Доброта в жестокий век. Житель Твери вспоминает свою маму, которая была человеком в бесчеловечное время

18.07.2017, 14:14

В любой ситуации нужно оставаться человеком, однако в ХХ веке на долю нашей страны выпали великие испытания: нередко для того, чтобы выжить, нужно было идти на сделку со своей совестью. И все же многие сумели сохранить человеческое достоинство и являются примером для нас сейчас: в наше время тоже немало искушений. Александр Луфт, жизнь которого тесно связана с Тверью и Вышним Волочком,  рассказал о моральных подвигах своей матери в годы войны.

 

Сначала революция, потом война

Есть в жизни люди, которые своими высокими нравственными качествами, доброжелательностью, волевым характером, душевным теплом делают окружающих добрее, учат быть неравнодушными к чужим невзгодам, готовыми по велению сердца протянуть руку помощи. Для меня таким человеком была мать Фаина Ароновна, и мне всегда хотелось хоть в какой-то степени быть похожим на нее.

Ее детство и юность прошли в белорусском Витебске. Пришло время, и мама поступила в гимназию, что было редкостью в царское время для ребенка из небогатой еврейской семьи. Училась она хорошо, но все круто изменилось после Октябрьской революции: учебу пришлось оставить и начать трудовую деятельность. Мама работала чертежницей, бухгалтером.

Она вышла замуж за Нафталя, мужчину с четырьмя классами образования, порядочного и очень трудолюбивого. Родом он был с Псковской области, но в шесть лет его отвезли в Петербург, к мастеру-часовщику: приходилось не только обучаться часовому мастерству, но и, как чеховскому Ваньке Жукову, выполнять поручения хозяина по обслуге его семьи.

Размеренная жизнь оборвалась 22 июня 1941 года. Отца, несмотря на то что ему был уже 41 год, взяли в армию. Всю войну он провел на аэродромах, где ремонтировал приборы самолетов, устройство которых сходно с часовыми механизмами и хронометрами. Мать же с двумя детьми: мною и сестрой Лерой, а также с дедом по линии отца отправилась в эвакуацию в г. Чердынь Пермской области вместе с другими беженцами.

 

Накормила «врага народа», известного физика

На псковской земле шли кровопролитные бои с немецкими агрессорами. Несколько дней мы ехали поездом. Вражеская авиация нещадно бомбила не только военные объекты, но и составы с беженцами. Все тяготы легли на мать. Мне было всего три месяца, сестре три года. Дед в основном только молился, прося Бога, чтобы бомба не попала в наш вагон. После многострадальной поездки по железной дороге неделю плыли на пароходе по реке Каме. И вот наконец прибыли в город Чердынь Пермской области.

Уральская зима встретила беженцев морозами и снегом по самые крыши деревянных домов. Это был край лагерей «врагов народа».

Мою мать, оценив ее профессиональные знания, деловую хватку и подход к людям, назначили главным бухгалтером местного общепита. В ее ведении были три столовые с огромным объемом работы. Приходя домой, уложив спать детей и деда, она еще допоздна работала с финансовыми документами. От отца приходили редкие письма.

Мать на работе ценили, но вдруг, как это бывает нередко в жизни, у нее случилась большая неприятность. Приходит она днем по работе в одну из столовых – видит, за столом сидит пожилой мужчина в фуфайке и лижет языком пролитые остатки борща.

Мать вызывает повара и спрашивает: «Кто этот человек?» Ей отвечают: «Это Рамзин (физик-теплотехник с мировым именем). Он отсидел здесь в лагере 10 лет за вредительство против советской власти и сейчас живет на конюшне». Мать дает команду накормить его первым, вторым и третьим блюдами.

В тот же день, поздно вечером, когда мы дети и дедушка спали, пришел военный. Велел матери быстро собраться и привел ее в местный отдел внутренних дел. За столом сидит чекист с ромбами в петлицах и спрашивает: «Что вы устроили днем в столовой? Вы знали, что это враг народа и лично товарища Сталина?» Мать отвечает: «Я не знала, враг он или не враг, но не смогла спокойно смотреть, до какой степени унизили достоинство человека…» Задав ей вопросы о муже, детях, он сказал: «Пока идите домой к детям».

К счастью, больше ее никто в НКВД не вызывал, и она продолжала работать.

 

Спасла невинного от тюрьмы

В один из дней приходит к нам домой помощник матери по бухгалтерской работе, бледный как мел: «Фаина! Я где-то сделал ошибку в финансовом отчете и не могу ее найти, помоги, ради Бога!»

По драконовским законам сталинских времен это тянуло на уголовную статью. Мать, несмотря на большой объем своей работы, несколько дней искала ошибку в его годовом отчете и нашла ее. Счетовод прямо разрыдался: «Фаина, ты спасла меня от тюрьмы! Сколько жить буду, желать счастья буду тебе и твоим детям!» В знак благодарности подарил матери пару лакированных туфель.

 

Отдала пожилому человеку последнее

Кончилась война. По пути домой произошел еще один эпизод в жизни матери. Видит, в коридоре вагона у окна стоит пожилой мужчина и чешется от вшей, буквально поедающих его. Мать, видя эту сцену, приносит ему два комплекта нижнего белья и говорит: «Возьмите, это белье моего мужа, он сейчас в армии». После ее слов бедолага дал волю своим чувствам: «Мои родственники ни на грош мне не помогли, а вы, чужой для меня человек, проявили ко мне такую доброту…»

 

***

Отец пришел из армии в 1946 году. Мы приехали в Тверскую область, в Вышний Волочек. Отец стал работать часовым мастером, а мать бухгалтером.

В рамках газетной статьи невозможно все сказать о ее добрых делах для людей. Стержнем этой женщины с голубыми глазами были большая сила воли, доброта, чувство сострадания к чужой беде. Много лет она ухаживала за больной дочерью, моей сестрой Лерой.

Бог дал ей долгую жизнь длиной в 90 лет. Несмотря на все невзгоды, выпавшие на ее долю, она любила жизнь, людей, никому не желая зла, и люди отвечали ей тем же. Светлая ей память!      

Александр ЛУФТ

31 0
Лента новостей
Прокрутить вверх