Генплан для Твери или Тверь для генплана? Эксперты – о будущем областной столицы, которое решится летом 2017 года

18.07.2017, 13:52

В начале августа пройдут публичные слушания по проекту внесения изменений в генеральный план города Твери. Изменения коснутся не только разноэтажных жилых территорий, но и транспорта, памятников архитектуры, зеленых и общественных зон. На сайте городской администрации висят карты, схемы и документы проекта обновленного генплана. Там же можно посмотреть старую версию от 2012 года. Эксперты дают неоднозначные оценки: с одной стороны, документ такого значения не должен меняться настолько часто, с другой стороны, прогресс неизбежен, и любой современный город должен откликаться на последние тенденции.

Судьбу Твери решала компания из Омска

Напомним, что главный документ территориального планирования города был утвержден властями в 2012 году. Но изменения в него уже вносились. В 2014-2015 годах они были связаны в первую очередь с активной деятельностью ДСК, застраивающего своими высотками городские рощи, парки, а также поймы рек. Все прекрасно помнят, какими подтасовками сопровождались общественные слушания на тему, строить многоэтажное гетто в Бобачевской или в Комсомольской роще. Впрочем, главным инициатором того передела можно считать окружение бывшего губернатора Андрея Шевелева.

Нынешняя реконструкция стратегии развития городских территорий на первый взгляд может показаться косметическим ремонтом и устранением технических ошибок версии 2012 года, но это не совсем так. Стратегия развития города скорее направлена на его довольно хаотичное разрастание как вширь, так и ввысь без оглядок на экологический, исторический ландшафт, архитектурную целесообразность и уместность. Кстати, очередным обновлением тверского генплана занималась компания из Омска. ООО «Национальный земельный фонд» получило за свою работу 3,9 млн рублей.

Любопытный факт, но в 2012 году в пояснительной записке к проекту нового генплана говорилось о несовершенстве генплана предыдущего, от 1991 года, а именно об отсталости транспортной сети, не поспевающей за потребностями жителей, запущенности зеленых парков и насаждений, хаотичном разрастании промзоны «Лазурная», излишней многоэтажности в центре города, исторической части и в тех местах, где многоэтажки построены, мягко сказать, не в тему. Вот выдержка из пояснительной записки к решению Тверской городской Думы от 25.12.2012 N№193(394) «Об утверждении генерального плана города Твери»:

«Существенной реконструкции были подвергнуты прибрежные территории в Заволжском районе. Вопреки разработанному Ленгипрогором «Проекту зон охраны памятников истории и культуры» (1991 г.), была нарушена историческая планировочная структура этой части города и построены жилые и общественные здания высотой, не соответствующей высотному регламенту, заложенному в проекте».

Похоже, старые проблемы хаотичности и эклектики никуда не делись. Еще один камень преткновения – Правила землепользования и застройки. Они менялись гораздо чаще, чем генплан, и никак с ним не синхронизировались, что вызывало многочисленные споры.

Накануне общественных слушаний «Караван» пообщался с экспертами, и вот что они думают о новых поправках в генплан Твери.

 

«И «современщики», и «реставраторы» желают городу добра»

Алексей Жоголев, председатель Тверской организации Союза архитекторов России:

– Генплан – основной документ развития города на 25–30 лет, однако за это время все может стать другим: и город, и социоэкономическая ситуация… Например, начиная с 1991 года изменился и образ жизни, и в целом страна. В этом смысле обновление генплана любого города – совершенно естественный процесс. Правила землепользования и застройки связаны с генпланом очень тесно и должны корректироваться параллельно, ПЗЗ – второй по значимости документ.

В новом проекте генплана есть как здравые, так и ошибочные мнения. Транспортная схема в центре города несколько запутана, в то же время уделено внимание общественным и зеленым пространствам. Давно напрашивается цивилизованное развитие парков и скверов. Со временем руки дойдут и до парковок – в центре города есть пространства, позволяющие организовать многоуровневые паркинги. Сейчас на них нет денег, но обстоятельства вынудят городские власти пойти по традиционному пути многих европейских городов.

 Также важно, чтобы стратегическое развитие Твери обсуждала не только общественность, но и профессиональное сообщество – все те, кто связан с архитектурой и градостроительством. В то время как общественность предпочитает ставить акценты на локальных вопросах, профессиональное сообщество оценивает проект и его главные тренды целиком. Как председатель Тверской организации Союза архитекторов России я попробую организовать в Твери круглый стол или конференцию, посвященную обновлениям в генплане.

В связи с особенностями законодательства (тендерной системой. – Прим. ред.) конкурс на внесение поправок в генплан выиграла омская организация. В какой-то степени это плохо, они слишком далеки от Твери, но остается уповать на их профессионализм и на то, что в итоге специалисты из Омска прислушаются к мнению тверских жителей.

Думаю, к мнению общественности внимательно отнесется и администрация Твери, причем не из-за предстоящих выборов, а скорее потому, что до этого слишком многое было сделано вопреки позиции граждан и накопилась критическая масса народного скепсиса и недовольства.

Среди тех кто, так или иначе связан с тверской архитектурой и градостроительством, сформировались два неформальных лагеря: «современщики» и «реставраторы». Несмотря на разность взглядов, те и другие любят город и хотят ему добра. Иногда застройщиков нужно ставить на место, особенно если речь идет о центре Твери, ее исторической части.

 

«Общественная зона может стать зоной застройки»

Павел Иванов, координатор проекта по сохранению исторического облика города «Тверские своды»:

– Все прекрасно помнят, как ДСК получил свои куски земли возле Бобачевской и Комсомольской рощ. Для этого чиновники не поленились внести изменения в генплан. Сегодня многие вопросы, связанные с перспективами активной многоэтажной застройки, хотят решить, что называется, оптом. Даже если в какой-то части города жители станут возмущаться и протестовать, где-то поправки к генплану обязательно протолкнут.

Тот же исторический парк «Воксал», выведенный из зеленой зоны в общественную, может быть отдан под строительство торгового центра. Ведь сегодня чаще всего именно общественные зоны почему-то ассоциируются у строителей и чиновников с магазинами и развлекательными комплексами. Общественная зона – понятие широкое, к ней можно притянуть за уши многое. Складывается ощущение, что генплан был нарисован задолго до того, как сгорела ДОКБ и было объявлено о развитии «Тверь-Сити» и «Тверь-Экспо». Эти проекты почему-то не отображены ни на карте, ни в пояснительных записках. Не удивлюсь, если на общественных слушаниях генплан предстанет в совершенно ином виде!

Московский район, особенно микрорайон «Южный», превратится в многоэтажное гетто. Уничтожат уникальную природную территорию с редкими видами птиц и растений «Птичье Эльдорадо», останется лишь небольшой клочок возле пруда – остальное пожрут высотки. Интересно выглядит и перспектива развития Затверецкого района. Ни с того ни с сего район должен прирасти населением около 40000 человек с домами, инфраструктурой, ресурсами.

Вопросов больше, чем ответов. И общественные слушания специально организуются летом, в июле-августе, по сути, в мертвый сезон, чтобы на дискуссию с властями и авторами плана пришло как можно меньше людей. На мой взгляд, этот серьезный и по большому счету «рамочный» документ будет снова переделываться и переписываться в первую очередь в угоду многочисленных застройщиков.

 

Город для людей или для застройщиков?

Александр Сорокин, директор Тверского Экологического центра, кандидат биологических наук, доцент кафедры физической географии и экологии ТвГУ:

– Проект обновленного генплана ставит экологию города на последнее место. «Птичье Эльдорадо» населено краснокнижными видами растений и птиц, это место давно следовало выделить как ООПТ, его застройка может обернуться локальной катастрофой. Конечно, нигде ничего не взорвется и никто из людей не погибнет, но, рассуждая о зеленых зонах, городских ООПТ и многоэтажном развитии города, следует задать себе простой вопрос: для кого живет и развивается город? Для людей или для освоения денег некоторыми чиновниками и строителями? Ведь, когда из окна своей квартиры ты видишь такой же безликий бетонный дом, а не небольшой парк, из такого города хочется уехать. Привлекательность Твери и благоприятная обстановка для жизни также зависит от зеленых легких, как бы пафосно это ни звучало. В процессе принятия поправок в генплан Твери нужно обязательно учитывать право граждан на благоприятную окружающую среду.

 

«С кондачка такое не решается»

Павел Парамонов, девелопер:

– Такого рода поправки требуют более длительных обсуждений среди городских экспертов и сообществ, как минимум от 9 месяцев до года, для того чтобы более-менее полно услышать аргументы ото всех сторон. С кондачка такое не решить, нужно вникнуть в технико-экономическое обоснование каждого нововведения. А то изменения вносятся, потом люди начинают вопить.

Все акценты, расставленные в генплане, связаны с приходом нового губернатора.

Многие против застройки поля за микрорайоном «Южный». Ну да, есть там поле с редкими растениями, кругом какие-то растения живут, но это все же город, а не лесопарковая зона. Хотя организованные зеленые парки внутри городов – современный и очевидный тренд. Например, квартиры в домах вокруг Центрального парка в Нью-Йорке стоят бешеных денег, потому что людей тянет в зеленую зону.

Другой вопрос, зачем застраивать все «южные поля»? Я не очень понимаю экономических перспектив застраивания такого рода территорий. Учитывая многоэтажность, там можно поселить еще 300 000 человек – целый город. Тверь увеличивается на 2000 человек в год за счет приезжих из региона, но скоро Тверская область иссякнет. В ближайшем будущем наш город не сможет стать даже полумиллионником.

С моей точки зрения, наш город должен быть достаточно компактным, не стоит наворачивать новые кварталы. Я бы уделил больше внимания реновации территорий старой части города, благоустройству парков, улиц, ведь от окружения зависит ощущения людей, их настроение и стоимость жилья. На самом деле реновация – это в первую очередь насыщение городских территорий бОльшим функционалом и удобствами.

 

***

Эксперты надеются, что общественные слушания изменят проект обновленного генплана в пользу жителей и власти прислушаются к мнению тверитян. В противном случае станет ясно, что все эти заморочки с генпланом – не что иное, как очередной реверанс властей в угоду чьих-то конкретных коммерческих интересов.

Павел КИРИЛЛОВ

100 0
Лента новостей
Прокрутить вверх