С 1 по 11 августа в Твери должны были проводиться публичные слушания по внесению изменений в генплан Твери. По итогам первой недели значительный перевес голосов был против проекта. Это так обескуражило администрацию города Твери, что она решила отменить вторую неделю слушаний и перенести их на 18–22 сентября, аккурат после выборов в Тверскую городскую думу.
Сюрприз от администрации Твери был случайно обнаружен корреспондентами «Караван+Я» 7 августа, в тайниках сайта администрации города Твери. Там появилось постановление главы города Александра Корзина о переносе общественных слушаний по генплану Твери на вторую половину сентября 2017 года «с учетом многочисленных предложений и замечаний».
Мотивировка чиновников – это верх лицемерия. Документ был утвержден главой города 4 августа, однако на слушаниях 4 августа, которые начались вечером, в 18:00, людям об этом объявлено не было. Получается, тверские чиновники в своих лучших традициях снова прячут голову в песок. Предлагаем нашим читателям хроники незавершенных слушаний.
«Доклад на уровне 9-го класса»
В первый же день против проголосовали 49 человек, за – 14.
Проект презентовала Ольга Савельева, начальник отдела территориального планирования ООО «Национальный земельный фонд» – компании из Омска, выигравшей конкурс муниципального заказа на внесение изменений в генплан Твери. Единственная конкретная деталь, прозвучавшая в докладе, касалась Бобачевской рощи: рекреационная зона по ошибке была отнесена к зоне жилой застройки, но сейчас эта «техническая ошибка» исправлена.
«Сколько таких «технических ошибок» еще таится в поправках к генплану?» – этот вопрос волновал присутствующих. Состоялся такой забавный диалог:
– Покажите нам, как изменились функциональные зоны в Московском районе.
– А что вас не устраивает? Вы можете делать свои предложения.
– Вы сначала представьте, что изменилось, и потом мы скажем свое мнение.
– Нет, давайте вы лучше сразу предлагайте!
Организаторы оказались и технически не готовы к публичным слушаниям – можно было бы вывести на экран изображение генплана в хорошем качестве и по требованию граждан увеличивать тот или иной фрагмент. Вместо этого чертеж поставили на пол, и он был виден только первым рядам.
Многие выходили к генплану и высказывали критические замечания:
– Соминка находится в зоне особого использования из-за скотомогильника. В результате невозможно получить разрешение на постройку жилых домов. При этом в 300 метрах от скотомогильника работает школа N№34. Эта санитарная зона в генплане будет сокращена?
– Администрация города еще ведет работу в этом направлении.
– То есть в генплане сокращения этой зоны еще нет и не будет, а школа уже работает? – возмутился горожанин.
Депутат Тверской городской думы Сергей Шишков спросил, использовалась ли при подготовке поправок к генплану «Программа социально-экономического развития Твери», принятая в начале июля 2017 года. Докладчик Ольга Савельева, похоже, в первый раз услышала о программе:
– Речь идет о десятках социальных объектов: школах, детсадах, больницах… – сказал Сергей Шишков. – Вижу, что это не учтено. Как тогда голосовать за такой генплан? Поверить вам на слово, что вы примете программу во внимание?
В итоге большинство проголосовало против поправок в генплан – в зале был лес рук.
– Доклад очень сырой, на уровне 9-го класса, – объяснил свою позицию участник слушаний Никита Королев, сам инженер-проектировщик. – На вопросы внятного ответа мы не получили, докладчик старался опустить всю конкретику.
«Наш голос может быть использован против нас»
Многие жители Твери высказывали свои предложения, однако гарантии, что эти замечания будут внесены в последнюю редакцию после рассмотрения в комиссии, никто не давал. В этой ситуации участники общественных слушаний не понимали, за что они голосуют.
– Я голосовал против, как и большинство, – сказал Николай Пашуев, председатель Совета предпринимателей при администрации Твери. – Абсурдна сама логика процедуры общественных слушаний: мы вносим предложения, и непонятно, будут ли они приняты или нет. Не хотелось бы повторять ошибок – мы и так уже натерпелись со старым гепланом, нужно его делать заново, а не натягивать кожу на плохой скелет.
«Город не снесут, и то хорошо»
На второй день слушаний организаторы не учли своих ошибок: тяжелый канцелярский язык, специфичные термины, минимум конкретики, никакой визуализации. Не удивительно, что за проголосовали 39 человек, против – 50.
Главный архитектор города Кристина Никитина призналась, что количество особо охраняемых природных территорий не выросло, на что люди справедливо возмутились: город задыхается, нужны парки. К слову, многие парки нашего города и зеленые клочки окрасились на генплане из зеленого цвета в фиолетовый и стали «общественными центрами». Что такое общественные центры, организаторы слушаний так и не сказали. По итогам основной части слушаний кто-то вздохнул: ну, хоть город сносить не будут, и то ладно.
Житель Твери Николай Николаевич, едва не переходя на русский матерный, рассуждал о детских площадках, школах, детских садах:
– Не хочу, чтобы моя внучка училась во вторую смену, многоэтажки только растут, а где школы, детские сады, детские площадки?
– Проект генерального плана закладывает ту перспективу, без которой мы не сможем существовать. Детские площадки – вопросы дальнейшего проектирования, а мы говорим сейчас о стратегии, – парировала Кристина Никитина.
Поговорили и о дорогах. Одна пожилая женщина с улицы Орджоникидзе возмущалась тяжелыми условиями проживания:
– Выхлопные газы чувствуются на пятом этаже. Когда будет построен дублер Орджоникидзе? Улица запущена и загажена. Почему вы тянете до 2037 года?
– Положение генплана рассчитано на 25 лет. Строительство новых дорог, в частности продолжение улицы Коминтерна и проспекта Победы до Московского шоссе, будет зависеть от инвестиционных программ, но сначала надо утвердить генплан, – отвечали чиновники.
«Обещания на генплан не намажешь»
На третий и четвертый день организаторы подготовились лучше и отвечали на вопросы конкретнее. Жители Твери заметили, что охранная зона рядом с Желтиковым монастырем отмечена на генплане как зона многоэтажной застройки. Представители администрации обещали, что монастырь трогать никто не собирается. Им мало кто поверил. Да и автодорогу неподалеку от памятника исторического наследия обязательно построят.
Вообще, многие памятники культуры занесены в схему охраны культурного наследия, но на основном чертеже представлены как «общественные центры» наряду с такими заведениями, как ТРЦ «РИО» и ТРЦ «Глобус». Парк «Воксал» (территория бывшей горбольницы N№2) обещали пощадить, но опять же только на словах.
Поговорили о дорогах и мостах. Замглавы администрации Твери Владимир Прокудин уверял, что реконструкция, то есть расширение Южного моста и Крупского моста – дело ближайшего будущего. А Западный мост через Волгу чиновники собираются возвести за 10 млрд рублей. Кто-то из зала тут же среагировал:
– Он что, будет деревянным? Мосты стоят гораздо дороже.
Ясно одно: инфраструктура не поспевает за застройкой. Если микрорайон Южный будет застроен до окружной, всех, кто ездит в центр через Южный мост и Крупский мост, ждут непролазные пробки. И сколько бы администрация ни кормила обещаниями по поводу расширения и реконструкции мостов, это произойдет гораздо позже, чем окончание строительства высоток в Южном. Потому что строить дома станут инвесторы, а реконструировать дорожную сеть должен город с его нищим бюджетом.
Нет выборов – оторвемся на генплане?
На результатах голосования, очевидно, сказалось всеобщее недоверие к власти. Не исключено, что люди выступают не столько против генплана, сколько против чиновников. В отсутствие честных политических выборов электорат, видимо, решил «оторваться» на генплане – своеобразная репетиция перед выборами в Тверскую городскую думу. Кстати, недавно председатель облизбиркома Валентина Дронова намекнула, что 10 сентября можно будет голосовать за кандидата «Против всех» – таким образом, феномен общественных слушаний может повториться.
«По генплану, Твери не нужна промышленность»
Николай Пашуев, председатель Совета предпринимателей при администрации Твери:
– В пояснительной записке к генплану акцент сделан на том, что в первую очередь в городе должен развиваться бизнес в культурно-развлекательной сфере. Но посмотрите вокруг: многие торговые центры сейчас пустуют и никому не нужны. В то же время в документе сказано, что тенденцией является преобладание в городе учебных заведений, ответственных за подготовку технических кадров, «потребность в которых у тверских предприятий будет возрастать».
Налицо противоречие и нестыковка: если в первую очередь чиновники хотят развивать культурно-досуговую сферу, то для кого мы будем готовить технических специалистов – для Москвы и Питера? Генплан – это важный документ для города, но сейчас он сырой и непродуманный.
«Маленькие шаги по приведению генплана в адекватное состояние»
Никита Маликов, архитектор:
– Если исходить из мирового опыта, то генплан – это долгосрочный документ, разрабатываемый минимум на 25 лет. Если его меняют раньше этого срока, значит генплан оказался не очень удачным, не отвечающим требованиям правильного развития города. У нас же прошло пять лет, и вот новые правки…
Генплан, принятый в 2012-м, мягко говоря, не идеальный, но то, что происходит сейчас, – маленькие шаги по приведению его в адекватное состояние, согласно современным требованиям. Почему люди голосуют против? Слишком консервативное население. Налицо недоверие к властям и даже к себе. Население нужно обучать азам, провести ликбез о правильном чтении генплана. У нас получается, что часто непрофессиональное сообщество голосует за профессиональный документ, не разбираясь в нем даже поверхостно, – это плохая тенденция.
Генплан – про стратегию. Как его соблюдают – вопрос к чиновникам, губернаторам, главе города. Как правило, стратегия генплана реализуется через инвестиции. Их в нашем городе взять неоткуда. Поэтому про качественную застройку и социальное развитие территорий, заложенное в генплане, – это пока далекая перспектива. Мы еще долго будем строить жилье в полях без дорог и детских садов. Хотя, для справедливости надо сказать, что все-таки есть положительные тенденции – социальная инфраструктура потихоньку создается.
Бюджет Твери дырявый, он недополучает денег в виде налогов от населения. Как только бюджет Твери вырастет в 2–3 раза, власти полноценно задумаются о строительстве новых дорог, мостов и социальных объектов.
«Тверской трамвай загоняют на периферию, зато фантазируют о речном трамвае»
Александр Егоров, лаборатория «Удобный город»:
– Ошибочным выглядит желание разработчиков генплана превратить тверской трамвай в периферийный транспорт. Трамвай способен качественно функционировать лишь как магистральный вид транспорта. Трассировка трамвайных линий должна проходить по кратчайшим расстояниям через центральное ядро города, а не размазываться по периферии, где для трамвая не будет достаточного пассажиропотока. Для этого необходимо запланировать модернизацию существующих трамвайных маршрутов (как минимум маршрута N№5), полное физическое обособление трамвайных путей, строительство приподнятых посадочных площадок у рельсов для всех остановочных пунктов, своевременный ремонт и обслуживание путей.
В генплане упомянуто строительство новых троллейбусных линий в Заволжье (новый центр) и в южной части города – в продолжение микрорайона Южный и в Мамулино. А в городском бюджете и в бюджете транспортного предприятия отсутствуют средства даже на своевременный ремонт и обновление существующей контактной сети. Поэтому мечтать о строительстве новых троллейбусных сетей преждевременно и в текущих условиях даже с учетом перспективного развития нецелесообразно.
Можно подумать о реконструкции существующей контактной сети. В частности, перевести сети на современные технологии плавного подвеса провода в поворотах, заменить устаревшие стрелочные переводы на скоростные, обустроить дополнительные разворотные кольца в центре города для оперативных разворотов при возникновении внештатных ситуаций и ДТП.
Речной трамвай, соединяющий восточную и западную окраины города, не что иное как фантазия авторов генплана, не имеющая ничего общего с реальностью. Учитывая невыгодную коммерческую составляющую, речной транспорт не имеет перспектив развития ни в одном городе России и со 100%-ной вероятностью не получит развития и в Твери.
В документе не запланирована организация приоритетного проезда для общественного транспорта – ключевой составляющей развития современных транспортных систем. Выделенные полосы для ОТ действуют уже более чем в 25 городах России, но в Твери, полумиллионном городе, их до сих пор нет.
Ключевым фактором качественного транспортного обслуживания является сдерживание расползания городской агломерации вширь, в противном случае это приведет к значительному увеличению затрат на общественный транспорт.
Тем не менее генплан предполагает хаотичное разрастание города вширь и ввысь. Конечно, в стратегии развития Твери предусмотрены громадные объемы строительства новых улиц, мостов, туннелей и путепроводов.
Представленные проекты являются несбыточными мечтами, которые даже на 20% не будут реализованы в обозримой перспективе. Нужно трезво оценивать возможности бюджета города, области и возможных соинвесторов, запланировать более реалистичные и жизненно необходимые проекты.
«Это не колбаса, а серьезный документ»
Дмитрий Проненков, генеральный директор ООО «Проектная мастерская «Свой дом»:
– Нельзя говорить о генплане, что он сырой. Это не колбаса, а серьезный документ. В него допустимо внесение изменений, есть процедура, утверждающая принятие генплана.
Не может быть, чтобы генпланом были довольны абсолютно все. Многие думают, что это итоговый документ, но есть еще ПЗЗ и другие документы территориального планирования. Генплан – функциональное, а не территориальное зонирование, не следует ждать, что здесь будут нарисованы качели во дворах.
Торопимся с принятием поправок в генплан? Да мы опоздали, надо было раньше принимать! Нужно было еще в 2012 году прорабатывать его до нынешнего состояния. А мы пять лет катились по инерции.
Павел КИРИЛЛОВ, Дмитрий КОЧЕТКОВ