Пик активности клещей приходится на май – июнь, однако и в июле врачи продолжают вытаскивать из пациентов кровососущих, советуя при этом сдать насекомое на анализ. В интернете пугают энцефалитом и боррелиозом, судорогами, параличом и летальным исходом. Корреспондент «Караван+Я» взял комментарий у жителя Твери, которого после укуса клеща врачам пришлось доставать практически «с того света», а также пообщался на эту тему с врачом-травматологом.
Болезнь лайма не даст о себе забыть
Михаил, дачник Бурашевского сельского поселения:
– Я ловил рыбу в пруду у себя на даче «Крапивня», там и подцепил этого клеща. Вытащили его и забыли. А вот через 2 месяца началось… На градусник страшно было смотреть – температура до 40 градусов доходила, а сбить ее никак не получалось. Я долго терпел, думал, само пройдет. Ну, знаете, как мы, мужики, обычно делаем. А потом развились признаки поражения нервной системы.
Терпеть уже было невозможно, и меня увезли на скорой. Врачи решили, что это аллергия, лечили от нее две недели. Конечно, безрезультатно. В итоге пришел анализ крови, который установил болезнь Лайма (клещевой боррелиоз). Это схожее с известным энцефалитом заболевание. Когда поставили диагноз, меня срочно перевели в инфекционное отделение. Полностью болезнь победить не удалось. С тех времен прошло уже 10 лет, а я до сих пор мучаюсь головной болью и болью в ногах.
А недавно мою собаку клещ укусил, и опять-таки на даче. Казалось бы, обычное дело – клещ и животное. А в итоге пес чуть не умер. Врачи сказали, еще час, и его уже не спасти было бы.
Примерно в 1-2% случаях укуса заражаются энцефалитом
Встретившись с Александром Цвирко, врачом-травматологом первой городской больницы г. Твери, я рассказала ему историю Михаила.
– Вот типичный пример, как действует боррелиоз, – прокомментировал Александр, – человек и думать забыл, что его вообще кто-то кусал, а вирус нагрянул. Врачам стоило бы получше поспрашивать, что могло предшествовать такому состоянию пациента. А вообще, боррелиоз (болезнь Лайма) и энцефалит по симптомам изначально напоминают грипп – слабость-вялость, общее недомогание, высокая температура, «ломит» кости.
Энцефалиту свойственна двухфазная лихорадка. То есть первые два дня температура, потом – оп! – и человек внезапно выздоровел, причем даже не лечившись. Потом проходит неделька – и как взлетит опять температура аж до 39-40 градусов!
– А почему так происходит?
– Это специфика вируса. Первый пик – это общая реакция, а второй возникает, когда в крови уже много вируса. Энцефалит – это воспаление вещества мозга, очень серьезное заболевание. Лечат его, как правило, врачи-неврологи в условиях реанимации с подключением специалистов. Буквально еще лет 10-15 назад люди из-за этой болезни умирали.
– А сейчас что? Ситуация изменилась?
– Да, сейчас от этого почти не умирают. Раньше нечем лечить было, а сейчас фармакологическая промышленность, к счастью, шагнула вперед. А вообще, такие вещи главное вовремя диагностировать.
– По симптомам энцефалит отличается от боррелиоза?
– Их симптомы примерно схожи. Только болезни Лайма свойственны кожные проявления. Также инкубационный период у этих двух вирусов отличается. При энцефалите до нескольких недель, а боррелиоз может не давать о себе знать и по несколько месяцев.
– А есть ли разница для последствий, в какое место укусил клещ?
– Нет. Человек – это единый организм, поэтому, куда бы клещ ни присосался, все в итоге попадет в кровь. А она, в свою очередь, всегда доходит до головного мозга.
– Правильно я понимаю, заразиться можно только через укус?
– Неправильно вы понимаете. Оба этих вируса могут передаваться также и через материнское молоко. В таком случае инкубационный период составляет 3-4 дня.
– А если, к примеру, корову укусит зараженный клещ, она заболеет, то ее молоко опасно пить человеку?
– Можно пить спокойно. У нас белковая природа с животными разная.
– Сами по себе клещи не опасны, если не заражены?
– Ну, в такой же мере, как и любое проникновение инородного тела, будь то оса, пчела, слепень и прочее. Может быть, покраснение в радиусе укуса.
– Велика ли вообще вероятность подцепить эту гадость от клеща?
– Статистика такова: примерно 1-2% укушенных заражаются энцефалитом.
Кричать «Караул!» тоже не стоит
– Многие ли обращаются в травмпункт с укусами?
– Да, и это правильно, задача травмпункта – в первую очередь этого клеща извлечь. Целого и живого. Это необходимо для анализа. И хоть сейчас многие говорят, что подойдет и мертвый клещ и даже его кусочек – это неверно. В таком случае точность диагностики может пострадать. Поэтому, если человек пришел, скажем, в пятницу вечером с клещом в травмпункт, мы насекомое удалили, а Санэпидемстанция работает только с понедельника. Кровопийцу нужно сохранить. Поэтому пациенту, придя домой, нужно взять мокрую салфетку, положить туда клеща и убрать это дело в холодильник до понедельника.
– Как-то неудобно сделано. Клеща вытаскивают в одном месте, а везти его потом самостоятельно в другое. Еще и за деньги, как я понимаю.
– Все вопросы к организации здравоохранения. Хотя, что касается потраченного времени – здесь нет экстренности, переживать не стоит. Народ больше «наинтернечен». «Ай, меня укусили! Все, беда! Караул!»
– Но страшно же. Вирус распространяется…
– Время выявить есть. Не стоит паниковать. 2-3 дня вполне можно подождать.
– А в каких месяцах чаще нападают?
– Конечно, пик приходится на май-июнь. Но к нам начинают носить уже с 4 апреля и прекращают в 20-х числах августа.
Клещей больше всего под Бежецком и Весьегонском
– Помню, меня как-то укусил клещ. Вытащив его, врач начала подробно расспрашивать, где я его подцепить могла. Это просто его любопытство или эта информация зачем-то нужна?
– В каждом районе, в области, составляется так называемая эпидемиологическая карта. Т.е. мы заполняем на каждый укус экстренное извещение в СЭС, где указываем место укуса (уши, руки, ноги и т.д.), примерное время и географическое положение. Потом клещ обследуется, вносится в карту, где отмечены более опасные и менее опасные территории.
– И как у нас в области с этим?
– Каждый год «отличиться» могут разные города, это неустойчиво. В самой Твери и в Калининском районе ситуация вполне нормальная. Более северные районы, такие как Бежецкий и Весьегонский, как правило, опаснее.
– Сейчас есть смертность или это крайне редко?
– Конечно, это не распространенные случаи, но бывает. Я скажу так – людей, перенесших энцефалит или болезнь Лайма, видно за версту. Дело в том, что нервная ткань восстанавливается очень тяжело. Поэтому нередко у людей, перенесших такие заболевания, можно увидеть навсегда перекошенное лицо, хромоту или что-то еще.
– А что делать людям, которые часто ходят в лес, но панически боятся стать обладателем энцефалитного вируса или болезни Лайма?
– Как минимум – носить специфическую одежду, чтобы не было открытых участков кожи. А после похода в лес детально себя осматривать. Неплохо помогают и различные «прыскалки» от насекомых. А вообще, лучшее лечение – это профилактика.
– Т.е. можно и прививку сделать?
– Конечно! Эта информация есть в широком доступе. Есть плановая профилактика, она особенно актуальна для грибников и охотников. Делают ее заблаговременно – в ноябре, а в марте повторяют. И никакие клещи уже не страшны.
Дашун САМАРИНА