«Караван+Я» продолжает серию очерков о райцентрах Тверской области. На очереди Красный Холм – городок такой маленький, что многие по незнанию считают его поселком. Но нет – статус города Красному Холму в 1776 году присвоила еще Екатерина Вторая, и пока он его сохраняет, хотя и со скрипом. По легенде, название городу дала та же «шальная императрица»: якобы проезжая через эти места в карете, Екатерина воскликнула: «Какой красивый холм!»
Город действительно стоит на холме, поэтому у жителей в ходу выражения: «на горе», «с горы», что означает «в центре», «из центра». Холм – это и есть центр города.
На высшей его точке расположена главная достопримечательность: колокольня XIX века, единственное, что осталось от разобранного в 1930 году Троицкого собора. Это ее изображают на местных открытках и магнитах. Здесь же стоят торговые каменные ряды, которые сохранили свою функцию: там работает много маленьких магазинчиков и чуть ли не единственное в городе кафе «Алтын», где даже есть вай-фай. В окрестностях две школы, большой супермаркет (бывший советский универмаг), скверик с мемориалом павшим воинам – вот, в общем-то, и весь центр. Ходить по магазинам – любимое занятие жителей города. Других развлечений здесь практически нет.
Политика
Большая часть жителей города равнодушна к политике и вряд ли с первой попытки вспомнит фамилию главы района – седовласого холостяка Виктора Журавлева. Это неудивительно: почти все пассионарии давно разъехались из Красного Холма в Москву, Тверь или хотя бы в соседний Бежецк. Был один активный молодой политик, вступивший в клинч с официальной властью и писавший смелые посты в соцсетях – бизнесмен Андрей Николашкин. Но и тому не позволили вторично избраться в районный совет депутатов.
Между тем Виктор Журавлев в 2016-м занял свой пост уже в третий раз. Он всем удобен, особенно ничего не делает, да от него ничего и не ждут. По слухам, еще заходя на первый срок, глава обещал газифицировать район, но воз и ныне там. Теперь газ на северо-восток области обещает провести губернатор Игоря Руденя. Жители терпеливо ждут, а пока топят печи дровами и углем. Водопровод тоже есть далеко не везде, большинство носит воду ведрами. Так что в Красном Холме баба с пустыми ведрами – это не плохая примета, а часть пейзажа.
Между тем город постепенно хиреет и теряет свои функции. Военкомат, казначейство, налоговая служба и другие структуры давно переведены в Бежецк. Настойчиво ходят слухи о переименовании города в поселок, а то и вовсе о присоединении его к Бежецкому району.
Осенью 2016-го, после приезда в Красный Холм губернатора Игоря Рудени (точнее, после доставки его на вертолете), была ликвидирована двуглавая система управления городом. Губернатор посоветовался с жителями, и те ответили, мол, зачем нам лишние чиновники. Городскую администрацию сократили, но функции грамотно не перераспределили. Сейчас экс-муниципальные служащие стоят на бирже труда, а городским хозяйством заниматься, по сути, некому.
Экономика
Крупных предприятий в Красном Холме не осталось. Льнозавод, сельхозтехника – гиганты советских времен – давно почили в бозе. Маслосырзавод, где производили вкуснейшее натуральное масло и молоко, закрылся в прошлом году. Бизнесмен и депутат Сергей Индейкин, выкупивший завод, начал за здравие: занялся маркетингом, наладил сбыт, а кончил за упокой. В «молочку», стремясь к максимальной выгоде, стали вливать тонны пальмового масла, качество резко упало, продажи тоже. А у самого Индейкина, запутавшегося в долгах, говорят, приставы арестовали квартиру, машину и чуть ли не жену.
Около 10 лет флагманом местной экономики было предприятие под руководством Олега Рябинина, где производили ящики для оружия, сейфы и пластиковые окна. Все трудоспособные мужчины Красного Холма и соседних деревень стремились попасть туда на работу: труд тяжелый, зато зарплата по местным меркам очень высокая, могла достигать 25000, да и выдавали вовремя. Но кризис 2014 года закредитованное предприятие не выдержало, объемы выпускаемой продукции рухнули, зарплаты тоже, и народ разбежался.
Новой «работой мечты» стала фабрика по производству стульев и табуреток под руководством Александра Пономарева. Мебель, по отзывам клиентов, очень качественная, поставляется даже за границу. Условия труда тяжелые, мужики в клубах опилочной пыли вкалывают, как папа Карло, но платят им вовремя до 30000.
Кому не повезло устроиться «на табуретки», едут в Кесову Гору на дорожный комбинат. Работают вахтовым методом, в основном месяц через месяц.
Вся прочая экономика – это магазины. И что удивительно, во всех полно народу. Есть местный бренд – супермаркеты «Добрая ярмарка», пару лет назад в город вошел «Магнит», рядом с ним строится большой магазин автозапчастей. Частных лавочек тоже хватает. Если до середины 2000-х местные жители в основном закупались на бежецком рынке, то сейчас в городе продают почти все для шкафа и холодильника.
Образование
Помимо двух школ, в городе работает «Краснохолмский колледж» – бывшее ПУ-17, или, на местном жаргоне, «Путяга». Его возглавляет местный патриот, хороший парень Андрей Беляков. Учат в Путяге на трактористов, документоведов, поваров, приезжают туда в основном жители соседних деревень.
А вот краснохолмский сельхозтехникум, где готовили бухгалтеров и агрономов, закрылся пару лет назад. Сейчас четырехэтажное здание быстрыми темпами превращается в призрак.
Здравоохранение
Это больное место Красного Холма, как, впрочем, и большинства маленьких райцентров. В местную ЦРБ, где почти нет оборудования, специалистов, а из лекарств, считай, одна но-шпа, жители идут только от безысходности. Основная часть лечится в Бежецке. Роддом тоже перестал функционировать – роженицы (которых немного), едут в Бежецк или Тверь.
Развлечения
Их немного. Вышеупомянутое кафе «Алтын», детское кафе, бильярдная. Долгое время главным развлечением местной молодежи в поисках адреналина был трактир на краю города, обитель разврата. Но недавно его закрыли.
Гостиницы в Красном Холме нет – бывшее задние гостиницы «Колос» выкупили владельцы «Доброй ярмарки», и, несмотря на договоренности, так и не отремонтировали этаж для гостиницы.
Любимое развлечение детей – площадка в деревне Слобода, построенная из железа и старых шин местным умельцем Юрием Чистяковым. Всевозможные «крутилки» и качели настолько оригинальны, что видео с площадки запостил даже блогер Илья Варламов, оно собрало тысячи лайков.
Здесь же, в Слободе, расположена древнейшая краснохолмская достопримечательность – живописные развалины древнего Антониева монастыря 15 века. Разговоры о его восстановлении идут много лет. Недавно спасать монастырь приехал из Александро-Невской лавры иеромонах Силуан. Но пока результатов нет, зато рядом с краснохолмской колокольней строится новая церковь из красного кирпича. Местные общественники выступали против возведения нового объекта на фундаменте бывшего собора. Тем не менее работа кипит. По слухам, ее в добровольно-принудительном порядке спонсирует «табуреточник» Пономарев. Многие считают, что лучше бы на эти деньги сделали спортзал или кинотеатр, чтобы молодежи было чем заняться.
***
В целом Красный Холм следует тенденции малых городов Тверской области: развивается торговля, строятся новые храмы взамен восстановления старых, разваливаются уникальные предприятия. Здесь хороший воздух, много зелени – иногда, правда, с избытком: борщевик в некоторых местах лезет уже на дорогу. На заметку губернатору Игоре Рудене и министру туризма Ивану Егорову: Красный Холм остается транзитным городом между Весьегонском и Бежецком и вполне мог бы быть привлекателен для проезжающих. Пока же он малоинтересен не только для гостей, но и для самих жителей, наиболее активные из которых уже разъехались.
Екатерина СМИРНОВА