Тверские эльфы. Исчезает ли народ карелов в регионе или возрождается?

22.08.2017, 13:42

Геннадий Климов, автор книг «Рождение Руси», «Сакральная география» и других, посетил праздник тверских карел «Калитка»  в Толмачах и подготовил небольшой экскурс в историю этого народа.

Недалеко от Толмачей (название происходит от старинного слова «толмач» – «толкователь») расположены деревни Дели, Кава (на одноименной реке Каве) – сплошь арийские топонимы, которыми названы в Индии города и боги…

Чудь ушла под землю

Карелы – лесной народец, который то ли исчезает, то ли пытается возродиться. Язык их относится к финно-угорской группе, близок к финскому и эстонскому. Впрочем, почти никто из здешних жителей теперь на нем не говорит – почти все говорят по-русски и считают себя русскими, только на праздниках вспоминая свое карельское происхождение. Карелы сами себе придумали «историю», якобы их предки пришли в XVII веке из Финляндии. Тогда действительно появилась некоторая группа православных финнов на территории, населенной близким им народом – вепсами. Большинство современных тверских карел происходит именно от вепсов, которые, в свою очередь, произошли от веси.

До 1917 года вепсы официально в Российской империи именовались чудью. В германских эпосах фигурирует «чудесный народ», эльфы, некогда невероятно красивые и высокорослые. Лихо – их воинов – боялись все народы обитаемого мира.

Однако по прошествии тысячелетий чудь стала маленькой ростом и ушла под землю – об этом «отрицательном» преображении говорит эпос чуди, который кое-где успели записать ученые. Кстати, 19 августа – яблочный Спас и Преображение – является особо почитаемым праздником карел, как и Введение Богородицы во храм. Вероятно, они легли на более древние праздники еще из ведических времен.

Вся правда – в эпосе

Главные реки тверских карел Кава, Роська и Медведица образуют верховья Волги. Река Кава под Тверью очень загадочная. У марийцев, тоже финно-угров, Ава Юмо – это бог неба. Кава – древнейшее хтоническое божество и супруга Юмо.

По одной из версий, вселенная произошла от богини Кавы. Она снесла три яйца: медное, железное и ледяное. Создавая мир, Юмо выковал из яиц особые сферы. Медная сфера простерлась под самыми звездами и стала обиталищем богов. Железная сфера стала твердью земной, а ледяная – страшным местом, где царствовали холод и нужда. Там поселились прежние боги, поверженные божественным молотом Юмо, дети хаоса и мрака – демоны смерти.

Юмо, божество с молотом из финно-угорского эпоса, очень близок к германскому Тору, тоже  с молотом. Недалеко от тверской Карелии много топонимов с корнем Тор: Торжок, Торопец… А вот Кава, судя по всему, это женская половина мужских богов Европы, по существу, супруга Тора.

В эпосах Индии, которую в свое время захватили северные арии, тоже сохранилась память об этом древнем (наверное, самом древнем на земле) народе в образе сказания о Балараме – герое «Махабхараты» и Пуран. Баларама описывается как старший брат Кришны. Баларама олицетворяет вечность и знания. Он носит голубые одежды и гирлянду из лесных цветов. Также говорится, что Баларама обладает огромной физической силой («бала» на санскрите означает еще и «сила»).

От Кришны, вероятно, происходит живший неподалеку от тверских карел славянский народ кривичи. Тверская Карелия лежит в самых верховьях реки Волги (в древности Ра). Под змеями древние сказители понимали реки. В вайшнавизме Балараму почитают как воплощение божественного змея Ананта-шеши, на кольцах которого в космическом океане возлежит сам Вишну. С точки зрения семиотической антропологии корень «анан» в сложносоставном имени змея указывает, что предки карел были носителями философии единобожия.

Вся эта мифология зародилась достаточно давно, еще семь тысяч лет назад, во время таяния Валдайского ледника.

Особенный характер

Сами карелы почти никогда не участвовали в войнах, они просто в случае опасности уходили в леса. Когда мы ехали по дороге от Лихославля до Толмачей, некоторые придорожные деревни были так искусно скрыты деревьями, что их можно проскочить и не заметить домов. В этом вся суть карел – людей природы, лесной деревни. Они очень сложно привыкают к городу и даже прожив в нем много лет, остаются деревенскими до самой старости. Любят рыбалку, охоту. Они абсолютно субпассионарны, не склонны к перемене мест и образа жизни.

Трезвые они обычно молчаливы и скрытны, а пьяные – буйные и драчливые.

Эти северные народы финно-угорской группы всегда жили на одном месте. Они не склонны к путешествиям. Об остальном мире они узнают чаще всего со слов редких путешественников, посещающих их глухие места (последнее время они черпают познания о мире из телевизора). С одной стороны, благоговеют перед иностранцами, с другой – часто от страха перед ними агрессивны. Все эти особенности национального характера связаны с направлением миграций и естественным отбором в течение тысячелетий.

Люди (наиболее пассионарные) уходят отсюда и не возвращаются, но сюда практически никто не приходит. Так было много тысяч лет, так остается и сейчас. Миграции создали особый тип, особую ментальность. Карелы и близкие к ним народы самые большие домоседы из всех народов мира. С другой стороны, в архаичные времена переселенцы из этих мест доходили до Индии, Скандинавии, Египта, Рима. Сейчас находится все больше доказательств, что арии Индии, фараоны Египта и этруски Рима пришли именно из этих мест.

Здесь был традиционный промысел – возделывание льна. Знаменитая Елена-пряха, из-за которой началась Троянская вой-на, родом из этих мест. Сейчас ученые обнаружили, что изо льна сделаны даже одежды мумий фараонов в Древнем Египте.

 

Умние мыслить парадоксальное

Многие черты этих северных древних угоров сформировали ментальный код современных русских. Они умеют думать особым образом, как не характерно ни на Востоке, ни на Западе. Например, выражение «да нет» или «нет да», понятное любому русскому, но от которого может сойти с ума любой иностранный толмач, – это наследие особого способа думать древних коренных народов России.

Фотограф Екатерина Соловьева, которая сейчас делает фотопроект для международных выставок о тверских карелах, рассказывала, как разговорилась на днях с одним пастухом. Спрашивает: «Ты карел?» Ответ: «Нет». «А карельские слова знаешь?» Начинает сыпать карельскими названиями. «Так ты карел?» – переспрашивает Катя. Ответ: «Да, карел». Вот и пойми их…

В «Махабхарате» описывается, что Баларама обучил искусству сражения с булавой как Кауравов, так и Пандавов. Когда между Пандавами и Кауравами разразилась война, Баларама осудил Кришну за поддержку только одной стороны – Пандавов. Баларама – первый человек, который научился диалектическому мышлению. Он умел мыслить парадоксально, сразу двумя половинами мозга, соединяя мужскую логику и женскую интуицию. Говорят, что так будут думать все люди будущего.

От Баларамы и произошел народ чудь, который почти семь тысяч лет был хранилищем генофонда человеческой цивилизации (финно-угорские этносы России – это праэтнос, из которого выделились все другие народы Homo Sapiens). «Чудесный народ» существовал очень долго, но не смог пережить насильственной урбанизации, осуществленной советскими идеологами.

***

Жаль, что ученые тверского университета не изучают этот исчезающий этнос. Пройдет десяток-другой лет, и карелы окончательно исчезнут, а вместе с ними и главные тайны мировой культуры.

Баларама в самый последний момент посетил Курукшетру, место битвы народов, в результате которой погибла вся древняя династия Яду. Это было в конце четвертого тысячелетия до Рождества Христова. После того как Баларама стал свидетелем смерти Кришны, он тоже в медитативном трансе ушел из этого мира. Может, все же он вернется? Смотря на этих замечательных красивых людей на сегодняшнем празднике карел, очень хочется в это верить.


Памяти карельского поэта

Екатерина Соловьева вспоминает удивительного человека Александра Седова:

«Накануне Спаса я узнала, что карельский поэт Саша Седов по прозвищу Плим-Плим из деревни Ключевая покончил с собой в апреле.

Прошлым летом мне удалось попасть к нему со второй попытки. Первый раз я приехала сразу после деревенских похорон, и все мужчины в деревне были пьяные. Зашла к Александру, тот спал не разувшись прямо в прихожей, сидя на тумбочке. Через неделю он меня принял, был медлительный и очень печальный, словно уже не здесь. Он спел под гитару на карельском одну песню, у меня на глазах появились слезы…

В молодости он служил на флоте, был красавец, деревенские девушки по нему сохли. Так и не женился, жил с матерью.

Рассказали, что в день смерти он был абсолютно трезв, поиграл на гитаре, вышел в сени и повесился.

Все стихи и песни Александра были о любви и пронизаны болью за тверской карельский народ.

Светлая память».

Геннадий Климов

223 0
Лента новостей
Прокрутить вверх