Из России наблюдается резкий отток портфельных инвестиций – с конца февраля он носит практически непрерывный характер, общая сумма за это время превысила 1,6 млрд долларов (максимум за три с половиной года). Это связано не столько с внешней политикой России, которая на практике приводит к все большей изоляции на мировой арене, и перспективами ужесточения антироссийских санкций, сколько с действиями ФРС США и Банка России.
Девальвация рубля неизбежна?
14 июня комитет по открытым рынкам ФРС США повысил базовую ставку с 0,75-1 процента до 1-1,25 процента годовых. Двумя днями позже Банк России снизил ключевую ставку до 9 процентов годовых. Эти решения сократили доходность вложений зарубежных инвесторов в российские активы. Действия ожидаемые. Америка возвращает доллары на свою территорию, возвращает она и ранее выведенную в Китай и Юго-Восточную Азию промышленность. Это, несомненно, приведет к новому давлению на рубль, что создаст условия его девальвации.
Остается неясным, хватит ли резервов у Центрального банка РФ, чтобы сдерживать инфляцию в заявленных пределах. На позапрошлой неделе стоимость нефти опускалась до семимесячного минимума – 45,4 доллара за баррель. В понедельник, 3 июля, по данным биржи ICE на 11.00 мск, баррель нефти европейской марки Brent колебался возле отметки 49 долларов за баррель. Одновременно под давлением промышленных и строительных лоббистов Банк России снижает учетную ставку, в надежде, что это придаст динамики строительству и промышленности.
«Пациент скорее мертв, чем жив»
Я думаю, что в строительстве, на фоне снижения ставок по ипотечным кредитам, такая мера действительно может привести к возобновлению многих проектов. В России сохраняется большой спрос на жилье, нынешний паралич стройки – это исключительно неумение российского правительства правильно настроить рыночные механизмы. А вот в промышленности все сложней, там принятых мер будет, по моему мнению, недостаточно, чтобы преодолеть стагнацию.
В этом смысле интересные мысли высказал тверской промышленник Денис Панченко в дискуссии в Интернете, посвященной судьбе знаменитого Савеловского машиностроительного завода в городе Кимры:
– Портфель заказов растет только за счет оборонки, к сожалению. А оборонка не может вытянуть все в принципе. «Ростех» инвестировал в СМЗ более 2 миллиардов рублей, портфель заказов был 200 станков в год и расписан на 2 года. Я даже подумывал купить у них станок, но когда я увидел производство и новую КИМ (контрольно-измерительную машину), еще не налаженную, без обученного персонала, то решил подождать пару лет, потому как о точности в 5 мкм, как требовалось, речи быть не могло. Однако через пару лет завод с пакетом заказов почему-то оказался на грани банкротства (как можно было убить завод со сформированным пакетом заказов, финансовой и политической поддержкой государства?!). Наше машиностроение находится в такой глубокой яме, что я даже не знаю, как руководство страны собирается его возрождать. Порой мне кажется, что оно просто хочет его окончательно похоронить. Мы отстаем во всем, причем разрыв увеличивается с каждым годом все больше, нет кадров, огромные риски – как политические, так и экономические, давление контролирующих органов, дорожающие ресурсы (труд, капитал, земля). В сентябре-октябре лечу в Китай, будем искать поставщиков комплектующих там. В России сейчас не нужно европейское качество в инструментальном производстве. У нас теперь будет два стандарта: европейский и китайский. Причем я почему-то уверен, что китайское производство будет не хуже.
В свое время Савеловский машиностроительный завод из Тверской области был лучший станкостроительный завод Советского Союза, поставляющий оборудование для аэрокосмической отрасли. Госкорпорация «Ростех» завладела этим предприятием, то ли выкупив, то ли отобрав за долги у предыдущего хозяина, ОАО «Бородино». И вскоре закрыла станкостроительный проект – несмотря на дружбу генерального директора корпорации «Ростех» Сергея Чемезова и губернатора Тверской области Игоря Рудени.
Федеральное правительство попросило забрать завод в частную компанию СТАН. Я беседовал с ее владельцами. СТАН арендует часть завода и пригласил на работу часть коллектива, остальное ему не нужно. Однако портфель заказов уже около миллиарда и растет. Будем надеяться, что завод возродится, уже под брендом СТАН.
Несмотря на все надежды, самостоятельное предприятие СМЗ как центр компетенций и возможный центр национального станкостроительного кластера Тверская область, похоже, потеряла. А это был флагман тверского машиностроения наряду с Тверским вагонзаводом и Торжокским АО «Пожтехника».
Если систематизировать нашу провинциальную экономическую жизнь, то получается «пейзаж безысходности». А безысходность страшнее кризиса, обвала, революции, ибо может оказаться бесконечной…
Тверской вагонзавод: осталась одна легенда
О судьбе Торжокского вагонного завода уже даже никто не вспоминает. Тверской вагонзавод (ТВЗ) еще пробует найти себе нишу в условиях резко ускорившегося научно-технического прогресса. Пытаются создать конструкторскую школу, которая будет проектировать конкурентоспособную продукцию для разных рыночных ниш. Правда, это надо было сделать двадцать лет назад, но предприятие надеялось, что у них будет вечный заказ на плацкартные вагоны. Заводские специалисты были в этом уверены даже тогда, когда уже все страны вовсю занимались строительством высокоскоростных железных дорог. Такая вот стратегическая недальновидность.
Несколько лет назад я беседовал с Альбертом Рау, вице-министром по инвестициям и развитию Республики Казахстан, который рассказал, что они в рамках пятилетнего плана создали вместе с испанцами высокоскоростной поезд и отказались от покупок российских вагонов. А руководство Тверского вагонзавода продолжало находиться в иллюзиях.
Хотя, справедливости ради, последнее время тверские конструкторы проснулись. Готовится выпуск новой модели электричек для пригородного сообщения, выпущены новые трамваи. Делается новая колесная пара для грузовых тяжеловесов, которая будет выпускаться на заводе «Центросвар».
Недавно указом Президента Российской Федерации Владимира Путина главному конструктору ОАО «Тверской вагоностроительный завод» Алексею Лебедеву присвоено почетное звание «Заслуженный конструктор Российской Федерации». С наградой Алексея Лебедева поздравил губернатор Игорь Руденя.
Новость о награде совпала с информацией, что новый электропоезд-экспресс «Иволга» вышел на рельсы Московской железной дороги и начал обслуживать пассажиров киевского направления. Электрички, произведенные на ТВЗ, предназначены для перевозки большого количества пассажиров на небольшие расстояния. В салоне широкие проходы, минимум сидячих мест, отсутствуют тамбуры, обеспечен сквозной проход через весь состав. Вагоны адаптированы к перевозке маломобильных людей, оборудованы системой климат-контроля, туалетами. В общем, нормальные электрички для китайцев или индийцев.
Интересно, смогут ли тверские вагоностроители продать хотя бы несколько поездов в сам Китай, Индию или Вьетнам? Без конкуренции на мировых рынках ни у одного предприятия не получалось делать хорошую технику.
Администрация Твери закупила несколько «низкопольных» трамваев производства ТВЗ. Помню, наша газета «Караван+Я» призывала администрацию это сделать, создав полигон для испытаний опытных образцов. В этом смысле администрация поступила правильно. Как и следовало ожидать, трамваи вскоре вышли из строя – так происходит с любым опытным образцом, который всегда надо доводить до серийного выпуска. Этим и занималось предприятие последние несколько месяцев. Сейчас трамваи опять вышли на линию.
Не обошлось без скандала. Администрация города собирается судиться с заводом, а завод – судиться с журналистами, которые написали, что трамваи поломались. В общем, и те и другие не правы. Администрации надо думать, кроме прочего, и о рабочих местах для горожан, а сотрудникам ТВЗ надо уметь профессионально заниматься «связями с общественностью». Это такая же сложная работа, как и поддержание в тонусе конструкторской школы. Без этого профессионального направления «связи с общественностью» – предприятию не выжить.
Однако у тверских трамваев уже появились конкуренты. В Минске началось тестирование современных трамвайных вагонов, оборудованных системой видеонаблюдения, кондиционерами и Wi-Fi. Производятся они на заводе «Штадлер Минск».
Директор предприятия Филипп Бруннер рассказал, что уже до конца июля первые шесть трамваев для Санкт-Петербурга будут полностью готовы. Сейчас эксплуатирующая компания ведет работы по реконструкции трамвайной сети. Трамвайные вагоны, которые уедут в Санкт-Петербург – абсолютно новая разработка. Трамваи «Штадлера» ездят по швейцарским Женеве и Базелю, по городам Германии и Англии. Однако по российской Северной столице поедет его модификация.
В процесс, помимо белорусского конструкторского отдела «Штадлера», были включены центры в Швейцарии, Чехии и Испании. Филипп Бруннер подчеркивает, что в трамвай «включили все, что только можно было включить»: это и USB-розетки для телефонов, и разъемы для ноутбуков, в салоне будет работать Wi-Fi.
Но главное преимущество – трамвай будет работать спокойно и тихо не только для пассажиров, но и для жителей близлежащих домов. Сталь для кузова, стеклопластик, материалы для внутренней обшивки, поручни, панель управления и кнопки на панели управления – все это поставляли белорусские предприятия. Есть специфические комплектующие элементы, которые «Штадлер» разрабатывает сам, но и их производят на белорусских заводах.
Но для тестирования нужна инфраструктура, поэтому «Штадлер Минск» договорился с «Минсктрансом» об использовании городских трамвайных путей в темное время суток. Работу механизмов анализирует специальное программное обеспечение, выявленные недостатки сразу устраняются.
А как обстоят дела в Твери? Мне кажется, что совсем иначе. Трамваи с ТВЗ вышли на линию без обкатки, и это повредило и имиджу завода, и имиджу города.
На уровне области нет промышленной политики
Проблема Твери в том, что здесь на уровне местного правительства нет индустриальной политики. Может, новый губернатор Игорь Руденя, человек с федеральным опытом, как-то изменит положение? Будем на это надеяться. Мы часто сравниваем тверскую ситуацию с Калугой и Владимиром, которые географически также можно считать Подмосковьем. Там идет достаточно грамотное развитие: строятся промышленные предприятия, открываются фирмы в сфере туризма и сферы услуг. Калужская область вовсе перешла в ранг доноров, хотя еще недавно она была глубоко дотационным регионом, хуже Твери.
Успешно развивающиеся регионы в России есть. Их примерно треть от общего числа, и во многом это связано с лоббистскими и организационными возможностями губернаторов. В Тверской же области инвестиционная деятельность прекратилась при предыдущем десантнике-губернаторе Шевелеве, и пока изменить ситуацию не удается. Никаких заметных проектов на территории не реализуется.
Игорь Руденя хотя бы помогает уже существующим. Например, губернатор Тверской области и заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Евтухов на днях посетили АО «Верхневолжский кожевенный завод» в Осташкове. Это еще один флагман тверской промышленности. Игорь Руденя подчеркнул, что задача области – содействовать в увеличении конкурентоспособности предприятия.
Боюсь, что губернатору в скором времени придется вмешиваться и в ситуацию, которая складывается вокруг АО «Пожтехника» в Торжке. Предприятие потеряло заказ МЧС почти на миллиард рублей. При этом высотные лестницы, которыми славится отечественное предприятие, сейчас завозятся, по сути, из-за рубежа.
Этому предприятию всячески ставит палки в колеса руководитель местного муниципалитета Анатолий Рубайло, который организует информационную травлю завода через государственное РИА «Верхневолжье», в составе областных газет «Тверская жизнь» и «Тверские ведомости», и примкнувшие к ним «листки черного пиара».
Понятно, что губернатор не может контролировать всех своих подчиненных, которые реализуют свои частные мутные цели. По Тверской области разъезжают все те же личности, что и при Шевелеве: ссылаясь на мнимую близость к губернатору, они вымогают у предпринимателей и глав муниципалитетов приличные суммы. Понятно, что все это не прибавляет инвестиционной привлекательности региону.
Вместо создания позитивного имиджа области на страницах многих тверских СМИ мы видим провинциальщину, низкопробную брань, дурновкусие, аморальность. И самое обидное, что все эти низкопробные издания финансируются из областного бюджета.
В Тверской области крайне плохой предпринимательский климат. Между тем, будучи самой близкой к Кремлю областной столицей, Тверь могла бы реализовывать очень эффективно собственную стратегию развития.
Здесь несколько традиционных отраслей, которые создают базу для кластерного развития. Это лесопереработка, книгопечатание, производство искусственных волокон (что открывает возможности по созданию центра композиционных материалов), у нас несколько военных НИИ, занимающихся программированием, которые являются базисом IT-индустрии.
Тверь может стать важным центром развития «Индустрии 4.0», связанной с умными производствами. В регионе до 2011 года уже проходили два важнейших федеральных форума: «Тверской информационный форум» и «Умное производство». Сегодня Тверь может превратиться в штаб-квартиру крупнейшей российской стартап-конференции. Тверскому правительству не хватает современных подходов. И в то же время в Твери подросло новое поколение, обучившееся в лучших бизнес-школах и владеющее новыми управленческими технологиями. Может, пришло время обновления?
Геннадий КЛИМОВ