На прошлой неделе были сделаны шаги, которые призваны каким-то образом определить промышленную политику Тверской области. Попытаемся проанализировать, куда движется наш регион, какое место он собирается занять в новой экономике России, которая сейчас будет стремительно меняться в связи с началом новой технологической революции.
Итак, Евгений Вожакин распоряжением губернатора Тверской области Игоря Рудени освобожден от обязанностей министра промышленности и информационных технологий. Вожакин возглавил министерство промышленности Тверской области еще в бытность предыдущего губернатора Андрея Шевелева. Он пришел в региональное правительство с должности заместителя генерального директора Тверского вагоностроительного завода.
С появлением нового губернатора Игоря Рудени прежняя команда практически полностью сохранялась почти год. Однако в последние несколько месяцев новый губернатор все чаще отправляет своих заместителей в отставку. Уволен с большим скандалом министр здравоохранения Роман Курынин, ожидается отставка министра по делам территориальных образований Андрея Зайцева. Однако отставку Вожакина никто не прогнозировал, ибо он был в стороне от многочисленных околополитических скандалов. Учитывая, что накануне отставки регионального министра в газете «Караван+Я» вышла большая аналитическая статья главного редактора журнала «Умное производство» Геннадия Климова о ситуации с экономикой и промышленностью в Тверской области, мы решили продолжить разговор на эту тему.
Геннадий Климов только что вернулся из Екатеринбурга, где происходил большой промышленный форум «Иннопром–2017». Его открывал президент Владимир Путин, который, как теперь говорится, «заболел цифровой экономикой». В этом году главной темой форума было «Умное производство», страной-партнером являлась Япония. Интрига в том, что форумы «Умное производство» начинались в Тверской области, где в 2010 и в 2011 годах они с большим успехом прошли в Завидово благодаря журналу «Умное производство», редакция которого находится в Твери. В этом году журналу исполнилось 10 лет.
Почему Тверь не принимает «Иннопром–2017»
– Геннадий Андреевич, почему же «Иннопром» стал проходить в Екатеринбурге, а не в Твери?
– Действительно, форумы «Умное производство» в 2010 и 2011 годах проходили в Тверской области в УПДК «Завидово». Но те форумы и нынешний форум в рамках «Иннопрома» имеют несколько разный формат: и по масштабу, и по содержанию. Тогда это была частная инициатива группы специалистов по инженерному консалтингу, которые только начинали создавать индустриальную доктрину «Умное производство».
Еще недавно мы были первыми в мире. Только через несколько лет Германия заявит о своей новой промышленной доктрине «Индустрия 4.0», схожей с российским «умным производством», а Япония заявит о намерении строить «Умное общество 5.0» и вовсе через 9 лет. То есть группа российских разработчиков опережала весь мир минимум на пятилетку.
В России не очень просто быть на острие научно-технического прогресса, здесь нет пророков в своем Отечестве, здесь предпочитают во всем копировать «заграницу», но тем не менее с самого начала мы постоянно получали поддержку. Первые форумы проходили под кураторством Владимира Васильева, тогда возглавлявшего комитет Государственной Думы по безопасности. Форум посетил Сергей Степашин, в то время председатель Счетной палаты РФ.
На площадках велась высокопрофессиональная дискуссия о драйверах промышленного развития, в которой приняли участие более 300 инвесторов и экспертов со всей России. Обсуждались и темы регионального развития, в том числе высказывались предложения по созданию в Твери кластера транспортного машиностроения, для развития высокоскоростных железнодорожных перевозок. Эту тему пытался поднять тогдашний заместитель губернатора Тверской области по промышленности Анатолий Боченков. Но как-то не сложилось. Предложения экспертов руководители ТВЗ не услышали. А зря, избежали бы многих проблем в будущем.
Иннопром в 2017 году с темой «умного производства» уже проходил со значительной государственной поддержкой и личным участием президента Владимира Путина. Много было интересных экспозиций и выступлений. Но как всегда на таких масштабных мероприятиях стало уже меньше конкретики, больше общих фраз. Это издержки. Понравилось же то, что для Екатеринбурга Иннопром является действительно праздником. Практически каждый день шли экскурсии студентов и школьников, для них даже были организованы специальные стенды, где можно было путешествовать в виртуальной реальности, например, по металлургическому комбинату. Думаю, что многие школьники после этого захотели стать инженерами. На Иннопроме российские участники даже превзошли японцев в части использования виртуальной реальности для обучения. Виртуальные путешествия внутрь промышленных объектов – это супер! Детям нравится.
– Кто-то еще был на «Иннопроме» из Твери, кроме вашей группы «Умного производства»?
– Да, на «Иннопроме» я встретил земляков из Тверской области. Например, инженера-конструктора с нового японского завода «Хитачи» Антона Волкова. Хороший парень, выпускник тверского политеха. У «Хитачи» был большой стенд. Видел Дмитрия Сытника, создателя компании Complex Systems. Центр поддержки экспорта Тверской области организовал на «Иннопроме-2017» скромный стенд, на котором выставлялись несколько тверских компаний. Тверской стенд, конечно, нельзя было сравнить с другими, например Татарстаном или Свердловской областью, но лиха беда начало. До этого Тверская область вообще отсутствовала в федеральной промышленной повестке.
Геннадий Климов («Умное производство») и Антон Волков («Хитачи»)
– Может, поэтому у нас в регионе такая безработица и нет инвестиций в новые заводы?
– В том числе и поэтому. Регион надо уметь продвигать. Сейчас государство выделяет большие средства по многим каналам на инновации и стимулирование инвестиций. Надо уметь этим пользоваться. Тверское правительство, в отличие от других регионов, уже пять-семь лет этим не занимается. В Тверской области до последнего времени не было индустриальной политики как таковой.
Высокие технологии, туризм и духовность – все должно быть в комплексе
– О Тверской области на «Иннопроме» еще что-то говорилось?
– Сейчас несколько мировых драйверов, которые определяют будущее экономики, в том числе электронная торговля. Одним из трех российских центров электронной коммерции, наряду с Москвой и Санкт-Петербургом, на форуме «Иннопром» названа Тверь. В этом секторе огромные перспективы. Логистика – это важнейший сектор экономики, который следует развивать в тверском регионе.
В чем разница между умным и тупым производством?
Чарльз Хорт, главный исполнительный директор Factora:
«Изменения всегда встречают сопротивление. И некоторые группы или промышленные предприятия сопротивляются больше, чем другие.
Производители в целом медленно переходят к умному производству. Когда промышленность основана на значительных вложениях в капитальное оборудование, это не только сложно изменить, но и создает культуру более высокого сопротивления переменам. Если вы читаете это, я ожидаю, что вы не являетесь авторитетным специалистом по тупому производству. Но многие из ваших коллег являются.
То, что вначале представляется смехотворным, громоздким или немыслимым, со временем становится обязательным. Сегодня оставаться «тупым производителем» значит быстро сваливаться в яму прошлого.
Обратите, пожалуйста, внимание на использование слова «тупой»! Одним из его значений является «лишенный смысла», «неумеющий разговаривать».
Тупое производство полагается на мастерство человека. Оно живет и действует благодаря знаниям, навыкам и интуиции, которые содержатся в головах нескольких людей. Она основана больше на искусстве, чем на науке. Больше на чувствах, чем на числах.
На целлюлозно-бумажном заводе, на котором я работал молодым инженером, бригадиры попробовали древесную целлюлозу на вкус, чтобы определить правильность состава. Они также били бумажные рулоны бейсбольными битами и по отскоку и ощущениям они определяли правильность настроек.
Аналогичным образом традиционные фермеры попробовали на вкус не только урожай, но и почву.
Вы можете создавать прекрасные высококачественные продукты с непроизводительным производством.
Но ахиллесова пята такого производства в том, что оно связано с человеком и ограничено знаниями, навыками и интуицией, которые содержатся в головах нескольких людей, которые ведут к таким рискам:
– Опора на людей, а не на системы или процессы. Когда эти люди уйдут, их место трудно заполнить. Не говоря уже о том, как передать эти знания новым сотрудникам.
– Ограниченная возможность для улучшений – люди обладают ограниченной способностью принимать, хранить, обрабатывать и обмениваться данными.
– Продолжающееся разделение между физическим предприятием и информационным миром, а зачастую между руководителями и операторами завода/менеджментом.
Умное производство базируется на данных и измерениях.
Умное производство использует данные для анализа и измерений. Вы не можете улучшить – или контролировать – то, что вы не измеряете. Вы возвращаетесь к тому, чтобы полагаться на колотильщиков бейсбольными битами.
И более того, чем сложнее будет процесс, тем сложнее его оптимизировать без анализа данных. Также почти невозможно изменить его в реальном времени, чтобы соответствовать меняющимся требованиям или обстоятельствам.
Возвращаясь к человеческому фактору, умное производство помещает в систему интеллект, а не только людей. С умным производством машины говорят нам, что делать. Облегчается наем и обучение, отпадают ошибки, повышается согласованность. Планирование работы операторов упрощается, поскольку объем опыта, необходимого для выполнения каждой роли, уменьшается.
Это изменение парадигмы – качественное, а не пошаговое. Так что дни тупого производителя быстро уходят.
Тверь могла бы вернуть себе славу и столицы индустрии производства композиционных материалов, столицы книгопечатания, IT-индустрии. В городе исторически сложилось семь таких индустриальных драйверов.
Ржев, Осташков, Торопец, Торжок, Кимры, Конаково, Кашин, Бежецк, Калязин имеют свои региональные потенциальные индустриальные драйверы. Если в правительстве Тверской области наконец захотят развивать региональную экономику, мы готовы их проконсультировать, как это делать лучше всего, используя исторически сложившиеся региональные предпочтения. Мы более 30 лет изучаем экономику тверского региона, естественно, у нас уникальные компетенции в этом вопросе. Мы готовы поделиться ими, если будут желающие.
– Но создается впечатление, что губернатор Игорь Руденя далек от промышленности, он как-то все больше озабочен православием и туризмом. Это так?
– Понимаете, экономика — это соревнование за будущее. Сколько бы мы ни кичились своим патриотизмом и духовностью, в будущее попадут только те народы, которые не на словах, а на деле обладают этой самой духовностью и патриотизмом. А эти качества приобретаются через совершенствование личности.
Дорога к Богу у каждого своя, кто-то идет к Нему через мировую культуру и науку, а кто-то непосредственно через Евангелие – познание слов Иисуса Христа. Главное, чтобы содержание не подменялась формой и не заменялось лицемерием. Поэтому я совершенно согласен с Игорем Михайловичем относительно православия. Другое дело, что самой РПЦ необходимо быть более требовательной к себе, не надо уподобляться тем торгашам и фарисеям, которых Иисус выгонял из храма.
Туризм, конечно, не может решить всех проблем региона, но это самый быстрый путь оживления территории, создания множества рабочих мест в сфере услуг. Да и местным людям живется хорошо там, где хорошо туристу. Здесь губернатор Руденя делает конкретные шаги. Скажем, планируется снизить ставку налога на прибыль для новых резидентов особой экономической зоны «Завидово». Проект закона об установлении налоговых льгот для участников ОЭЗ обсудили на заседании правительства Тверской области, которое провел губернатор Игорь Руденя. Я бы посоветовал включить в этот закон не только объекты зоны «Завидово» (при всем уважении к лоббистским возможностям Сергея Бачина), но и все объекты туриндустрии Торжка и Селигера. Кстати, самым перспективным туристическим центром является все же Торжок. Здесь можно создать туристический кластер общемирового значения, который как минимум стал бы конкурентом Великому Новгороду, Пскову и Суздалю.
– Но пока в сфере туризма становится все хуже и хуже… В начале лета вышло большое недоразумение с паломниками в связи с прибытием патриарха Кирилла в Нилову пустынь. Теперь новый позор – не подготовленная к дождям площадка на рок-фестивале «Нашествие». Интернет забит фото, где люди тонут в грязи. Такого раньше не было.
– Было и такое, когда шли ливни… Это стихия, хотя готовиться организаторы фестиваля должны более тщательно. В этом вы правы.
– Надеемся, горький опыт будет учтен. Спасибо за беседу.
Беседовала Любовь КУКУШКИНА