«Гумилев не достанется никому». В Бежецке из-за вмешательства чиновников срывается фестиваль памяти Николая Гумилева и закрывается музей

04.07.2017, 14:03

На протяжении десяти лет в Бежецком районе проводился фестиваль, посвященный выдающемуся поэту XX века Николаю Гумилеву. Молодежь выезжала в Слепнево, родовую усадьбу Гумилевых, и в течение нескольких дней участвовала в поэтических, музыкальных и театральных мероприятиях. Поскольку Николай Гумилев был расстрелян чекистами в августе 1921 года, именно в августе директор Дома молодежи Галина Козловская организовывала фестиваль. Однако в 2017 году администрация Бежецка решила присвоить мероприятие себе и провести его по-своему в День города в июле, не посоветовавшись с основателями. Разногласия привели к увольнению директора Дома молодежи, за которым последовали закрытие музея Гумилева и пикеты на улицах Бежецка в защиту культуры от чиновников. К слову, в городе несколько лет назад закрылись музеи писателя Шишкова, музыканта Андреева. «Караван» разбирался, кто уничтожает культуру в Бежецке.

Козни бежецкой администрации

Как рассказала нам Галина Козловская, в первые годы власть не только не мешала, но помогала организовывать фестиваль:

– Изначально предложение проводить фестиваль поступило от Валентины Марковой, лидера поэтического объединения «Сить» из Сонкова, были собраны материалы, лекции о Николае Гумилеве и Анне Ахматовой. Со временем у нас появился круг единомышленников, подключилась к нам и Ольга Медведко-Лукницкая, культуролог, председатель общероссийского Гумилевского общества. Администрация района – тогда она была в другом составе – нас поддерживала, мы создали проект фестиваля, выиграли несколько грантов на закупку оборудования, палаток и т.д. Представители администрации приезжали поприветствовать участников, выделяли средства, например, на доставку участников к месту проведения фестиваля.

Проблемы, по словам директора Дома молодежи, начались с приходом в администрацию Светланы Корнеевой, курирующей вопросы культуры

– Сложности возникли на VII фестивале. У нас забирали выделенные деньги, приходилось выкручиваться, проводить фестиваль в долг. Нам помог исполняющий обязанности главы района на тот момент Виктор Серегин, и деньги все-таки выделили.  Потом нам строили другие козни, из-за чего у меня ушли многие сотрудники. Когда ситуация стала совсем критической, мы с Ольгой Медведко-Лукницкой побывали на приеме у советника президента по вопросам культуры Владимира Толстого, написали письма губернатору Тверской области Игорю Рудене и главе Бежецкого района Александру Горбаневу с просьбой оказать помощь и содействие.

После этого в работе Галины Козловской появилось еще больше проблем: начались проверки, школам запретили сотрудничать с Домом молодежи, ходить в кружки и на выступления, а сотрудникам – выступать на городских площадках. Но самое интересное было впереди.

 

Чиновники украли фестиваль, горожане готовят митинг

В 2017 году администрация района в лице все той же Светланы Корнеевой решила проводить ХХI Гумилевский молодежный фестиваль самостоятельно. При этом у создателей фестиваля не спросили совета или разрешения. Администрация заявила, что желает придать мероприятиям большую  значимость, совместив его с празднованием Дня города в конце июля. Несмотря на это, директор Дома молодежи вместе с инициативной группой приняла решение проводить традиционный фестиваль в августе.  Администрация объявила эти действия самовольными, а Галина Козловская была вынуждена подать заявление об увольнении.

Из-за ухода Галины Яковлевны закрылись сразу три музея: «Народный музей малины», «Народный музей Н.С. Гумилева» и «Народный музей памяти Н.Ф. Ятченко» – в знак протеста люди стали забирать свои экспонаты. Кроме того, в Доме молодежи прекратили существование еще несколько проектов, фестивалей, программ.

– Я не буду участвовать в организации фестиваля, который проводит администрация. Мне уже предлагают помощь и средства для проведения самостоятельного фестиваля, но я думаю, что в этом году не смогу его потянуть,– говорит Галина Яковлевна.

В социальных сетях поднялась целая волна возмущений действиями администрации. 28 июня в Бежецке прошли одиночные пикеты. На плакатах можно было увидеть такие надписи: «В ХХ веке убили Гумилева. В ХХI в Бежецке убили Международный молодежный Гумилевский фестиваль и музей Гумилева», «Хватит хоронить культуру Бежецка» и «Минус три народных музея за неделю. Кто ответит?». Жители активно поддержали пикетчиков. Сейчас в группах в соцсетях обсуждается возможность проведения митинга в Бежецке. Уже более 250 человек выразили желание принять в нем участие.

29 июня Галина Козловская выступила на сессии Совета депутатов городского поселения г. Бежецк.

– Большинство депутатов не одобрили действия Корнеевой. Дальше мы будем думать, какие действия стоит предпринять в этой ситуации,– рассказывает Галина Козловская.

«Караван» взял комментарий у участников традиционного Гумилевского фестиваля.

 

«Это захват названия и бренда»

Ольга Медведко-Лукницкая, культуролог, председатель Гумилевского общества:

– Я действительно забрала все свои экспонаты из «Народного музея Н.С. Гумилева» в Бежецке. Сейчас он временно закрыт, мы готовы все вернуть, если нам удастся все-таки прийти к какому-то консенсусу с администрацией и чиновники дадут нам провести традиционный фестиваль, приуроченный к гибели Николая Степановича. Я сейчас веду переговоры с главой района, надеюсь, что мы решим этот вопрос.

Фестиваль, который проводит администрация, для меня как снег на голову – я не смогу приехать, так как время у меня распланировано, а Гумилевский молодежный фестиваль традиционно проходит в августе. Я не против того, чтобы администрация что-то проводила, но пусть они тогда не называют это «XI фестивалем». Иначе это захват названия и бренда. Пусть хотя бы разделят на две части: взрослая и молодежная, которую проводим мы.

Организатором всегда являлась Галина Козловская, которая сейчас вынуждена была уволиться. Могу сказать, что Светлана Корнеева за годы, что курирует культуру, ни разу не пришла ни на открытие, ни на закрытие нашего фестиваля, она запрещала своим сотрудникам участвовать в нем, а сейчас возглавляет оргкомитет… Как это можно вообще назвать?

 

«Пусть чиновники проводят свой фестиваль, а мы – свой»

Сергей Левин, музыкант, член Союза композиторов России, артист Тверской академической филармонии:

– На самом деле организаторы и участники фестиваля не против того, чтобы администрация что-то проводила. Пусть город и район участвуют, в этом ничего плохого нет. Но получается, что они собираются провести свой фестиваль на основе уже сложившегося мероприятия. Проведение этого мероприятия – общественная инициатива, а сейчас все присваивается администрацией.

Нельзя пресекать общественную инициативу или главенствовать над ней. Козловской предлагали вступить в оргкомитет, поставив перед фактом, что фестиваль будет проводить администрация. Но получается так, что Галина Яковлевна не сможет провести этот фестиваль так, как она его задумала, как он проходит уже 10 лет. Принимать участие в фестивале нового формата я точно не буду, хотя бы из солидарности к людям, которые это все создавали, которых от этого отстранили. Тут многие меня поддержат.

Насколько я знаю, уже нашлась общественная организация, которая готова поддержать и профинансировать фестиваль. Надеюсь, что действительно что-то получится. Пусть чиновники проводят свой фестиваль, а мы проведем свой.

 

«2017-й станет годом, когда угас очаг культуры»

Александр Логунов, краевед и один из участников Гумилевского фестиваля:

– Десять лет мы учились понимать, славить и ценить великое слово поэтов – Анны Ахматовой, Николая и Льва Гумилевых! Спасибо, что все эти годы были вместе. 2017 год войдет в историю культуры тверской земли как год, когда еще один очаг культуры угас под напором чиновнических интриг, жадности, глупости и амбиций.

К большому сожалению, Дому молодежи города Бежецка администрацией было запрещено проводить в августе очередной праздник поэзии. Поэтому 11 молодежных встреч, лишь недавно ставших настоящим международным фестивалем, в этом году не будет. Вместо них летом будет проведен ряд «мероприятий»…

И дело вовсе не в том, что проводят это действо те, кому важнее галочка в бумагах и банкнота в кармане. И даже не в том, что не станет ярчайшей культурной традиции для детей и молодежи, что гибнут все бежецкие народные музеи и созданные многолетним трудом методики будут навсегда потеряны… Тысячи туристов лишены возможности участвовать в самом великом деянии – в деле любви к своим детям, своей истории и культуре. Не будет больше тех звездных и ясных ночей в палатках у костра, когда ты вспоминаешь прошедший день у заповедного дуба, тех строгих и приятных правил общения, веселых игр и глубоких поэтических открытий, звонких песен и тихих стихов… Слепнево, где некогда создавались тончайшие поэтические откровения, постепенно забудется, скроется в высокой траве…

***

«Караван+Я» будет следить за ситуацией.


Еще два музея – давно закрыты

Когда-то в Бежецке работали музеи В.В. Андреева, руководителя первого в истории России оркестра музыкальных инструментов, и В.Я. Шишкова, автора романов «Емельян Пугачев», «Угрюм-река». В последнем располагался еще и краеведческий музей.

Во времена губернатора Зеленина были выделены средства на ремонт в музее Шишкова, все экспонаты было решено перенести в музей Андреева на время ремонта. Но в итоге сменился губернатор, деньги выделили только через какое-то время, но их хватило лишь на ремонт крыши и частично на ремонт здания. В итоге уже более пяти лет музеи простаивают, и за это время их состояние ухудшилось. Ситуация остается без изменений, никаких действий не предпринимается. 


 

Подготовила Екатерина СМИРНОВА

32 0
Лента новостей
Прокрутить вверх