«Нашествие» в сапогах. Испортили ли дождь и грязь «Главное приключение года» в Тверской области

11.07.2017, 14:50

С 7 по 9 июля в Конаковском районе Тверской области прошел традиционный рок-фестиваль «Нашествие». Как отметил лидер группы «Пилот» Илья Черт, аудитория фестиваля значительно расширилась в последние годы: послушать музыку приезжают семьями. Каждое «Нашествие» непохоже на предыдущее – в этот раз не только концертной программой, но и погодными условиями, близкими к экстремальным. «Караван» разбирался, как музыка помогла пережить «Нашествие».

Без сапог на "Нашествии" делать было нечего

 

Новое климатическое оружие

Самым модным прикидом нынешнего «Нашествия» были не солнцезащитные очки и ирокез, а болотные сапоги, плащ палатка и шапка потеплее. Складывалось ощущение, что ты приехал не на Главное приключение лета, а на рыбалку поздней осенью. Поле на фестивале было таким, словно по нему провели стадо из тысячи коров: хлябь, скользкая жижа. Некоторые бравировали, разгуливая в грязи по колено босиком, а особенно отчаянные купались в земле, прямо как свиньи. Где люди согревались и отмывались – совершенно непонятно. Наверное, стоило бы договориться с МЧС и поставить пару десятков палаточных пунктов обогрева с горячей водой.

У входа на фестиваль развернулась бойкая торговля резиновыми сапогами, привезенными из соседнего Конакова, и дождевиками из магазина «фикс-прайс». Простецкие сапоги в разгар дождя уходили по пять тысяч рублей, дождевик за 50 рублей продавался за тысячу.

Отдельная тема – ситуация на парковках. Раскисшие грунтовые дороги засасывали не только легковушки – абсолютно беспомощными оказались и импортные внедорожники. Местные жители вытаскивали застрявших на тракторах и  УАЗах – их услуги, по разной информации, стоили от трех до девяти тысяч рублей. Оторванные бамперы часто были результатом этого местного «бизнеса». Организаторы боролись как могли – предоставили несколько бесплатных тракторов, с техникой помогло МЧС, вытаскивавшее бесплатно особо крепко застрявших, ночью на 9 июля укрепили несколько выездов…

Удивила в этой ситуации и позиция некоторых сотрудников ГИБДД, один молодой инспектор, стоявший перед въездом на элитную парковку, отгонял машины:

– На парковке застрянете, – предупредил он, – а на обочину машины ставить нельзя, заберет эвакуатор.

Понятное дело, дорожных полицейских никто не слушал, вновь прибывшие парковались на обочинах вдоль асфальтированной дороги.

– У нас в группе разные версии, почему в России такое лето. Есть предположение, что это климатическое оружие, – сказал «Дельфин», Андрей Лысиков.

Организаторы заявили, что в следующем году они будут более подготовлены в техническом плане. В 2018-м «Нашествие» из-за чемпионата мира по футболу пройдет в августе, и, вполне возможно, традиционная дата проведения фестиваля будет сдвинута из-за климатических катаклизмов.

Погода сорвала часть программы фестиваля: так, из-за облачности было отменено авиашоу «Русских витязей», из-за дождя – шоу братьев Сафроновых. По неизвестной причине не приехал Гарик Сукачев. Но в целом фестиваль удался – зрителей ожидало множество сюрпризов, приготовленных артистами.

 

Илья черт зажег, несмотря на пневмонию

В первый день на главной сцене «Нашествия» выступили Бутусов, «Кукрыниксы», «Сплин», Кипелов. Хедлайнером стал «Пилот». Традиционно Илья Черт и его команда сделали ставку на старые добрые драйвовые хиты: «Неродина», «Сибирь», «Небо», «Рок», и др, немного разбавив их лирикой и размышлениями: «Семь часов утра», «Братишка», «Путь к закрытым городам».

Несмотря на пневмонию, Илья Черт мужественно выдержал полуторачасовой сет, периодически прикладываясь к термосу. Солист «Пилота» был, как всегда, общителен с публикой, заигрывал с ней с помощью своих танцев, а в перерывах между песнями бросал небольшие философские посылы, вроде того что счастье есть только здесь и сейчас и его больше нигде, никогда не будет.

Толпа неистово требовала продолжения после каждой композиции.

Во время исполнения песни о зеркале современной России «Королевство шлюх» не выдержали даже ОМОНовцы: повернувшись к сцене, бойцы в камуфляже стали фотографировать музыкантов. «Сибирь» все пели в режиме караоке, как обычно размахивая «хаерами» и выставив «козу» вверх. Рок скорее жив! По словам Ильи Черта, несмотря на скепсис последних лет, на «Нашествие» приезжает все больше людей.

В конце своего зажигательного выступления «Пилот» обратился к предтече рок-н-ролла в России, главному рок-идолу и символу свободы и перемен. Поле взорвалось, услышав трек «Группа крови», мелкий и холодный дождь вдруг сменился множеством серебристых блестяшек – организаторы выстрелили на сцену и толпу тонны конфетти.

Прогремел салют, и большая сцена затихла до утра следующего дня, но со сцены «Наше 2.0» неистово надрывался Найк Борзов, «верхом на звезде, вцепившись в лучи», предваряя появление «Дельфина».

 

Кинчев «шлепнулся», а гитарист Louna нырнул в зал

Второй день «Нашествия» открыла группа «Алиса» – Константин Кинчев своей энергетикой попытался, во-первых, разбудить зрителей после бессонной ночи, а во-вторых, согреть под дождем. Многие отметили, что артист больше общался с публикой, чем обычно.

– Разве? – сказал Кинчев на пресс-конференции. – Не заметил. Ну, шлепнулся я – надо было же что-то сказать. Скользко!

Группа «Князь» вызвала рев огромной толпы старыми-добрыми хитами «Короля и Шута»: «Кукла колдуна», «Лесник», «Камнем по голове». Песню о человеке в черном цилиндре и старинном наряде Андрей Князев посвятил своему другу и многолетнему коллеге по группе «КиШ», ныне покойному Михаилу Горшеневу.

Сергей Галанов, лидер группы «Серьга», пытался вызвать солнце песней – весь зал участвовал в этом шаманском процессе:

А что нам надо?

Да просто свет в оконце.

А что нам снится? Что кончилась война.

Куда идем мы? Туда, где светит солнце.

Вот только б, братцы,

добраться б дотемна.

Впрочем, не песней единой жив человек – на пресс-конференции Сергей Галанов выпивал чачу за здоровье зрителей «Нашествия».

Но действенней всего оказалось выступление группы Louna – солистка вылетела на сцену, как ракета, и «колбасилась» нон-стоп весь сет напролом. Как пояснили артисты позже, они не случайно выбрали песни поэнергичнее. В результате именно на группе Louna дождь наконец прекратился, а ветер утих.

Правда, музыканты немного хватили через край. Один из поклонников, неизвестно как оказавшийся на сцене, вдруг разбежался и бросился прямо в зал. Через несколько минут ОМОН вытащил из-за ограждения девушку с ушибленной головой. Солистка группы попросила все-таки быть аккуратнее:

– Рок – это очень травмоопасно. Пожалуйста, осторожнее, не все готовы к такой физической активности.

Но… вскоре этот трюк повторил гитарист группы, отложив музыкальный инструмент. К счастью, он сигнализировал публике о своем прыжке и никто, похоже, не пострадал. Сам артист, жив-живехонек, потом рассказал на пресс-конференции:

– Мы никогда не планируем прыжки. Я просто смотрю на энергетику в зале. И, если люди готовы меня принять, я прыгаю.

Музыканты также бросали в зал медиаторы – один не долетел до публики, и услужливый омоновец подал медиатор девушке в руки.

Группа «Браво» закрывала второй день и погрузила зрителей в далекие рок-н-ролльные и блюзовые времена. Классика! Легкие, ненавязчивые песни: «Дорога в облака», «Стильный оранжевый галстук», «Добрый вечер, Москва» настроили зрителей на романтику и тихую радость в душе:

Добрый вечер, город мой,

околдованный весной.

Город-джаз, город-блюз, город-рок-н-ролл.

Город дивных миражей

и танцующих огней,

Пусть поют небеса о любви моей.

 

***

Если говорить о главной сцене фестиваля, то второй день «Нашествия» в целом стал самым слабым как по именам, так и по программе. «HATTERS» начали бодро, но под конец выступления «шляпников» стали освистывать. Сергей Бобунец раскачал толпу, пожалуй, только культовой песней «Вечно молодой, вечно пьяный». Довольно ровно выступил многоуважаемый «Чиж и Ко», хотя, на мой взгляд, репертуар этих ребят слегка старомоден и по стилистике, и по содержанию.

 «25/17» – очень интересный, но пока недостаточно раскрученный коллектив с песнями о социальной и городской философии. Рэп-рокеры Ант и Бледный дополняют друг друга, словно добрый и злой следователи – они не похожи ни внешне, ни по стилю исполнения песен. Тем не менее песни «25/17» чем-то цепляют:

За моей спиной незримый конвой –

От роддома до могилы ходят за мной,

Чтобы не сбежал горемыка до суда,

Раньше времени не понял,

зачем послали сюда.

 

Lumen и ДДТ спели вместе

В третий день фестиваля «Нашествие» зрители были крайне удивлены тем, что произошло на сцене.

– Мы редко делаем каверы… Но сейчас мы споем песню группы, чье творчество нам всегда было дорого… – сказал Рустем Булатов (Тэм), солист непокорной группы Lumen из Уфы.

Автобус крайний ушел,

сгорели все фонари.

Ночь завалилась в кювет,

накрыла время собой, –

начал он исполнять «тяжелую» песню ДДТ.

Вдруг на припеве вышел сам Юрий Шевчук и вместе с Тэмом убил зал наповал: «А я ввязался в бо-о-ой!»

– Мы же с ним земляки, – объяснил Юрий Юлианович на пресс-конференции. – ДДТ, Lumen, Земфира – мы все родом из Уфы. Мне позвонили, предложили сыграть песню, и я согласился. Мы сделали это без репетиций. Lumen хорошие ребята, честные, высокотехнологичные, они играют современно.

 

***

Совместное выступление Lumen и ДДТ было не случайным – у них много общего, в первую очередь «честность», как любит говорить Юрий Шевчук, или гражданская лирика. В Тэме удивительно сочетаются неприятие социальной несправедливости, острый протест («Так мое слово становится камнем») – и в то же время миролюбивость.

Здесь типа демократия,

на самом деле царство

Я так люблю свою страну…

и ненавижу государство! –

поет он о казнокрадах и репрессивной машине. Но не к протесту ради протеста призывает Тэм:

Гори, но не сжигай,

Иначе скучно жить…

Гори, но не сжигай

Гори, чтобы светить…

Тысячи людей зажгли фонарики в телефонах во время песни Тэма – это было море огней:

– Глядя на эти кадры, весь мир поймет, что мы не хотим войны. Об этом же писал Евгений Евтушенко в стихотворении «Хотят ли русские войны?».

Юрий Шевчук исполнил песни 1980–2000-х годов из программы «История звука», и многие композиции перекликались с выступлением Lumen.

А культура, вспотев

в целлофане дождей,

объявляет для всех

ночи белых ножей

и боимся все мы,

что дойдем до войны… –

тут Шевчук прервал исполнение песни «Весна» и сказал:

– Я написал ее в 1987 году, и, сожалению, она по-прежнему актуальна… – далее Шевчук спел про войну в Чечне «Умирали пацаны страшно».

Символично, что в толпе у сцены стоял солист группы Lumen, прямо рядом со мной, в шапке, видимо, чтобы его никто не узнал. Впрочем, на просьбу сфотографироваться он отреагировал доброжелательно.

…Юрия Шевчука долго не отпускали со сцены, требуя с него тот или иной хит. Заключительной песней оказался «Дождь»:

Вышли все под дождь,

хором что-то пели

и плясали, черт возьми,

позабыв про стыд

и опасность после

с осложнением заболеть.

Люди под дождем,

как салют, встречали гром,

весенний первый гром.

Если дождь на «Нашествии» неизбежен, то пусть он будет таким, как в песне Шевчука.

Дмитрий КОЧЕТКОВ, Павел КИРИЛЛОВ

57 0
Лента новостей
Прокрутить вверх