – уход из родительского дома, добровольная нищета, обличение и «ругательство» ближних, пренебрежение общественными приличиями, демонстративное пренебрежение условиями земного существования (хождение раздетым и босым зимою по улицам), частое вознесение молитв за умерших. Объясняя разительную перемену, происшедшую с вернувшимся в город Макарием, некоторые горожане говорили: «Макар в книгах зачитался и от того юрод зделался».
Восприняв подвиг юродства, Макарий не оставил своего «природного» староверия. Он по-прежнему «придерживался старопечатных книг, которыя печатаны были благоволением святейших патриархов Иова, Иосифа и Филарета», а также «изображал на себе крестное знамение двумя персты, и людей таковому перстному сложению учил». Автор «Истории» рассказывает о нескольких случаях, в которых проявилась четкая старообрядческая ориентация Макария. Но еще более примеров такого рода, при внимательном рассмотрении, можно увидеть в самих поступках и действиях Макария – даже тогда, когда он никак прямо не связывает это со старообрядчеством.
Особенно прославился Макарий у тверитян своими предсказаниями крупного общественного бедствия – великого тверского пожара, случившегося 12 мая 1763 г. Он во всеуслышание заявил: «Спасайтесь, вода и огнь будет». И предсказал прокладку новых улиц по пожарищу согласно утвержденному императрицей Екатериной II генеральному плану (это случилось после смерти юродивого). Макарий не велел горожанам строиться на пепелище, предвидя скорый слом вновь построенных домов.
За юродивым Макарием подмечают отсутствие религиозного фанатизма, веротерпимость и незлобивость – черты, которые в XVIII веке вовсе не были широко распространены. Именно эти черты Макария снискали ему уважение в тверском многоконфессиональном сообществе…
На месте могилы юродивого была построена единоверческая Успенская церковь (в единоверческих храмах служба совершалась по старому обряду, но они подчинялись иерархам обычной православной Церкви). Эта церковь за Волынским кладбищем (район Соминки) действовала до конца 1930-х годов. Сюда, лишенный 29 сентября 1936 г. регистрации и получивший официальный запрет на архипастырское служение, перенес свою кафедру владыка Фаддей (Успенский) – остальные храмы города были уже закрыты.
Единоверческий Успенский храм устоял во время боевых действий в годы Великой Отечественной войны, в конце войны он был открыт для православных богослужений. Разрушили церковь к 1964 году.
Сейчас неподалеку от этого места тверские старообрядцы построили новый храм, в котором уже совершаются богослужения. Он находится на пересечении улиц Скворцова-Степанова и Грибоедова.
Мария ОРЛОВА