О зданиях и дураках

15.08.2017, 16:14

Архитектор Никита Маликов – о трех вариантах дальнейшей судьбы речного вокзала в Твери:

– Новость об обрушении символа Твери застала меня в командировке. Ирония заключается в том, что я работал с чиновниками другого города, которые искренно хотели узнать, как сделать их небольшой город самым комфортным в России. Я ходил среди отреставрированной сталинской архитектуры в Белгороде и смотрел на телефоне фотографии разрушенного сталинского наследия в родном городе. Очень странное чувство, которое сначала переросло в злость, а потом в тяжелую грусть.

Кто виноват в разрушении здания? Виноваты законы физики. Возможно, виноваты некоторые чиновники и подрядчики, у которых законы личной экономики стали выше законов физики. Наверное, виноваты жители, у которых стадное чувство и безразличие к происходящему в головах городских чиновников.

Можно ли было бы этого избежать? Речной можно было спасти, если бы удалось реализовать грамотный инвестиционный проект. Но здесь снова вмешиваются очередные законы, а конкретно законы экономики. И они гласят, что чудес не бывает. Инвестор не появится ниоткуда и не вложит свои 500-900 млн в восстановление Речного вокзала за спасибо. Для этого необходимо, чтобы много городских управленцев отработали свою зарплату и должности – создали необходимые условия для инвестиций. Сейчас в городе невероятно ужасный инвестиционный и бюрократический климат.

Что делать дальше? Тут три варианта. Первый вариант – политический. Заключается в том, чтобы ничего не делать. Доломать речной, найти виноватых в виде несчастных трех узбеков, которые неправильно отремонтировали кровлю, выставить их на публичный суд. А потом разводить руками, что денег на речной нет. Скорее всего, цепные хомячки СМИ будут это подкреплять доводами в стиле «денег нет, выбирайте либо отопление, либо речной».

Второй вариант – адекватный. Начать создавать условия для поиска инвестора. Это очень долгий и неторопливый вариант, но он позволит создать выдать максимально качественный продукт.

Вариант третий – чудесный. Царь или его помощники увидят трагедию грустного тверского люда и дадут необходимую сумму на спасение символа Твери.

Чего категорически нельзя делать? Считать поголовно всех чиновников дураками. В управлении города с каждым годом появляется все больше адекватных людей, и эти люди, скорее всего, и будут заниматься подготовкой программы по спасению речного вокзала. Да, их не прям чтобы много. Да, репутацию их работы портят как раз дураки. Но лучше поддержать таких людей, чем обвинять всех без разбору.

Также я категорически против, чтобы Речной вокзал восстановили именно как речной вокзал. Фасад и главные интерьеры нужно восстановить, а вот функцию – нет. Городу не нужен очередной пустой памятник, который не может зарабатывать денег и хотя бы сам себя содержать. Что это должно быть – я не могу сказать. Пусть решит профессиональная комиссия.

Что касаемо самой комиссии, тут я не хотел бы, чтобы она состояла только из тверских реставраторов и чиновников. Необходимо устроить архитектурный конкурс. К участию должны приглашаться команды со всей России, состоящие из реставраторов, девелоперов, архитекторов, маркетологов и людей еще нескольких профессий. Каждая команда должна представить на суд свой вариант спасения здания, привлекательного для инвестиций.

Я написал текст не сразу, чтобы эмоции не помешали мыслям. Для меня разрушение Речного – это потеря друга. Думаю, это стало началом потери Твери для меня.

21 0
Лента новостей
Прокрутить вверх