«Тверь – это душа, Москва – это кошелек». Два пути русской истории

01.08.2017, 15:03

Многие считают его русским мессией, которого не узнали его современники. Святой благоверный князь Михаил Тверской первым начал борьбу за освобождение Руси от ордынского ига. Михаил Тверской одержал первую победу над Ордой после почти ста лет поражений и унижений русского оружия. А потом, чтобы спасти свой народ, он вместе с сыном добровольно отправился на казнь, повторив подвиг Иисуса.

В этом году исполняется 700 лет со дня первой победы русского оружия над Ордой, а в следующем году – 700 лет мученического подвига князя Михаила Тверского. Важные юбилейные даты оказались забыты потомками. Об этих датах мы решили поговорить с Геннадием Климовым, знатоком древней истории.

Пропавшие покровители Тверской земли

– Геннадий Андреевич, существует легенды, что Михаил Тверской был убит в предгорьях Кавказа по наущению московского князя Юрия и хана Кавгадыя. Христиане забрали тело и повезли в Москву, куда он уже прибыл народным святым. Откуда такая любовь к тверскому князю у народов, не принадлежащих к тверскому княжеству?

– Уже по дороге от мощей Михаила Тверского начали происходить многочисленные исцеления. Московский князь Юрий долго не хотел отдавать его тело, и только в 1320 году супруга святого Анна Кашинская хоронит его в тверском кремле в Спасо-Преображенском соборе. Все события, связанные с именем святого князя Михаила из Твери, в культурологическом смысле есть инкарнация библейского сюжета борьбы Христа в иерусалимском храме с торговцами и фарисеями. Совершенно неслучайно многие обстоятельства жизни Михаила Тверского напоминают сюжеты из жизни Иисуса. Борьба Твери и Москвы имеет куда большее значение в мировой истории, чем борьба двух средневековых городов. Это была борьба духовной ипостаси и ростовщичества. Житие Михаила Тверского не укладывалось в официальную историю Московского царства, поэтому его постарались забыть.

Память о Михаиле Тверском после забвения впервые начал возвращать писатель Дмитрий Балашов, написавший цикл исторических романов «Государи Московские». Большую работу проделало созданное в Твери общество «Святого благоверного князя Михаила Тверского» во главе с актером, заслуженным артистом России Георгием Пономаревым.

В 1935 году советская власть постановила взорвать Спасо-Преображенский собор. Тогда исчезли и мощи святого князя Михаила. Попытку найти их предпринял в 2010 году тверской историк Георгий Харитонов. Он организовал запрос от депутатов Государственной думы Владимира Васильева и Александра Тягунова в адрес Государственного музея истории религии в Санкт-Петербурге, куда, предположительно, попали мощи тверских святых после того, как были уничтожены храмы, где они покоились. Есть подозрение, что и мощи Михаила Тверского, и мощи Ефрема Новоторжского, и мощи Арсения Тверского находились в фондах этого музея, в советское время занимавшего здание Казанского собора на Невском проспекте. Музейные работники ответили формальной отпиской.

Сегодня во главе Тверской области стоит губернатор Игорь Руденя, который всячески демонстрирует совою приверженность православию. Может быть, он сможет вернуть на предназначенное самой историей место мощи великих тверских святых? Кроме мощей Михаила Тверского, надо найти мощи великих святых Ефрема и Аркадия Новоторжских, сыгравших ключевую роль в христианской истории Европы. Они тоже ждут. Может, когда они вернутся, все начнет меняться в России к лучшему?

– Расскажите, кстати, о Ефреме и Аркадии Новоторжских. Если наши земляки еще что-то слышали о Михаиле Тверском, то об этих святых практически ничего не знают.

– История Твери состоит из нескольких этапов. Впервые люди у впадения реки Тверцы в Волгу поселились около 10 тысяч лет назад, сразу после того как эта земля освободилась от ледника. По мере того как Валдайский ледник из-за потепления климата уходил на север и запад, за ним двигались и люди. Здесь сменилось много культур, например фатьяновская (III – II тысячелетия до н. э.), более поздняя дьяковская. Тверская земля как бы разделена меду двумя древними народами: кривичами и вепсами. Кривичи – это балтийские славяне, вепсы – финно-угры. Днем рождения Твери следует считать 1015 год, когда прибыли христианские пилигримы. Это было начало новой волны славянской колонизации земель финно-угорских язычников.

Вещий Олег в 882 году утверждает в Киеве власть рода Рюрика, одного из викингов. Эти события совпали с началом принятия королями викингов христианства. В 1015 году в Киеве умер Великий князь Владимир Креститель Руси, правнук Рюрика. В это же время на Валдайской возвышенности таинственно гибнут его сыновья Борис и Глеб, первые христианские святые. В результате этих событий и возникают города Торжок и Тверь.

Тогдашний христианский мир находится под угрозой ужасного нашествия мусульман, которые захватили весь север Африки и властвовали уже много лет даже на Пиренейском полуострове. Реконкиста, выдавливание из Европы исламистов, шла очень медленно и с переменным успехом.

В 1015 году в Торжке на границе новгородских земель появляется Ефрем Новоторжский, который по легенде был правой рукой христианского князя Бориса, и с ним – неизвестный отрок Аркадий Новоторжский. В Великом Новгороде в это время княжил Ярослав Мудрый из рода Рюриковичей. У меня создается впечатление, что именно он в этот момент средневековой истории являлся главным демиургом европейской политики.

Торжок был одним из небольших укреплений на востоке Новгородской республики. Здесь Ефрем и Аркадий начинают создавать странноприимный дом для лечения христианских пилигримов. Впоследствии на базе этого госпиталя возникнет первый на Руси православный Борисоглебский монастырь на реке Тверца. Для защиты устья Тверцы отроки, дети первых русских князей, строят детинец. Вокруг этого детинца и возникает Тверь. Именно Ефрем и Аркадий могут считаться родоначальниками Торжка и Твери.

Хотя есть некая тайна в летописях. В них много намеков, из которых можно сделать вывод, что Аркадий и Ефрем – не те, за кого себя выдавали. Мне сдается, что они и есть сыновья князя Владимира от византийской царевны, христианки Анны – Борис и Глеб. Но это уже не так важно. Думаю, что этот «исторический детектив» организовал Ярослав Мудрый. Напомню, что его дочь тоже Анна стала королевой Франции, а ее сын (внук Ярослава Мудрого) стал организатором крестовых походов и рыцарского ордена госпитальеров. Деятельность рыцарских ордеров спасла Европу от разгрома со стороны исламских армий, которые двигались с востока. И огромная роль в этом была на первом этапе у русских князей.

 

Спор о первородстве

– А кто старше, Тверь или Москва?

– «Первая» Тверь, на левом берегу реки Волга в устье реки Тверца, вокруг «детинца отроков», возникла в 1015 году, а первое письменное упоминание о Москве относится к 1147 году. То есть Тверь более чем на 130 лет старше. В 1238 году заволжская Тверь была уничтожена в результате нашествия хана Батыя. Уничтожен тогда был и Торжок. После монгольского нашествия Тверь некоторое время находилась в запустении: детинец разрушен, город опустошен, на месте Отроч монастыря рос лес.

Тверь на новом месте вновь стал отстраивать отец Михаила Тверского – князь Ярослав Ярославович. Это было в 1252 году. Новая крепость была теперь заложена на правом берегу Волги, у устья Тьмаки в соответствии с изменившимися геополитическими реалиями. Русь теперь частично управлялась с востока, была частью империи Чингизидов. А Тверь оказалась пограничьем с Новгородской республикой, которая оставалась частью христианской Европы.

Заветы Чингисхана о равенстве всех религий его потомки забыли и влияние ислама на востоке нарастало. Сын Ярослава Ярославича, великий князь Михаил Тверской встал на последнем рубеже христианского мира.

Православие – это христианство. Религия любви к человеку, самопожертвования ради людей… «Нет блаженнее, чем если кто положит жизнь свою за други свои», – так сказал Сам Христос, а Михаил Тверской осуществил этот завет. Сегодняшнее православие в московском изводе – это поклонение не Духу, не Христу, а выстроенной людьми властной системе. Так что Михаил Тверской – это олицетворение и другого пути развития православия, идя по которому Россия могла бы избежать многих драматических моментов, таких как Великий раскол XVII века или Октябрьская революция 1917 года

 

Александр Невский: Русь победила тевтонцев, но попала под иго монголов

– Какова роль в истории Александра Невского? Сейчас много противоречивых оценок…

– Русь развивалась как часть христианской Европы, которая осуществила относительно мирную экспансию на восток, куда переселялись славяне. Однако в 1221 году впервые Чингисханом была поставлена задача дойти до города Киева. Объединенное русско-половецкое войско потерпело сокрушительное поражение от монголов в битве на реке Калке 31 мая 1223 года. Правда, возвращающиеся с победой монголы были разгромлены татарами (волжскими булгарами). После этого Чингисхан передал в управление своему сыну Джучи «страну кипчаков» (половцев) и поручил ему расширение владений, в т.ч. за счет русских земель. После смерти Джучи в 1227 году земли его улуса переходят к его сыну – Батыю.

На курултае в Монголии в 1229 года решено было послать 30-тысячную армию для завоевания стран к северу от Каспийского и Черного морей. Летописец сообщает под 1230 годом: «Того же года Болгаре поклонишася великому князю Юрью, прося мира на шесть лет, и сътвори с ними мир». Поволжские татары сопротивлялись монголам отчаянно, но Русь им не пришла на помощь. В результате войны с 1229 по 1239 год территории Волжской Булгарии вошли в состав Монгольской империи. Под 1236 годом летописец пишет: «Приидоша Татарове на Болгарскую землю и взяша славный Великий град Болгарский, избиша всех от стара и до юна и до сущаго младенца и град их сожгоша и землю всю их поплениша».

Русские князья близоруко не видели опасности с востока. На Руси в период 1235–1237 годов политическая ситуация определялась победами над христианскими рыцарскими орденами: Меченосцев – в 1234 году и Тевтонским – в 1237 году. Русская Литва также действовала против Ордена меченосцев (битва при Сауле в 1236 году). Таким образом, Русь воевала против христианской Европы, оголяя тылы для монгольской Орды, в которой уже зарождался агрессивный ортодоксальный ислам. Поэтому вторжение монголов на Русь в конце 1237 года не стало неожиданным для всех, кроме русских князей.

Монголы вторглись во Владимиро-Суздальское княжество. Рязань пала после 6-дневной осады 21 декабря 1937 года. Московский князь Юрий Всеволодович отошел на север, бросив горожан и семью. Монголов сдерживал только вернувшийся из Чернигова «в малой дружине» рязанский боярин Евпатий Коловрат вместе с остатками рязанских войск. 20 января пала Москва, которую защищали младший сын Юрия Владимир и воевода Филипп. Пал Владимир – после пяти дней осады. В феврале 1238 года были сожжены Суздаль, Юрьев-Польский, Стародуб-на-Клязьме, Городец, Кострома, Галич-Мерьский, Вологда, Ростов, Ярославль, Углич, Кашин, Кснятин, Дмитров и Волок Ламский, Тверь и Торжок. После взятия Торжка монголы двинулись на вершину Валдая. Постояв там недалеко от города Демон (нынешний Демянск), и не дойдя 100 верст до Новгорода, ордынцы повернули назад в степи.

В конце 1238 – начале 1239 года монголы, подавив восстание в Волжской Булгарии и Мордовской земле, снова вторглись на Русь, разорили окрестности Нижнего Новгорода, Гороховец, Городец, Муром, вторично – Рязань.

Летом 1240 года шведские феодалы вместе с тевтонскими рыцарями, осознавая опасность с востока, двинулись в Новгородскую землю. В битве на реке Неве сын Ярослава Александр останавливает шведов силами своей дружины. За это он у летописцев получил титул Александр Невский. В 1242 году Александр Невский на льду Чудского озера побеждает рыцарей христианского Ливонского ордена и тем самым  окончательно отдает Русь монголам. Возможно, потому, что в этот момент наследники Чингисхана еще не отдавали предпочтение ни одной религии, Александр Невский стал побратимом ханского сына царевича Сартака. По сути, приемным сыном хана Батыя.

5 сентября 1240 года монгольское войско во главе с Батыем и другими чингизидами осадило Киев и взяло его. Монголы вторглись в Польшу и Венгрию. Но по мере продвижения на запад силы монголов иссякли.

В результате нашествия погибло около половины населения Руси. Городская культура Древней Руси была уничтожена. На несколько десятков лет в русских городах практически прекращается каменное строительство. Исчезли сложные ремесла, такие как производство стеклянных украшений, эмали, поливной керамики. «Русь была отброшена назад на несколько столетий, и в те века, когда цеховая промышленность Запада переходила к эпохе первоначального накопления, русская ремесленная промышленность должна была вторично проходить часть того исторического пути, который был проделан до Батыя» (Рыбаков Б. А., «Ремесло Древней Руси, 1948, с.525-533,780-781»).

Проведенная в 1257–1259 годах монголами при поддержке князя Александра Невского перепись населения исконных русских земель завершила процесс становления ига. Можете сами судить о роли в истории Александра Невского. Ответ на этот вопрос зависит от угла зрения каждого.

 

Освобождение пришло из Твери

– Через 12 лет после начала ига родился Михаил Тверской. Это произошло в 1271 году. После 1304 года, смерти великого князя Андрея Александровича, среди Рюриковичей по лествичному праву претендентом на престол стал Михаил Тверской. Лествичное право (сеньорат) – древний обычай княжеского престолонаследия на Руси. Все князья Рюриковичи считались братьями (родичами) и совладельцами всего русского мира. Поэтому старший в роду сидел в Киеве, следующие по значению в менее крупных городах. Княжили в таком порядке: старший брат – младшие братья по порядку – сыновья старшего брата (по старшинству) – сыновья следующих братьев (по старшинству) и т.д… По мере смены главного князя все прочие переезжали по старшинству из города в город. Порядок этот помогал сохранять единство страны.

Те из потомков, чьи отцы не успели побывать на великом княжении, лишались права на очередь (были изгоями). Многие из них становились монахами или странствующими христианскими рыцарями. Мы в начале говорили о Борисе и Глебе, сыновьях от последней христианской жены князя Владимира. Они по факту не могли претендовать на престол. Поэтому они, судя по всему, и сменили имена и стали пилигримами.

Михаил Тверской после 1304 года был среди рода Рюрика единственный законный великий князь Всея Руси. Но его права стал оспаривать внучатый племянник, Георгий Данилович (Юрий Московский). Русь была зависимая и престолонаследники были вынуждены получать ярлык на княжение в Орде, где ханы не очень хотели разбираться в юридических тонкостях престолонаследия. Это давало шанс самозванцам.

Тем не менее в 1305 году Михаил вернулся из Орды с ярлыком на правление и занял престол великого князя Всея Руси. Но противостояние с Юрием Московским продолжалось.

В начале 1313 года власть в Орде поменялась, и ханом стал молодой монгол по имени Узбек. По своим религиозным убеждениям Узбек был мусульманином и активно насаждал новую веру на русских землях. Постоянно находясь возле молодого хана, Юрий Московский добился полного его доверия и даже взял в жены сестру хана Кончаку, которой после крещения было дано имя Агафья. Породнившись с Узбеком, московский князь в нарушение древнего завета Рюриковичей получил от хана великокняжеский ярлык. Так обрушилось древнее русское право, и русская история стала на путь фальши и симуляции.

Началось новое вторжение монголо-татарского войска. Вместе с Юрием Московским идти на Русь должны были послы хана во главе с Кавгадыем, который входил в круг самых доверенных лиц повелителя Орды. Узнав про это, Михаил Тверской с кротостью отказался от великого княжения и вернулся в родное Тверское княжество. Однако Юрий Московский не успокоился. Собрав большое войско, он вместе с монголами двинулся на Тверь. На своем пути он испепелял города и села, убивал и порабощал мужчин, а женщин и девушек отдавал на поругание. Опустошив тверские земли по правую сторону Волги, он планировал вторжение на заволжскую территорию. Масштабы бедствия были огромными. В Твери зазвонил вечевой колокол. Михаил Тверской собрал бояр и епископа на вече. Вече объявило войну.

Битва произошла в декабре 1317 года у села Бортенево. Ордынские тумены и армия «самозванца» Юрия Московского претерпели поражение и обратились в бегство. Юрий Московский отступил сначала в Торжок, а оттуда бежал в Великий Новгород. Его жена Агафья-Кончака, его брат Борис и множество других москвичей были взяты в плен. Однако Агафья, которая была на положении знатной пленницы, в Твери неожиданно скончалась. Поползли слухи о том, что ее отравили. Юрий Московский поскакал в Орду и ему удалось убедить хана в насильственной смерти его сестры. В качестве гаранта своей невиновности в смерти Агафьи тверской князь Михаил отдал в заложники своего сына Константина, но это не помогло. Узбек был в ярости. Тогда Михаил Тверской сам отправился к хану Узбеку. 22 ноября 1318 года, после неправедного суда, Михаил Тверской был убит. Собственно, вот и все события, которые повернули весь ход русской истории.

Через год тверской князь Дмитрий Грозные Очи, сын Михаила Тверского, прямо в Орде убивает Юрия Московского, за что его казнили. Московский престол занял Иван Калита. Ордынцы присылают в Тверь свой карательный отряд и начинают сами собирать с тверитян дань (в других княжествах это делали собственные русские князья).

15 августа 1327 года звон Вечевого колокола вновь возвестил жителям Твери о восстании против завоевателей. Восставшие уничтожили ордынский отряд во главе с баскаком Чолханом (Щелканом). Однако карательная экспедиция москвичей и ордынцев жестоко подавила восстание, вновь разорила Тверское княжество. В 1339 году Московский князь Иван Калита приказал снять вечевой колокол с тверского собора святого Спаса и отправить его в Москву. Уже в наше время первый мэр Москвы Гавриил Попов обещал вернуть колокол, но пока этого не случилось.

 

Месть за то, что Тверь была лучше

– Кажется, Москва еще разоряла Тверь?

– Во время становления Московского царства, переродившегося позже в Российскую империю, Тверь разорял и Иван III, и Иван IV (Грозный). Опричники царя-изверга убили митрополита Филиппа именно в Отроч монастыре в Твери. Он отказался благословить поход царя на русские города Новгород и Псков. Тверь в Средневековье – это восточная цитадель русской демократии. Москва всегда ревновала Тверь, где был центр северной христианской духовности, «Русская Фиваида». Множество отшельников всегда селились в окрестностях Твери и Торжка вдоль рек Тьмы и Тверцы. После крушения Византии сюда пришли исихасты, которые создали религиозную «республику» заволжских старцев-нестяжателей. Они много десятилетий были совестью русской нации, которые не боялись говорить правду даже царям. А Москва строилась на деньгах.

Прибыль от торговли на «Великом Шелковом Пути», который прилегал через контролируемые монголами земли, лежала в основе процветания Венеции и Генуи. Была она причиной и возвышения Москвы. С 1307 года по 1340 год Москва неожиданно из захудалого удела превращается в великое княжество.

Немалую долю от мировой торговли имели члены рыцарского ордена тамплиеров. У истоков орденов, напомню, стояли потомки русского князя Ярослава Мудрого, который вырос в среде новгородских торговцев. Банкиры славянских городов Венеция и Генуя тогда создали первые депозитные фонды. При резиденции Папы Римского Климента V открылись отделения сиенского банка Большого стола и флорентийских торгово-промышленных компаний. Началась эра капитализма. Средневековые города начали учреждать общественные банки – «montes», которые стали принимать вклады населения. Деньги стали выдаваться под процент. Под давлением французского короля Папа Климент V фактически отменил буллу Бонифация VIII «Unam Sanctam», утверждавшую папский примат над светскими правителями. Тамплиеры резко противятся этой тенденции, устраивают беспорядки в Париже, чтобы напугать короля.

Папа Римский под давлением короля Франции издал буллу «Pastoralis praeeminentiae», в которой приказывал христианским королям произвести аресты тамплиеров и конфискацию их земель и имущества. В пятницу 13 октября 1307 года сотни рыцарей-тамплиеров были арестованы. 23-й и последний Магистр ордена Тамплиеров Жак де Моле был живым сожжен на костре 18 марта 1314 года в Париже.

Многие из рыцарей-тамплиеров, как сейчас становится понятным, бежали на Русь на край Европы, и штаб-квартирой выбрали Москву – город на семи холмах. Здесь они, судя по всему, решили воссоздать новый Иерусалим. Город Богоматери всегда должен быть на семи холмах, как Иерусалим, Рим. А с 1325 года Москва становится местом постоянного пребывания православного митрополита Всея Руси. Архитекторами «московского чуда» были два человека: митрополит Всея Руси Петр и князь Иоанн Данилович Калита.

Тверь – это душа, Москва – это кошелек. Тверь с ее аурой благородных родов и христиан-нестяжателей не вписывалась в эту новую капиталистическую жизнь. Всему свое время, и время Твери обязательно придет.

– Спасибо. Будем надеяться на это.

Беседовала Ирина СМИРНОВА

194 0
Лента новостей
Прокрутить вверх