На прошлой неделе президент России Владимир Путин на заседании Совета по развитию местного самоуправления резко раскритиковал те местные власти, которые не учитывают мнение граждан при благоустройстве городов. (Про то, как власти имитируют диалог с обществом, мы подробно пишем в этом номере в статье об общественных слушаниях по поводу изменений в генплан Твери – Прим. ред.).
– Кто-то решил, что можно отделаться имитацией учета мнения жителей, таким образом проявив явное неуважение к гражданам, даже пренебрежение, – так передает слова Путина ТАСС. Президент напомнил, что власти приступили к федеральному проекту по созданию комфортной городской среды. На это из российского бюджета выделено 25 млрд рублей.
Как Кабул после бомбежки
Вопросы комфортности жизни в российских городах впервые вошли в политическую повестку после московских интеллигентских митингов 2011–2012 годов. Столичный образованный класс, побывавший в европейских странах, удивлялся, почему мы, богатая сырьевая держава, содержим свои города в состоянии какого-то Кабула после бомбежки? Это отсутствие уважения к гражданам на бытовом уровне раздражало широкие интеллигентные народные массы, пожалуй, даже больше, чем фальсификация выборов и другие политические материи.
Московские власти, как известно, с тех самых пор пытаются обеспечить городу европейский лоск. Москвичи, особенно живущие в центре, стонут от пятикратного перекладывания плитки каждый год, от платных парковок и перспектив сноса хрущевок. А нам, провинциалам, там нравится – мы гуляем по пешеходным улицам, фотографируемся и чувствуем себя, как в красивой загранице. Нет, конечно, обидно, что проект подсветки каких-нибудь деревьев на московских бульварах стоит дороже, чем весь бюджет Твери. Но Твери-то эти деньги в любом случае никто не даст…
У Твери – свои проблемы. У нас этот самый «Кабул после бомбежки» начинается, чуть только отойдешь от центра. Прежний глава администрации города Тимофеев сделал несколько шагов, чтобы поправить положение – оштукатурил кошмарную до того площадь Терешковой, двенадцатиэтажки на площади Капошвара покрасил. Но сложно переломить ситуацию в городе, выстроенном из недолговечных железобетонных конструкций в 1970–80-х. Все чернеет, рассыхается и, «украшенное» аляповатыми вывесками (сто штук кричащих расцветок на одном доме), приобретает вид самой затрапезной страны «третьего мира», какого-то гетто.
Наслоение градостроительных ошибок
Когда-то (это время моего раннего детства) Тверь преимущественно состояла из небольших старинных особнячков. Как раз к 80-м годам ХХ века эти дома, до революции обихаживаемые своими хозяевами, окончательно обветшали – за 60–70 лет советской власти и функционирования в качестве коммуналок. Ремонтировать их было слишком накладно, и партия и правительство начали по всей стране масштабную «реновацию». Узкие улицы и старинные дома, которые так нам нравятся в заграничных странах, где не разрушался институт частной собственности, были заменены на широкие проспекты и многоэтажные людские муравейники – без архитектурных излишеств, индустриального производства. Это позволило решить временную проблему обеспечения народа отдельными квартирками, пусть плохонькими, но с удобствами (ведь еще лет 30 назад в том же центре Твери в порядке вещей были туалеты во дворах). Но такой шаг плюс последующая приватизация жилья заложили в городское развитие мину замедленного действия – теперь эти дома никак не перестроить. Нужны либо огромные деньги, как в Москве, либо… хорошая бомбардировка.
Наши города – вообще наложение одного непродуманного градостроительного решения на другое. Сейчас вот Тверь начала расползаться вширь, на окраинах строятся потенциальные трущобы – многоэтажные скопища квартирок-студий. Никто не оценивает перспективы роста населения города. Вот, в мое Затверечье по генплану собираются заселить 40 тыс. человек. Извините за бестолковость: откуда они возьмутся-то?
Трамвай на Советской: прощание
Еще одна новость недели из серии «отстаем на 50 лет». Из центральной тверской улицы Советской выковыривают трамвайные пути. Как старожил местной прессы, хочу напомнить их историю. Когда-то, году в 1998-м, при мэре Александре Белоусове была проведена масштабная реконструкция улицы Советской. С археологическими раскопками и всеми делами. Тогда же трамвайные пути обложили хорошей брусчаткой. И как только это сделали, с подачи очень влиятельных тогда краеведов и Комитета по охране памятников гордума приняла решение, что трамваи по Советской ходить не должны, потому что вибрация от них разрушает исторические здания. Ну не убирать же только что положенную брусчатку?! И трамвайные рельсы на Советской остались как память об Александре Петровиче Белоусове. Приезжих удивляло, что они прерываются, достигнув, например, Тверского проспекта. А нас – нет.
«Не нами положено – не нам и убирать», – так думали последующие градоначальники. Тем более что краеведы, постепенно утрачивающие свое влияние, все равно последовательно поднимали шум, когда кто-нибудь высказывал идею убрать трамвайные пути с Советской (с остальных городских магистралей они все равно постепенно исчезали).
А новый губернатор Тверской области Игорь Руденя, человек эмоциональный и как-то уже утомившийся от наших «глуповских штучек» (напомним, за право быть воспетым Салтыковым-Щедриным городом Глуповым спорят Тверь и Пенза – города, где писатель служил вице-губернатором, но у нас преимущество – он еще и родился неподалеку), по слухам, директивно приказал: «Чтобы завтра этих рельсов тут не было!» И его указание под телекамеры и вспышки фотоаппаратов официальной прессы тут же побежали исполнять.
Между тем тверской трамвай – особая и нужная городу история. Года три назад в Тверь по приглашению местных активистов приезжал классик теории общественного транспорта в городах, светило мирового масштаба Вукан Вучек. На встречу с пожилым мэтром, сформировавшим подходы к развитию транспортных систем во всем современном мире, пришла только прогрессивная молодежь. Тогдашняя городская и областная власть не сочла нужным хотя бы послушать, как правильно должен развиваться городской транспорт.
Так вот, Вучек очень высоко оценил тверскую трамвайную сеть. При небольшой корректировке вроде обособления выделенной линии для трамвая, придании ему преимущества перед другими видами транспорта, тверской трамвай способен решить проблему пробок в городе. Конечно, для этого нужен другой подвижной состав и другие рельсы. (Именно в тот момент на Тверском проспекте трамвайные пути «ремонтировались» при помощи старых рельсов, вынутых из отрезка Силикатный завод – Константиновка, и Вучек был этим шокирован).
Сейчас Тверской вагонзавод пытается закрепиться на рынке трамваев. Как он будет их выпускать без соответствующих городских испытаний? Раньше новые трамваи испытывали годами, если помните.
Понятно, что наши начальники, пересевшие в личные и служебные автомобили буквально лет 15 назад, еще не осознали, что трамвай на самом деле является самым прогрессивным видом транспорта. И получается, что на той же улице Советской вечером после работы 40 человек, которые могли бы ехать в одном вагоне, стоят в пробке – каждый в своем индивидуальном автомобиле.
Судьба Вышнего Волочка: бесплатно – через город
И в заключение – немного конспирологии. В прошлом номере мы писали о том, что в Тверь приходит московское ГБУ «Автомобильные дороги», чтобы массированно заасфальтировать нас «по самое не могу». Один наш читатель увязал приход московских дорожников в Тверь с тем, что происходит сейчас на окружной дороге вокруг нашего областного центра.
На окружной идут интенсивные дорожные работы и городят циклопические развязки. Буквально недавно такие были только на МКАДе в Химках, а теперь – хоть в Никулино, хоть в Никольское – такие эстакады пустили. И в связи с тем, что давно ничего не слышно о том, как пойдет вокруг Твери платная трасса М-11, наш читатель предположил, что нынешняя окружная дорога станет ее частью. Ранее предполагался обход города через Каблуково, Сахарово, Черногубово – для которого планировалось строительство нового моста через Волгу и моста через Тверцу. А тут новый мост через Волгу не нужен, Мигаловский недавно был реконструирован.
Возможно, Тверь ждет судьба Вышнего Волочка. Окружная – платная, а хочешь ехать из Москвы в Питер бесплатно – езжай через город. Фурам через центр проезд запрещен, значит, будут искать, как проехать незамеченными. То есть московские дорожники заасфальтируют Тверь перед тем, как ее дороги разобьет транзитный транспорт.
Все это надо обсуждать с народом, как правильно сказал президент Путин. Ну и народ не должен отмалчиваться: мол, моя хата с краю. Надо активнее участвовать в общественных слушаниях, в выборах в городскую думу, в создании территориального самоуправления. Иначе мы рискуем получить вместо своих городов нечто совсем непригодное для жизни.
Мария ОРЛОВА