В прошлом номере «Каравана» мы подняли тему новых поправок в генплан Твери, разработанных некой фирмой из Омска, выигравшей конкурс госзаказа на эту работу. Пока эти изменения носят проектный характер, и, если верить чиновникам и депутатам, станут легитимными после прохождения процедуры общественных слушаний в августе. Администрация Твери не слишком-то афиширует поправки в генплан, поэтому «Караван» готовит тверитян к этому знаменательному событию и проводит некое «превью», репетицию общественных слушаний на своих страницах. В этой статье мы поговорим о комплексе Успенского Желтикова мужского монастыря (XVIII – XIX вв., нач. XX в.) – объекте культурного наследия регионального значения, обители, основанной святителем Арсением Тверским. Согласно поправкам в генплан, по территории монастыря может пройти дорожная развязка, а на одной из охранных зон появятся 17-этажные высотки.
Святитель Арсений, основатель монастыря
Святитель Арсений, наряду с Михаилом Тверским, – известный русский святой, слава о котором распространяется далеко за пределы региона. Это пример аскезы, кротости, смирения и любви к людям. Арсений прославился не только среди простого люда, но и среди князей. Тверской епископ не раз выступал как миротворец и прекращал раздоры в княжестве. В 1394 году на Тьмаке он основал Желтиков монастырь, по подобию Киево-Печерского монастыря.
Это был главный и самый богатый монастырь Твери. Некоторое время именно здесь содержался в заточении опальный сын Петра Первого царевич Алексей.
Святыня простояла вплоть до XX века. В октябре 1941-го монастырь был взорван при отступлении советских войск из Калинина. До нашего времени сохранились лишь братский корпус и главные ворота из красного кирпича. Мощи святителя Арсения утрачены.
От склада ГСМ – к объекту культурного наследия
Долгое время территория монастыря эксплуатировалась военными как склад ГСМ. Передача РПЦ монастырских территорий шла долго и трудно (см. статью «Каравана» «Монастырь против склада» – №14 (993) от 15.04.2015).
О Желтиковом монастыре как объекте культурного наследия говорили не один год не только священники, но и архитекторы, археологи, историки, депутаты. Формально же в 2012 году, когда появился современный генплан, территория Желтикова монастыря не попадала под это понятие, и тем не менее в приложении, а именно на карте территорий объектов культурного наследия предлагалось ее таковой сделать.
Монастырь грозились обнести автодорогой. Директор фирмы, разработавшей генплан в 2012 году, член Союза архитекторов России Андрей Барковский, оправдывал это тем, что все дороги должны идти к храму. Однако по соседству не значилось никаких «небоскребов», в проекте были лишь зеленые насаждения.
С 2012 года утекло много воды, 19 августа 2014 года постановлением правительства Тверской области N№419 руины Желтикова монастырь наконец признали официальным объектом культурного наследия регионального значения и в конце концов передали его церкви. К постановлению N№419 была приложена карта с охранными зонами и зонами регулированной малоэтажной застройки.
В начале 2017 года ворота разрушенного монастыря открылись археологам, и они обнаружили фундамент одного из древнейших тверских храмов – собора во имя Успения Пресвятой Богородицы, построенного в 1404 году.
Дорожная развязка и высокоэтажная застройка
Казалось бы, ничто не угрожает Желтикову монастырю, однако, к удивлению и ужасу многих, в новом проекте поправок генплана сохранилась дорожная развязка, опоясывающая памятник культуры и проходящая по некоторым домам на Борихином поле. Это представляется невозможным, учитывая рельефные особенности территории: сразу же за южной стеной монастыря образован резкий обрыв до самой Тьмаки, поэтому придется прокладывать дорожную развязку либо по территории святыни, либо загонять реку в трубу и делать огромную насыпь из песка и щебня.
Но самое тревожное в том, что одна из охранных зон ОКН раньше была зеленой, а в новом проекте окрасилась в яркий желтый цвет, который означает разрешение на многоэтажную застройку.
Получается, постановление правительства Тверской области N№419, основанное в свою очередь на федеральном законе N№73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», попросту игнорируется не только омскими архитекторами и проектировщиками, но и городскими, а также областными чиновниками. Муниципальный документ ставится выше федерального и регионального.
А вот цитата ФЗ №73: «В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта».
Что-то подобное можно наблюдать и по отношению к другим объектам ОКН Твери и их охранным зонам. Складывается ощущение, что никого из ответственных лиц пока не пугают ни расхождения в схемах, пояснительных записках и приложениях генплана, ни реальные противоречия главного градостроительного документа Твери с федеральными и региональными законами. Не хотелось бы, чтобы общественные слушания превращались в формальность, фарс и лоббирование чьих-либо незаконных интересов.
P.S. О подробностях нового генплана можно узнать на сайте городской администрации: tver.ru/townbuilding. Обсуждения поправок должны состояться в начале августа во всех районах Твери. Как полагают эксперты, генплан должен развиваться в первую очередь в интересах жителей Твери, а не в интересах застройщиков. Кроме того, неделя – слишком малый срок для принятия поправок в генплан, ведь этот документ определяющий судьбу города на десятилетия вперед. Жителям Твери необходимо быть готовыми к общественным слушаниям, чтобы не допустить ошибок. Следите за нашими публикациями, и вы будете в курсе.
Генплан Твери незаконен, он как самолет без крыльев»
Александра Смирнова, штатный заместитель председателя Совета в ТРО ВООПИиК:
– История генплана Твери говорит нам о том, как смутно мы представляем свое будущее.
Главный документ города незаконен, потому что не соответствует действующим охранным зонам, утвержденным еще в 1991 году. Современные застройщики, однако, называют их устаревшими, и понятно почему: тем, кто строит дома, охранные зоны невыгодны. Дело в том, что новые охранные зоны, за которые были заплачены большие деньги из бюджета Твери, пытались узаконить, но они не прошли поверку в Министерстве культуры РФ и, соответственно, не были приняты. Видимо, их сделали в угоду застройщикам, однако протащить их на федеральном уровне не получилось. Поэтому новый генплан должен соответствовать существующим охранным зонам.
В Градостроительном кодексе четко прописано, из чего должен состоять генплан города и охранные зоны. Думаю, что общественные слушания – это малоэффективная формальная процедура, аналогичная рассмотрению проекта современного самолета. Люди придут и увидят цветные картинки, схемы и мало что в них поймут. Ведь градостроительство – инженерия высшего уровня, но в нашем случае генплан Твери сделан, как самолет без крыльев.
Павел КИРИЛЛОВ