Грохот рухнувшего речного разбудил Тверь. Кто и как убивал символ областной столицы?

15.08.2017, 14:06

Прошлая неделя стала одной из самых интересных в истории тверского общества. Кажется, оно начало просыпаться. И поводом к этому стало обрушение речного вокзала. Это событие затронуло души и тверитян, и тех, кто только бывал в Твери как турист. О том, как рухнул речной, написали все федеральные СМИ. Местные соцсети обсуждают только эту тему.

Как будто городу выбили передний зуб

С обрушенным Речным вокзалом Тверь приобрела вид человека с выбитым передним зубом. Неказистый вид, намекающий на социальные проблемы и общую неухоженность. Кажется, для губернатора Игоря Рудени, возглавившего список на выборах в Тверскую городскую думу и думавшего, что блицкригом по ремонту дорог в центре города он завоюет сердца избирателей, с обрушением речного немыслимо усложнилась задача. Предвыборный баннер «Вместе за развитие Твери» с тремя лидерами списка «Единой России» остряки в интернете уже переделали во «Вместе за разрушение Твери».

Тверской трамвай, рельсы которого сейчас снимают с центральных улиц московские дорожники,  кстати, такой же ностальгический символ города, как и Речной вокзал. Его тоже жалко большинству горожан.

Да и дороги, расскажем Вам, Игорь Михайлович Руденя, великую тайну, уже ремонтировали не менее глобально. При Зеленине, при Шевелеве и даже при Платове. Однако каждый раз массированный августовский ремонт дорог оборачивался одинаковым результатом – весной они снова были в ямах. Вот и сейчас, как говорят тверские дорожники, может повториться опыт большого ремонта дорог по программе партии «Единая Россия», произведенного в последний год губернатора Дмитрия Зеленина, при сити-менеджере Твери Василии Толоко. Тогда была взята некачественная щебенка, и все усилия пошли прахом,  на следующий год дороги стали буквально проваливаться под землю.

Лирическое отступление. Прочитала, что губернатор Белгородской области Евгений Савченко на совещании в правительстве своего региона велел всем своим чиновникам изучать блог Ильи Варламова – о том, как правильно обустраивать города.

«Он проповедник новых градостроительных решений. Он критикует то, с чем у нас плохо. В одном из наших мегаполисов (не будем называть) он показывает жилую квартальную застройку и возмущается. В альтернативу приводит фильмы о строительстве современного жилья и его благоустройстве в Финляндии», – цитирует Савченко «БелПресса».

К нам в Тверь Илья Варламов не только сам приезжает регулярно, один раз они с блогером Максимом Кацем привезли сюда классика организации транспортного движения в городах Вукана Вучика – всемирно известного урбаниста, пообщаться с которым считают за большую удачу мэры ведущих городов мира. Из нашей администрации никто не пожелал послушать лекцию Вучика. Лень и нелюбознательность – вот отличительные признаки наших чиновников.

В конце июля был опубликован рейтинг мэров крупнейших промышленных городов России. Тверь, как и следовало ожидать, в самом конце этого рейтинга. Да и сам этот рейтинг находится где-то на периферии российской политики – кому сейчас интересны мэры, которых никто не выбирает? Между тем во всем мире такие рейтинги – действенный инструмент привлечения инвесторов. В журнале The Economist одним из главных показателей индекса привлекательности городов является «стабильность»: политическая ситуация, уровень коррупции, эффективность судебной системы. Для инвесторов это показатель надежности вложений.

У нас позиции мэров (то есть назначаемых глав администраций)  городов неустойчивы, о стабильности нет никакой речи. Сегодня в Твери Толоко, завтра Павлов, затем Тимофеев и, наконец, Огоньков. И всего за пять лет. Это навязывает всему городу очень короткий горизонт планирования, бизнес, у которого хорошие отношения с нынешним городничим, вынужден быстро ловить момент. А градоначальникам это дарует полную безответственность. Даже увидеть, чем обернется весной проведенный накануне ремонт дорог, они, как правило, не успевают.

 

«Я устал жить без вашей помощи»

Но вернемся к Речному вокзалу. Он рухнул день в день спустя 79 лет после своей сдачи в эксплуатацию. 8 августа 1938 года Речной вокзал города Калинина открыл свои двери – совсем новенький, он успел промелькнуть в кадре фильма «Волга-Волга», выпущенном на экраны все в том же 1938 году. А 8 августа 2017 года Речной вокзал обрушился.

«Я устал жить без вашей помощи и умер», – такой грустный плакатик с «портретом» плачущего Речного висел на заборчике во время «гражданской панихиды» по нему во вторник, 9 августа.

Как выяснилось из попавшего в редакцию «Караван+Я» акта осмотра здания речного вокзала, произведенного сотрудниками Тверьпроектреставрации, Тверьоблстройзаказчика и Тверской картинной галереи в марте 2017 года, это не просто красивый образ. Помочь Речному было можно, его сгубили чиновничья жадность и равнодушие.

В звучавших на прошлой неделе речах наших чиновников все время фигурировала цифра 500 миллионов рублей. Якобы именно столько денег надо было на то, чтобы поддержать в речном жизнь. Признаться, я удивлялась – во времена, когда заместитель губернатора, а ныне директор детского лагеря «Артек» Алексей Каспржак курировал создание в речном центра современного искусства, шла речь о сумме 200 млн рублей. При том, что в те времена цены были ниже, рубль стоил дороже, и, надо думать, все заинтересованные лица тоже себя не забывали.

Так вот, по смете, составленной в марте тверскими специалистами, для экстренных работ по спасению здания надо было всего 7,5 миллионов рублей. А на более капитальные меры по ремонту требовалось 150 миллионов рублей. Не такая уж большая сумма в масштабах области, уж можно было найти.

Вместо этого было решено занавесить здание декоративной тряпочкой с его изображением – за 10 миллионов рублей. Но и того сделать не успели. Во вторник, 9 августа, в неофициальных разговорах представители областной и городской власти даже выражали облегчение: мол, теперь его снесем – и проблемой меньше.

 

Из акта обследования речного вокзала

Общее состояние здания специалисты оценили как предаварийное и аварийное. Фундаменты у речного ленточные, из бутовой кладки на известково-песчаном растворе. При ранее проводившихся исследованиях с помощью шурфов отмечено вымывание раствора из кладки, что приводит к незначительному снижению прочности. Нет дренажной системы, из-за чего скапливаются поверхностные воды. От этого здание проседает. Но в целом ситуацию можно было бы поправить инъекциями цементных растворов, которые заполнили бы поры в кладочных растворах и «омолодили» кладку.

При осмотре были обнаружены многочисленные трещины. Особое внимание надо было обратить на вертикальные трещины по всей высоте здания в местах примыкания крыльев к центральной ротонде. А также на трещины в местах примыкания колоннады ротонды к ее стене. Была хорошо видна круговая трещина на полу первого и второго этажа ротонды.

Главная беда – нарушена гидроизоляция кровли. «Требует немедленного восстановления с применением современных материалов», – говорится в акте. В здании была разморожена система отопления. Водостоки с кровли ротонды были разорваны, некоторые участки водостоков просто отсутствовали, и атмосферные осадки стекали прямо по стенам. В течение минувшей зимы они то замерзали в трещинах здания, то снова начинали течь, что приводило к разрушению стен и колонн. Влажность превышала все допустимые пределы.

В марте специалисты рекомендовали произвести срочный монтаж необходимых водосточных труб, гидроизоляцию кровли ротонды и исключить попадание воды на поверхность стилобата (нижнего яруса здания) путем установки временного навеса.

В дальнейшем нужно было бы предусмотреть систему водоотведения и гидроизоляции нижней аркады, заинъецировать цементным раствором трещины, восстановить разрушенные участки стен (в некоторых местах дыры были размером с два кирпича)  и, наконец, произвести полную замену штукатурки фасадов и внутренних помещений. Кроме того, надо заменить прогнившие деревянные перекрытия, перегородки, подшивку потолков, заменить пол и т.д.

Этот отчет делался для правительства Тверской области и губернатора Рудени. Таким образом, сказать, что чиновники не знали о состоянии здания, нельзя. А цифра «500 миллионов» означает, что кто-то хотел хорошо навариться на работах по его спасению. Выгода, таким образом, могла бы составлять 70%.

 

Здание живо, пока в нем есть жизнь

Итак, все эти разговоры о том, что «здание обречено, потому что у него нет фундамента», и о том, что «растворился некачественный кирпич, из которого речной строили зэки», – от лукавого. Архитекторы Е.И. Гаврилова и П.П. Райский, авторы проекта первого речного вокзала на грандиозном канале Москва – Волга, конечно, не учли высоту подъема вешних вод после заполнения Иваньковского водохранилища. И проект Речного вокзала получился слишком «южным» – с открытыми террасами, не защищенными от снега, с большими окнами и балюстрадами. Но все проблемы еще лет двести решались бы при помощи грамотного текущего и периодического капитального ремонта. Если бы здание было живо.

На экскурсии в афинском Акрополе нам объяснили, почему он дожил до наших времен с античности: он просто постоянно использовался. Был и языческим храмом, и храмом православным. Использование в качестве турецкого склада боеприпасов, правда, стоило Акрополю стен (которые у него изначально были), но все равно самым грустным периодом был для него XIX век, когда античные руины никто не решался трогать, и считалось, что они ценны именно как руины. Именно тогда он разрушился сильнее, чем за предшествующие десятки веков.

Понятно, что речной вокзал на Волге  в том виде, в каком он нужен был в 30-е годы, когда шло массовое переселение советских людей из деревень на стройки пятилеток, сейчас не востребован. Никто не будет ждать в нем трое суток попутного парохода, чтобы доплыть из разрушенной Мологи на строительство Сталинградского тракторного завода. Поэтому охать и ахать о возрождении речного транспорта и возвращении зданию прежних функций бессмысленно. Волга прекратила быть главной транспортной артерией России, сейчас она нужна для туризма и отдыха. И тверской Речной отлично вписался бы в новую концепцию Волги.

Сегодня городу нужно красивое общественное пространство, музейно-выставочный комплекс. Вы знаете, что сегодня в Твери нет ни одного открытого музея, куда можно сводить гостей города? Путевой дворец работает только по предварительным заявкам, краеведческий музей закрыт, музеи Салтыкова-Щедрина и тверского быта тоже закрылись якобы на реконструкцию.

Больше всего неравнодушные горожане опасаются, что территорию Речного вокзала передадут РПЦ, для восстановления Отроч монастыря. Этот вариант пугает даже воцерковленных православных верующих: они лучше своих далеких от Церкви земляков понимают, что у Тверской митрополии не хватит на восстановление монастыря ни материальных, ни моральных сил. Успенский собор, единственное сохранившееся здание монастыря, реставрируется уже более двадцати лет и до сих пор находится в удручающем состоянии.

Забавно, когда глава администрации Твери Алексей Огоньков говорит в интервью нашим коллегам, что, дескать, инвесторам ставится условие, чтобы все было воссоздано в первозданном виде. Какой вид считать первозданным? 1238 года? Или 1973-го?  Чувствуется, что г-н Огоньков не очень понимает, о чем вообще идет речь.

В любом случае, общественная дискуссия началась, и это – единственное утешение от гибели речного. О нем сразу же было написано несколько стихотворений. Одно – на мой взгляд, отличное, поэтессы Любы Колесник, одно – чудовищно бездарное, молодого пиарщика Станислава Гвизды. Другие – достойного среднего уровня. Тверские группы записывают о речном песни, художники пишут картины с видом, где «пациент скорее жив, чем мертв». Прокуратура заводит дела, что тоже утешительно.

Следите за нашими публикациями, и вы узнаете, что будет дальше.

Мария Орлова

40 0
Лента новостей
Прокрутить вверх