Игорь Руденя и «умная Тверь». На кого сделает ставку власть?

22.08.2017, 13:26

Продолжаем наш разговор об экономике Тверской области, который уже становится традиционным. На прошедшей неделе заметных экономических событий в регионе не произошло. Даже губернатор Игорь Руденя, который в последнее время демонстрирует удивительную эффективность в решении самых застарелых экономических проблем региона, предпочитал делать «ритуальные» действия, которые не окажут никакого влияния на нашу жизнь. Жарко, лето.

 

Борьба за людей или самопиар?

Губернатор Игорь Руденя и полномочный представитель президента в ЦФО Александр Беглов посетили XX фестиваль «Территория хороших новостей» и наградили пластмассовыми статуэтками журналистов, которые лучше всех хвалят власть. «Территория хороших новостей» давно стала посмешищем в профессиональных журналистских кругах, но тверскому правительству почему-то дорого это бесполезное мероприятие. Нам же оно запомнилось лишь тем, что ровно 10 лет назад, возвращаясь утром после обильного застолья, проводимого областной администрацией для приближенных за бюджетные деньги, разбилась машина с тверскими журналистами под управлением руководителя комитета по внутренней политике администрации Тверской области Дмитрия Ефременко. Тогда погиб Андрей Карасев, пожалуй, единственный заметный человек на нашем провинциальном телевидении за все годы его существования.

Андрея очень жалко. Он был талисманом Твери. Но прошли годы, все меньше людей смотрят телевизор. Местные каналы, на мой взгляд, вовсе ушли на периферию общественного внимания. Печатные СМИ, которые создали свои интернет-ресурсы, активно их теснят.

Медиа – это тоже рынок, в котором побеждают более профессиональные и более нравственные люди. Недавно ученые открыли удивительное качество рыночной экономики: всегда побеждают не столько самые активные, сколько самые добрые и умеющие предвидеть будущее.

В современном мире конкуренция государств все больше заменяется конкуренцией мест. Одни из них растут, другие деградируют. Конкуренция сегодня сводится к борьбе за новых качественных людей, платежеспособных туристов и правильные инвестиции. От социально-психологического типа людей, которые доминируют на территории, зависит ее судьба. А психотипы формирует культура и в том числе СМИ. К сожалению, важность культуры у нас власть понимает пока плохо.

Инвестиции создают экономику, которая привлекает на территорию деньги. Следом за деньгами едут и качественные люди. Опять все сводится к борьбе за людей.

И третье – туризм. Он сам по себе может быть важным фактором экономического роста. С помощью туризма проще всего оживить любую территорию. Вместе с туристами опять же на территорию попадают деньги. Больше туристов – больше денег. Больше денег – больше качественных переселенцев.

Поэтому умная государственная политика всегда сводится только к одному параметру – борьбе за людей. И важнейшим инструментом в этом являются СМИ. К сожалению, это пока недоступно для понимания тверским чиновникам. Они много тратят денег на собственный пиар, но совсем не уделяют внимание более важным вещам – это основной итого нынешней недели.

 

В чем Тверь и Тверской регион могут быть первыми?

Мы приближаемся к трехсотлетнему юбилею первой индустриальной революции. Последнее перерождение этого непрерывного процесса было названо «Умным производством» (в США и России), или Industry 4.0 (в Европе), и оно представляет собой четвертую промышленную революцию.

Понятие «умное производство» возникло 10 лет назад в Твери, здесь начал выходить журнал «Умное производство». Новая экономическая реальность характеризуется высокоинтеллектуальными информационно-физическими системами, которые могут самостоятельно выполнять сквозные операции в цепочке приращения стоимости.

Industry 4.0 является проектом в рамках стратегии правительства Германии, целью которой является создание умных предприятий (Smart Factory). Они характеризуются адаптируемостью, эффективностью использования ресурсов, эргономикой, а также интеграцией клиентов и партнеров в процессы создания стоимости. Технологически базируются на информационно-физических системах и интернете вещей.

В США имеется инициатива, известная как Коалиция лидеров умного производства (SMLC), которая также занимается будущим производства. SMLC является некоммерческой организацией практических работников обрабатывающей промышленности, поставщиков и технологических компаний, производственных консорциумов, университетов, государственных учреждений и лабораторий.

Япония в 2016 году тоже заявила о стратегии создания «Умного общества 5.0».

Все это началось 10 лет назад в Твери, где впервые заговорили об «умном производстве». В Тверской области есть несколько драйверов, которые позволяют резко нарастить экономический потенциал. Один из наиболее перспективных – это электронная торговля. Сейчас через интернет продается уже 15% всех товаров. И ежегодно показатели увеличиваются на четверть. Понятно, что за этим будущее. Это, пожалуй, единственная отрасль, в которой Тверь лидирует наряду с Москвой и Санкт-Петербургом.

Зачем я все это рассказываю? Дело в том, что нынешний губернатор Игорь Руденя в близких отношениях с Сергеем Чемезовым, генеральным директором корпорации «Ростех», председателем общественной организации «Союз машиностроителей России». Это дает шанс вернуть Тверской области статус региона опережающего развития, реализующего доктрину умных производств, умных городов, умного общества. Ростех консолидировал большинство машиностроительных активов России.

 

Про красный кирпич и церкви

На прошлой неделе я посетил предприятие ООО «Ржевкирпич». Познакомился с интересным человеком – генеральным директором Артемом Диленяном. Обсудили перспективы кирпичного производства. Есть кирпич красный и есть советское изобретение – силикатный. Странное дело, но в Твери все сейчас строят из силикатного кирпича, а потом удивляются… Недавно в Твери развалился речной вокзал, сданный 79 лет назад, из силикатного кирпича. А вот здания из красного кирпича стоят сотни лет.

Я трудовую деятельность начал в 13 лет на кирпичном заводе, где моя мама работала сушильщицей, поэтому про кирпичное строительство знаю все. Фронтовики-каменщики из Воронежа (в Воронеже нет леса, поэтому кирпичным строительством занимаются в этих местах несколько тысяч лет) учили меня, что «живой дом» должен быть обязательно из красного (керамического) кирпича, сложенного на известковом растворе. Штукатурить тоже надо известковым раствором. Цемент использовать не рекомендуется (в крайнем случае добавлять очень небольшое количество). Тогда дом не будет сыреть и будет «дышать» через стены. Такие дома очень прочные, и они для настоящих ценителей экологии.

В лесной Твери ничего нынче не понимают в этом деле (хотя до революции очень даже понимали – вокруг Ниловой пустыни все деревни из правильного кирпича). Сегодня здесь даже церкви из силиката строят. И сколько они простоят? Зачем тогда строить, если уже следующее поколение будет их вынуждено ломать? Притом в Ржеве два правильных кирпичных завода. Один очень современный завод делает облицовочный керамический кирпич по немецкой технологии. Сейчас он не работает, находится в стадии банкротства. А ООО «Ржевкирпич» использует старинную технологию сушки и обжига. Кирпич более архаичный, но и более фактурный. Хорош не только для стройки, но и для отделки в стиле лофт.

Пока здесь работает только одна печь. Как-то надо вернуть культуру использования красного кирпича, хотя бы для строительства церквей?

В ООО «Ржевкирпич» есть еще цех по  производству модульных домов. У них зреет идея создать из таких конструкций сеть гостиниц и туристических объектов на территории Тверской области вдоль транспортного коридора Москва – Питер. Проблема только в том, что нет инвестиционных площадок. Пока они не знают, как донести эту идею до ушей губернатора Игоря Рудени. Без губернатора эту проблему точно не решить.

 

«Афанасий»: передача опыта

На прошлой неделе я побывал на одном необычном корпоративном мероприятии. Есть у меня хороший товарищ Максим Ларин. Он владелец знаменитого холдинга «Афанасий». Ну, пиво «Афанасий» все знают, а сегодня они еще выпускают много разных продуктов, начиная с «живого» молока и заканчивая дикой (то есть пойманной, а не выращенной в садках) рыбой. В Твери «Афанасий» создает систему эко-бутиков, где продаются экологические продукты. В общем, хорошая фирма и, пожалуй, последняя стопроцентно российская пивоваренная компания (остальных подмяли иностранцы).

В этот визит завод «Афанасий» меня несколько удивил: проходную переделали, все переделали – «Афанасий» стал скорее похож на стильный лофт, чем на завод. Кругом молодежь, мероприятия, круглые столы. Но больше всего удивил сам Ларин Максим. В ресторане «Семь пятниц», который, кстати, расположен прямо в солодовне, он выступил в новой для себя роли. Максим собрал здесь всю команду старожилов завода и новичков. Старожилы очень весело и очень откровенно рассказали о первых 10 годах предприятия (продолжение, как я понимаю, мы услышим на следующих встречах), тех самых годах, когда, продираясь через «бандитские разборки», наша индустрия из советской плановой переходила в рыночную.

Максим был очень откровенен, мне даже показалось, излишне откровенен, ибо далеко не всем сегодня понятны реалии того времени: как может быть, что половину продукции завода когда-то отбирали и реализовывали бандиты, которых крышевал высокопоставленный милиционер Евгений Ройтман, возглавлявший на тот момент в Твери управление по борьбе с организованной преступностью. Но это было. И только после того как Ройтмана арестовала ФСБ, стало возможным выдавить бандитов с завода. А сколько было попыток прибрать к рукам завод со стороны приближенных губернатора Платова, потом губернатора Зеленина! Потом «АТОН» атаковал. Но предприятие держалось.

Достаточно откровенно Максим Ларин рассказал о схемах оптимизации налогов, которые он придумывал по ходу, о причинах, почему бренд «Афанасий» оказался зарегистрированным на швейцарскую фирму, и многое другое. Теперь я понял, почему выстоял этот почти последний бастион национального бизнеса.

Внутри «Афанасия» есть команда и есть философия успеха, философия жизни. Философия улучшений окружающего мира. Пока есть эта команда и есть эта философия – «Афанасий» живет. Поэтому его нельзя купить, нельзя захватить. Завод живет, пока внутри него сохраняется атмосфера, происходящая от самой личности Максима Ларина.

Здесь работают многие школьные друзья Ларина, которые рассказали многое, проясняющее его личность. В школе Ларин был заводилой. Но вдумчивым и организованным заводилой. Иногда он подбивал своих школьных товарищей совершать многодневные походы. Предварительно проходил маршрут сам, определял, где будут стоянки, где будут набирать воду, где переправляться через реки. Когда некоторых его школьных товарищей не пускали родители, то он шел и разговаривал с ними и уговаривал, в большинстве случаев.

Собственно, команда «Афанасия», хотя и выросла и все время разбавляется новой молодежью, она из того школьного детства. Они также идут в поход в неизвестное, также впереди них путь разведывает Максим Ларин. Это многое что объясняет.

Рыночные отношения Ларин-младший начал осваивать еще в детстве, когда изобрел и изготовил «комбайн» для сбора клюквы. Вместе со школьными товарищами они набрали ведро клюквы и сдали ее в заготконтору КООП. Потом на практике на заводе Ларин работал токарем и нелегально точил штанги, которые продавал «качкам». Первую штангу он продал за 25 рублей, по тем временам огромные деньги.

Но главная его черта, которая привела его к успеху, как я понимаю, была системность. Об этом можно судить из рассказа его школьного друга. Максим уже жил в Москве, учился в пищевом институте. После нескольких лет жизни в общежитиях он уже позволил себе снимать квартиру. Из Твери к нему заезжали друзья. Когда он начал учить их варить борщ, они удивились, что купленное им мясо разложено в холодильнике по разным пакетам, в которых написано: на котлеты, борщ, отбивную… Максим сразу сортировал и раскладывал мясо по сортам, ибо так было его удобно потом использовать. Это неосознанное стремление Максима к системному порядку и удобству тоже стало залогом успеха компании «Афанасий».

Они ПЕРВЫЕ. Еще когда руководителем предприятия был отец Максима – Владислав Ларин – они одними из первых в СССР выкупили у государства тверской пивзавод и превратили его в народное предприятие. Они первыми акционировались среди предприятий отрасли. Даже первый мобильный телефон в Твери появился у Ларина-младшего.

Максим очень откровенно рассказал, как они первыми начали строить сеть продаж по всему СССР, как первыми создали логистику безвозвратной тары, как первыми столкнулись с мафией и начали создавать собственную службу безопасности предприятия, как бандиты похитили его отца и маму и повезли в неизвестном направлении в разных машинах. Мама Максима, которая присутствовала тоже на встрече, рассказала, как выхватила из сумочки наган (в то смутное время и такие вещи могли оказаться в сумочке жены директора пивзавода), заставив бандитов прыгать из машины на ходу. Отца тоже освободили после вмешательства Сергея Степашина, который подключил местную ФСБ. Степашина попросил помочь Владимир Суслов, который в то время руководил Тверской областью. Лихое было время, но время огромных возможностей, все учились жить в условиях свободы и рынка.

Новые люди, которые приходят на предприятие, наверное, даже не догадываются, что все,  что они видят, рукотворно. Оно создано старшими их товарищами. И причина успеха холдинга «Афанасий» – в его корпоративном духе, корпоративной философии, которые возникли в тех походах учащихся самой рядовой тверской 43-й школы и на кухне в съемной квартире Максима Ларина в процессе обучения товарищей изготовлению щей.

***

Вот такая выдалась неделя. Оставайтесь с нами. «Караван+Я» выходит по средам.

Геннадий Климов

84 0
Лента новостей
Прокрутить вверх