В 2017 году по всей стране проходят мемориальные акции, посвященные столетию революции в России. 2 июля на сцене тверского горсада состоялся фестиваль в память о погибших за веру и Отечество, организованный культурно-просветительским проектом «НИКА», медиапроектом «СТОЛ», духовно-просветительским фондом «Преображение», Преображенским православным братством. На сцене выступили артисты из Твери, Москвы, Санкт-Петербурга Воронежа, Архангельска, Екатеринбурга, Рязани и других городов. Тверь приняла мемориальный фестиваль первой. Организаторы рассчитывают повторить акцию и в других городах, ближайший на очереди – Воронеж.
События 1917 года, да и вообще первой четверти ХХ века в России, воспринимаются неоднозначно. С одной стороны, произошла кровавая катастрофа, унесшая жизни десятков миллионов людей, уничтожавшая страну, привычный жизненный уклад. С другой стороны, в обществе назрело вполне объяснимое недовольство, низы требовали перемен и лучшей доли. Можно долго рассуждать о причинах и силах, способных сдержать, подавить революцию и гражданскую войну. Но в итоге случилось то, что случилось. По мнению организаторов, фестиваль-концерт в год столетия революции должен помочь задуматься нынешним потомкам жертв и палачей, в свою очередь также ставших жертвами уже в 30-е годы, возродить память и пробудить в сердцах всех граждан нашей страны единое соборное покаяние.
Думающая публика, а не массовка
Мелкий моросящий дождь не смущал зрителей. Это не было очередное попсовое действо с ура-патриотическим уклоном, какие «для галочки» проводились и в День России, и в День города. Фестиваль в память о жертвах революции был иным, да и публика явно отличалась – вокруг сцены не ходили студенты с флагами «Единой России» и ЛДПР.
– Здесь собрались самые образованные люди Твери, – шепнул мне плотник Павел.
Возможно, спорное утверждение, но, глядя на лица людей, сидящих на деревянных лавках под дождем и внимательно слушающих композиции Вивальди, стихи Блока, Ахматовой, Гумилева, казалось, что воздух насыщен созерцанием.
Он стоит пред раскаленным
горном –
Невысокий старый человек.
Взгляд суровый кажется покорным
От миганья красноватых век.
Все товарищи его заснули,
Только он один еще не спит:
Все он занят отливаньем пули,
Что меня с землею разлучит.
Кончил, и глаза повеселели.
Возвращается. Блестит луна.
Дома ждет его в большой постели
Сонная и теплая жена.
Пуля, им отлитая, просвищет
Над седою вспененной Двиной,
Пуля, им отлитая, отыщет
Грудь мою – она пришла за мной.
Упаду, смертельно затоскую,
Прошлое увижу наяву,
Кровь ключом захлещет на сухую,
Пыльную и мятую траву.
И Господь воздаст мне
полной мерой
За недолгий мой и горький век.
Это сделал, в блузе светло-серой,
Невысокий старый человек.
Стихотворение Николая Гумилева «Рабочий», расстрелянного в 1921 году, прочитал бежецкий поэт Александр Логунов:
– Имя Гумилева не чужое ни для меня, ни для Бежецка. Я стараюсь говорить о поэте как можно чаще, ведь Международный молодежный фестиваль Николая Гумилева в Бежецке может не состояться в этом году.
Имена тех, кто погиб
Кроме стихотворений и песен, со сцены звучали рассказы о людях, ставших жертвами событий 1917–1922 годов: священники Николай Пробатов, Иоанн Восторгов, Иоанн Кочуров, княгиня Елизавета Федоровна, офицер Дмитрий Лиорко, князь Борис Вяземский, земский, общественный, политический и государственный деятель Андрей Шингарев, адмирал Адриан Непенин, врач Евгений Боткин, тверской губернатор Николай Бюнтинг.
Судьба нашего земляка, как и всех воспоминаемых, была трагична. Бюнтинг был зверски убит 2 марта 1917 года, разъяренная толпа долго издевалась над телом губернатора, отказавшимся признавать власть тверского комитета общественной безопасности.
Вспомнили и юнкеров, защищавших Временное правительство в октябре 1917-го. Их похороны Москва запомнила надолго.
Когда убили миллион,
все погрузились в смертный сон,
испытывая скуку,
поскольку сон был в руку.
Импровизированная выставка «От Пасхи до Пятидесятницы» сопровождала фестиваль. На непромокаемых полотнах были нанесены фотографии людей, хронология событий 1917 года, отрывки из дневников очевидцев, в том числе и императора Николая II, биографии жертв.
Фестиваль в память о павших за веру и Отечество собрал примерно половину зала под открытым небом. Заключительное слово произнес священник и православный богослов Георгий Кочетков, и зрители услышали гимн Российской империи начала XIX века.
– Сегодня мы вспомнили первых жертв русского бунта и антирусской революции. На них все не закончилось: единицы, десятки, сотни тысячи, а потом и десятки миллионов… Нам предстоит понять, почему выиграли силы, ополчившиеся против государственности и церкви и, по сути, против русского народа. Но мы не можем только рассуждать, мы должны действовать, и покаяние всех слоев общества – первый шаг. И если кто-то не хочет чувствовать эту соборность и солидарность, мы должны сказать честно, давайте каяться и за них.
«Достучаться до умов людей художественными средствами»
Зрители и организаторы делились впечатлениями о фестивале, рассуждали о революции, предках, важности покаяния и правильного понимания истории.
– Я специально приехал сюда из Москвы, мои предки были из крестьянского и из дворянского рода, все они так или иначе пострадали в годы революции. Изучая архивы, я пытаюсь понять роль моих предков в событиях столетней давности и какую ответственность несу за это я сам. Даже мои родители с трудом воспринимают историю. Мы еще слишком инертны, безразличны к революции, а нужно подготовить и раскрыть свое сердце, – уверен Борис.
– Шел мимо, остановился послушать. Хорошо рассказывают и поют, – делится впечатлениями Антон. – Я человек другого поколения не был ни октябренком, ни пионером, но мне кажется, что за последние 10 лет мы узнаем о революции по-новому, узнаем о людях, чьими наследниками мы так или иначе являемся. В «Красном колесе» Солженицына описано, как человека можно смешать с грязью… Охватывает ужас, люди перестают быть собой. Сегодня мы друзья и братья, а завтра убиваем друг друга.
Игорь Корпусов считает фестиваль памяти важным и нужным событием:
– Для нынешнего общества нехарактерен внимательный и вдумчивый взгляд на историю. Художественными средствами проще достучаться до умов людей и позволить им увидеть глубину революции. Можно ли было ее предотвратить? Меня всегда волновал этот вопрос. Но, видимо, сумма накопленных ошибок превышает средства к их исправлению. Русь была крещена, но не просвещена.
Андрей Васенев, медиапроект «СТОЛ»:
– Тема революции трудна, говорить о ней только в рамках конференции невозможно, поэтому была принята идея использования сверхрационального языка – языка творчества. В Твери были мероприятия в феврале, будут и в октябре в память о жертвах политических репрессий. Но этот фестиваль особенный: камерный, одухотворенный, с шикарными декорациями, он поедет по другим городам. Вопрос примирения и покаяния, обретения утраченных связей порой воспринимается агрессивно, последнее десятилетие мы «встаем с колен». Но пора менять парадигму и перейти к реальным действиям, взглянуть правде в глаза, сделать первые шаги к покаянию и изменению внутреннего настроя, обретению связей друг с другом. Люди живут в одних домах, и между ними нет общения. Сто лет назад такое нельзя было представить.
Павел КИРИЛЛОВ