Благоустройство Твери – принципиальный вопрос для администрации города и правительства Тверской области в преддверии Единого дня голосования 10 сентября. Скоро многие улицы будут украшены агитационными паспортами ремонтируемых дорог «Вместе за развитие Тверской области», как в прошлом году (кстати, не на всех объектах, вопреки обещаниям, работы были выполнены – см. статью прошлого номера о дороге Черногубово – Андрианово «Дорога обещаний»).
В июле администрация Твери разыграла тендер на содержание дорог в городе, МУП «ЖЭК» получит более 80 млн рублей. Однако показателем эффективности является не количество освоенных денег, а качество работ. Корреспондент «Каравана» оценил, как сейчас убирают улицы в Твери, и в общении с работниками попытался понять, улучшилась ли ситуация в МУП «ЖЭК» после кризиса начала 2017 года, в результате которого был уволен директор.
Напомним, в апреле 2017 года Виталий Криворученко был отстранен от должности директора МУП «ЖЭК» по требованию прокуратуры Пролетарского района: вопреки закону, одновременно с муниципальной службой он возглавлял две коммерческие фирмы. К этому беспрецедентному шагу правоохранителей и чиновников подтолкнул протест персонала предприятия против своеволия пришлого руководителя: вступив в должность в ноябре 2016 года, за пару месяцев Криворученко уволил порядка 120 сотрудников, зато взял на работу «своих» людей то ли из Тулы, то ли из Москвы. Так, четыре ревизора получали по 50000 рублей месяц, а контролеры – по 60000 рублей, при этом качество уборки улиц снизилось – в основном водителей заставляли «утюжить» дороги перед правительством области, снег вообще не вывозился. Если ветераны предприятия жаловались на нарушения, они попадали в опалу – так постепенно Криворученко выстроил свое окружение, закрывающее глаза на сомнительные схемы.
После увольнения он не ушел с предприятия, а удивительным образом стал заместителем директора и фактически продолжал рулить МУПом – номинальный руководитель Максим Галочкин, по свидетельству сотрудников, вряд ли является фигурой самостоятельной. Сейчас последнего «понизили» до главного инженера, несмотря на то что у него вообще-то юридическое образование. Директором предприятия теперь работает Богдан Лецин – ему как человеку новому в наследство досталась искореженная, «криворукая» структура, которую предстоит выправить.
В МУПе весной также появился заместитель директора по развитию Максим Жирков, депутат Тверской городской думы — в прошлом от КПРФ, а ныне от «Единой России». В каком направлении ведется развитие, кроме создания страницы МУПа в «Инстаграме» и постов в Фейсбуке о любви к родному городу, остается со стороны непонятным.
Согласно информации «изнутри», которую «Караван» получил от сотрудников предприятия, по известной причине пожелавших остаться неизвестными, сомнительные схемы в МУПе так и не искоренены. Мы обращаем внимание руководителей МУПа, правоохранителей и, конечно, наших читателей на некоторые подозрительные моменты.
Улицы метут мертвые души
На некоторых улицах Твери до лежат пожухлые листья, ливневые стоки забиты ветками и мусором, принципиально не метутся «карманы», повороты – все это можно увидеть на фотографиях, сделанных в Центральном районе города.
– Такое невозможно было представить при Павле Ковтурове, он заставил бы навести порядок. А при Криворученко это стало нормой, – говорит сотрудник МУПа, имея в виду бывшего руководителя предприятия, уволившегося с уходом главы администрации Твери Юрия Тимофеева.
Оказывается, такие улицы метут «мертвые души» – якобы на предприятии есть «дворники», которые только числятся сотрудниками и ходят получать зарплату, но работу свою не выполняют. Предположительно в этой схеме принимают участие минимум 20 человек, то есть около полумиллиона рублей каждый месяц уходит в карман непонятно кому. Следить за порядком, по идее, могли бы нанятые Криворученко ревизоры и контролеры, но, может, они были поставлены как раз для сокрытия информации?
Нужно сказать, эта схема реализуется не на всех участках, но много вопросов к Центральному району – говорят, мастер Зинаида Башкина состоит в довольно дружественных отношениях с Криворученко. Дворник из Московского района сообщает, что его заставляют «мести за Васю», а лично его зарплата от этого больше не становится (это камень в огород тамошнего мастера Руднева). Вообще, по правилам в каждом районе должно быть по два мастера, которые контролировали бы друг друга и подменяли в разных ситуациях. В Московском же и Центральном районах только по одному мастеру, что, видимо, и позволяет проворачивать разные схемы.
Вывести махинаторов, кем бы они ни были, на чистую воду могла бы внезапная проверка: рабочий день дворника начинается в 6:45, и контролеры могли бы сделать независимый подсчет, а потом сравнить с данными табеля, предоставляемого мастером. Главное, чтобы о проверке никто заранее не знал и махинаторы не нагнали бы ряженых дворников.
Вообще, в этой ситуации честные дворники становятся заложниками, как и другие сотрудники МУПа. Две трети персонала, по нашим данным, работают на птичьих правах, не имея трудового договора – каждый месяц они перезаключают договор на оказание услуг и, таким образом, не имеют ни социальных гарантий, ни уверенности в будущем. Как это возможно в муниципальном предприятии, которое, по идее, должно представлять образец выстраивания трудовых отношений? Сотрудники МУПа, за редким исключением, похожи на крепостных – Криворученко уже однажды показал, как легко можно от них избавиться.
Техника есть, ума не надо
Правительство Тверской области демонстрирует заинтересованность в развитии МУПа – так, по поручению Игоря Рудени в 2017 году «ЖЭК» получил 38 млн рублей на приобретение новой техники. Но кто-нибудь следит за тем, как тратятся эти деньги?
В частности, предприятие закупило 10 универсальных дорожных машин на базе трактора Foton – 244. Сотрудников МУПа удивило то, что руководство отдало предпочтение китайской модели взамен более привычной белорусской. Более того, один такой экземпляр стоил около 630 000 рублей, в то время как «красная цена» ему 400 000 рублей, согласно аналогичным предложениям в интернете. Техника была закуплена у тверского завода «Тверькоммаш», однако на сайте предприятия в списке производимой им продукции таких машин нет.
С момента покупки тракторов Foton – 244 видеть их на дорогах не доводилось. Зато в мае «Караван» описывал, как мост через Тверцу в Центральном районе убирали с помощью трех гигантских автопогрузчиков и КамАЗа, что выглядело довольно-таки комично. Тяжелая техника создала видимость работы и уехала, а вся грязь лежит на мосту до сих пор. Недавно на улице Веселова в Заволжском районе очевидцы засняли неисправную подметально-уборочную машину, которая оставляла за собой шлейф песка, но упорно следовала по маршруту, нагоняя километры для Глонасс-отчета.
Когда предприятие будет работать не для галочки?
Снег с улиц не вывозили, зато нацеливаются на торговые центры
Можно долго перечислять проблемы в МУП «ЖЭК» – начиная от мастера по транспортировке мешков (должность и кандидатура предложены замдиректора по развитию Максимом Жирковым), который отработал неделю и исчез, – и заканчивая отсутствием у предприятия лицензии на сбор мусора вообще!
Отдельный вопрос – вывоз снега, который в этом году практически не производился, а вода, как известно, из-за сжатия-расширения в условиях непостоянной температуры способствует образованию трещин в асфальте. Своих сил на вывоз снега с улично-дорожной сети города у МУПа нет, отсутствует достаточное количество грузовиков и погрузчиков, и каждый год «ЖЭК» нанимает субподрядные организации. В то же время предприятие предлагало вывозить снег с частных объектов (торговые центры, магазины и т.д.) по демпинговым ценам, поскольку предприятие владеет снежными полигонами, содержание которых им обходится в копеечку. В этой ситуации будет ли вообще МУП вывозить снег с улиц, не станет ли он в первую очередь зарабатывать на коммерческих объектах, оттесняя частный бизнес?
Каждый новый руководитель МУПа, как мы убедились, приходит и подстраивает работу под себя, вместо выстраивания органичной и четко функционирующей системы. В муниципальном предприятии не должно быть места коррупционным схемам, а сотрудники должны чувствовать себя уверенно и защищенно. Кадровая политика и приведение штатного расписания в соответствие с требованиями – среди первоочередных задач, стоящих перед руководством. От этого зависит и чистота города и, между прочим, результат предстоящих выборов в Городскую думу, о котором больше всего печется администрация. «Караван» следит за развитием событий.
Дмитрий КОЧЕТКОВ