На прошлой неделе губернатор Тверской области Игорь Руденя встретился с президентом России Владимиром Путиным. Наряду с традиционным отчетом о том, как у нас все процветает и колосится, были затронуты проблемные вопросы. Речь зашла о ситуации в ЖКХ, и в частности, в водоснабжении.
«Если в кране нет воды, значит, утекла в офшоры»
Вот дословно стенограмма этого фрагмента беседы:
В. Путин: И в этой связи, Игорь Михайлович, вы мне рассказывали про проблемы ЖКХ, водоснабжения, – вся эта сфера как регулируется?
И. Руденя: Владимир Владимирович, думаю, что это основная тема сегодняшней повестки дня, и не только в нашем регионе, потому что вопросы тарифообразования очень ощутимы для населения. Поэтому любые повышения тарифов должны быть очень четко выверены. Самое главное – добиться целевого использования денег, которые платит население. Особенно это касается инвестиций в оборудование, в модернизацию трасс. На сегодняшний день у нас идет работа. Мы работаем с «Тверской генерацией», с «Газпромом». Что касается водоснабжения, сейчас мы проходим определенные стадии, проводим консультации с представителями бизнеса, которые занимаются вопросами водоснабжения.
В. Путин: Вы жаловались, что часть прибыли они переводят в другие регионы.
И. Руденя: К сожалению, не в другие регионы, а в другие страны. Поэтому мы подготовили отдельный доклад, у нас сейчас занимаются правоохранительные органы этим вопросом. Думаю, что в нашем конкретном случае нам удастся договориться с теми людьми, которые осуществляют эту деятельность. К сожалению, может, у нас требования завышены, но мы не видим должной эффективности, которая должна быть. Деньги были населением собраны, они были оплачены, но мы видим, что даже половина этих средств, к сожалению, не дошла до модернизации наших коммунальных систем. Поэтому ведем переговоры.
В. Путин: Хорошо, доложите мне потом о результатах.
Этот разговор состоялся 4 июля, а уже 6 июля администрация города Твери подала в суд на расторжение договора аренды с ООО «Тверь Водоканал». Вот как комментируют этот иск в администрации: «Причиной подачи иска к ООО «Тверь Водоканал» стало неисполнение предприятием условий договора. В частности, были выявлены значительные финансовые нарушения в его деятельности. Вследствие ненадлежащего содержания муниципального имущества потребителям предоставлялась некачественная услуга водоснабжения. Ненадлежащим образом исполнялось законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в части обеспечения прав граждан на получение качественной питьевой воды.
В ходе эксплуатации сетей и оборудования в Твери зафиксированы многочисленные факты отключения холодного водоснабжения в жилом фонде и на объектах социальной сферы. При этом количество таких нештатных ситуаций растет: если в 2015 году было допущено 290 отключений, то в 2016 году их было уже 317. Только за первые три месяца 2017 года тверитяне лишались холодной воды 128 раз. В последний раз отключение насосов на Тверецком водозаборе произошло 26 июня, что привело к отключению холодного водоснабжения в большей части города.
Что касается качества воды, то в прошлом году специалистами Центра гигиены и эпидемиологии Тверской области осуществлялся отбор проб воды. В результате выяснилось, что пробы не соответствуют требованиям СанПиН по санитарно-химическим показателям, а именно по содержанию железа, фтора, жесткости общей и мутности».
За передачу этого актива посадили полгордумы
…Как говорится, не прошло и десяти лет. Надо сказать, что передача муниципального имущества «Тверьводоканал» в аренду «Росводоканалу», дочерней структуре «Альфа-Групп» олигарха Михаила Фридмана, с самого начала сопровождалась скандалами и приключениями.
Первый начал пытаться привлечь внимание к недопустимости задуманной сделки наш «Караван+Я». В середине 2000-х мы писали о том, что инфраструктурные объекты жизнеобеспечения крупных городов нельзя передавать, тем более лицам с двойным гражданством (у Фридмана – гражданство России и Израиля). Мы говорили, что частный капитал хорош только там, где есть конкуренция. В случае естественной монополии (а водопровод с канализацией в Твери безальтернативен) распоряжаться собственностью должно государство или муниципалитет.
Однако в тот момент на самом верху была другая установка. Именно Владимир Владимирович Путин велел олигархам Фридману, Вексельбергу и прочим добрым людям с простыми фамилиями двигаться в регионы, брать в аренду инфраструктуру и развивать ее. Может быть, в тот момент он искренне верил, что так оно и будет, и эти господа изменят старое советское ЖКХ, превратят его в новое, капиталистическое. К сожалению, история не терпит сослагательного наклонения, и мы не знаем, чтобы было, если бы «Росводоканал» действительно начал выполнять обещанное. Возможно, то же самое, что и сейчас. Отобрали бы и спасибо бы не сказали. А может быть, если бы все эти годы и политики, и предприниматели вели себя порядочно и не преступали бы черту закона, мы бы жили бы в другой стране?
В 2006 году за передачу имущества МУП «Водоканал» «Росводоканалу» должны были проголосовать депутаты Тверской городской думы. Они и проголосовали, только позже выяснилось, что за взятку. Именно за эту взятку села тогда половина депутатского состава, практически вся фракция «Единой России». Причем, как рассказывают, порядок сумм был такой: на взятку выделили два миллиона долларов, а до депутатов дошло тысяч шестьдесят. Куда делись остальные деньги, осталось неясным, в связи с тем, что некоторые помощники тогдашнего мэра Твери Олега Лебедева как-то скоропостижно покинули город в неизвестном направлении (вроде все в тот же Израиль), и связующее звено между депутатами и мэром исчезло. Депутаты сели в тюрьму, но сделку, совершенную с коррупционной составляющей, никто не опротестовал.
Инвестиции или поборы с населения?
«Росводоканал» приступил к работе. Надо сказать, что заходя в Тверь, компания давала много обещаний: улучшить качество воды и водоснабжения, ввести энергоэффективные технологии. Инвестиционная программа в первый год работы (это был 2008 год) шла даже с перевыполнением.
А потом все сошло на нет. Юрий Пушкарев, в те годы исполнявший обязанности начальника департамента экономики, инвестиций и промышленной политики администрации Твери, считает, что обвинять в случившемся надо не «Тверь Водоканал», который, являясь коммерческой организацией, в конце концов, заинтересован прежде всего в получении прибыли. Винить надо городские власти и депутатов, которые мало того, что не контролировали процесс, а просто-таки специально создавали условия для реализации коррупционной схемы. Пушкарев почти в одиночку, с помощью СМИ, бьется с этой схемой уже лет шесть.
Первоначальная инвестиционная программа «Тверь Водоканала» предполагала серьезную модернизацию сетей, создание станций очистки воды и т.д. Должны были быть задействованы три источника финансирования: бюджетный – федеральные, региональные и муниципальные деньги (подразумевалось участие в государственной целевой программе «Жилище», целью которой была модернизация коммунальной инфраструктуры), а также средства инвестора, плюс деньги, собираемые с населения и застройщиков. Но ни «Тверь Водоканал», ни региональная и городская власть так ничего и не сделали, чтобы попасть в государственную целевую программу. И так получилось, что основная «инвестиционная нагрузка» легла на плечи граждан и застройщиков. Застройщики опять же перекладывали свои затраты на покупателей квартир: если первоначально считалось, что к участку, где начинается строительство, сети должен подводить «Водоканал», у нас это делали строительные организации, закладывая потраченные деньги в стоимость квартир.
Как рассказывает Юрий Пушкарев, изменения, внесенные в инвестпрограмму «Тверь Водоканала» в 2011-2012 гг., окончательно поменяли ее суть. Вместо реконструкции городских сетей туда было вписано строительство мифического Тьминского водозабора (примерно за три миллиарда рублей). И инвестиционная надбавка, которую платят жители Твери, оплачивая счета за воду, стала «растворяться» в этом нереализуемом проекте.
Пофигизм как причина всех бед
Дальше – больше. Когда в 2015 году закончился срок реализации очередной инвестиционной программы «Тверь Водоканала», Юрий Пушкарев проанализировал их новую программу на следующие несколько лет. И обнаружил, что согласно этой программе целевые показатели, достигнутые к 2014 году… ухудшаются. Так, Водоканал решил увеличить потери на 50%, ухудшить качество воды на 9,3%, увеличить энергозатраты на 13,9%. В городской администрации и гордуме эта инвестпрограмма получила положительные заключения. Из чего ясно, что никто даже не сопоставлял цифры в ней и в программе предыдущей. Просто вопиющий непрофессионализм и безразличие к судьбе города и горожан! Причем меньше всего виноват тогдашний глава администрации Юрий Тимофеев, он работал недолго и не знал предыстории. Но остальные-то сотрудники, помнившие, что было до Тимофеева, почему молчали?
Вообще, как написал Юрий Пушкарев в своем открытом письме главе Твери Александру Корзину от 14 апреля 2017 года, за весь период инвестиционная программа ООО «Тверь Водоканал» была реализована менее чем на 15%. Часть инвестиционных средств исчезла в неизвестном направлении. Все это время и городские власти, и депутаты утверждали, что «предприятие движется в правильном направлении». В 2016 году «Тверь Водоканал» даже сам себе …разрабатывал техническое задание для инвестиционной программы. Что это, высокий уровень доверия или абсолютный пофигизм? А может быть, просто депутаты и это предприятие продолжали работать по принципу «Ты мне, а тебе»?
Именно Юрий Пушкарев первый поднял вопрос о ситуации с «Тверь Водоканалом» на прошлогодней «Прямой линии» с президентом Путиным. Полный текст его обращения к президенту был опубликован у нас в газете. С этого момента начали развиваться события. Уже осенью прокуратура Московского района города Твери установила, что «Тверь Водоканал» вывел порядка 400 млн рублей в офшоры. (Надо сказать, что тот же Юрий Пушкарев неоднократно пытался привлечь внимание прокуратуры к деятельности этого предприятия, но, видимо, без «политической воли» у нас ничего не происходит.)
И теперь вот – такой разговор губернатора с президентом.
«Люди – новая нефть»
Что дальше? Уже сейчас видно, что губернатор Игорь Руденя реализует продуманную стратегию возвращения всех инфраструктурных объектов: теплосетей, котельных, очистных сооружений, водоканалов – в собственность муниципалитетов Тверской области. Рискнем предположить, что для нынешнего состояния муниципального управления эта нагрузка может стать непосильной. Нет денег, и прежде всего, нет квалифицированных и ответственных кадров. Один бывший глава администрации Твери, описывая ситуацию с тверским теплоэнергетическим комплексом, который тогдашний губернатор Шевелев принуждал город взять на баланс, спросил меня:
– Вот, представь, Мария, что тебе подарили «Боинг». Ты обрадуешься?
Я ответила:
– Нет, я же не умею на нем летать, не знаю, где его парковать, как его обслуживать. Вот если бы сразу сдать его в аренду «Аэрофлоту»…
– Так же и мы, муниципалитет, не может справиться со сложнейшим теплоэнергетическим комплексом, требующим специальных знаний и умений. Поэтому и хотим отдать его в пользование «Газпрому» за долги (была тогда такая идея, к сожалению, не реализовавшаяся. – Прим. ред.)
Рискнем предположить, что нынешний сбор активов – это первые шаги к чему-то такому. Поскольку в условиях падения цен на энергоносители, выдвинут тезис «люди – новая нефть», к нашим с вами платежам за ЖКХ скоро потянут руки не мелкие жулики из местных и даже не олигархи из 90-х, а какие-нибудь новые госкорпорации. Может быть, Тверская область опять станет пилотным полигоном: сначала мы шли впереди всех в тогдашнем тренде на приватизацию всех систем жизнеобеспечения, теперь – на национализацию (с последующей передачей какой-нибудь ГК «ЖКХ» под руководством какого-нибудь условного Игоря Ивановича Сечина). Какое-то «русское поле экспериментов», честное слово…
Мы будем следить за развитием событий. Оставайтесь с нами.
Мария ОРЛОВА