В 20 км от Красного Холма Тверской области находится вроде бы ничем не примечательное село Рачево. Таким, по крайней мере, оно было еще недавно, пока 30-летний краевед, заведующий сельской библиотекой Алексей Пронин не написал рачевскую историю с нуля. Село было вотчиной бояр Шереметевых, впоследствии пожертвовано в Кирилло-Белозерский монастырь. В XIX веке много для Рачева сделал живший по соседству барин Лука Кисловской, известный, кстати сказать, на весь мир: о нем оставил воспоминания даже «весьегонский американец» Петр Дементьев (Питер Деменс), основатель города Санкт-Петербурга в Америке (не того ли самого, где проживал герой Марка Твена Том Сойер?).
Алексей Пронин мечтает присвоить рачевской библиотеке имя Луки Кисловского. Но эту инициативу администрация Краснохолмского района почему-то зарубает, отчаянно сопротивляясь брендированию территории и интересу молодежи к истории малой родины.
Что держит перспективного молодого человека в медвежьем углу, где все, кажется, настроено против развития? «Караван+Я» разбирался в этом в рамках своего нового проекта «Не уехавшие».
Книгоноша
Сотовая связь в Рачеве принимает через пень-колоду, поэтому в гости к Алексею мы едем без предупреждения и вслепую, спрашивая дорогу у местных жителей. Наконец находим его деревянный дом с красивым двором: цветы, скворечники, пчелки из пластиковых бутылок и все в таком роде.
– Поедемте лучше в библиотеку. Дома у меня вид затрапезный, – скромно говорит Алексей.
Библиотекарем Алексей Пронин работает второй год, и за это время деревянная избушка стала культурным центром села. Алексей не только выдает книги, но и занимается «книгоношеством». Он хорошо знает вкусы своих читателей и нередко относит книги им на дом. В основном это касается инвалидов и жителей соседних глухих деревень.
– Первым делом в библиотеке я перекроил пространство, чтобы можно было заниматься с детьми, – Алексей показал на уголок для мастер-классов, где на сдвинутых друг к другу столах царит творческий беспорядок: глиняные игрушки, рисунки, кисти, краски. Глина, кстати, тоже местная, рачевская – Леша ее сам накопал. Теперь учит детей лепить по книге Анатолия Камардина, знаменитого тверского керамиста.
Старые книжные шкафы перекрашены в веселые цвета, а между стеллажами висят портреты писателей с забавными обращениями. Например, граф Лев Толстой говорит молодежи: «Я тут кое-чего написал… Заходи – почитаешь». А на боках шкафов – фотографии писателей в круглых цветных рамочках. Распечатал на принтере, оклеил скотчем, рамки из дерева вырезал и покрасил – вышло стильно и красиво.
– Мое личное изобретение – это полка для тонких книжек, которые обычно не знаешь куда поставить. Коллеги оценили мою находку.
Все это Леша делает вместе с сельскими детьми – обычно он выступает автором идеи, а ребята помогают. Так, большой силуэт Пушкина из картона, приставленный к печке, создан общими силами, а книги выставлены… в чемодане.
– Ведь Пушкин был в Тверском крае в основном проездом, – поясняет свой креатив Алексей. – Жаль, что в Рачево он не заезжал.
Небольшую комнатку в библиотеке Алексей превратил в музей барина Луки Кисловского. Старинный стол с письменными принадлежностями, шкаф XIX века, отреставрированный Лешиными руками, копия страницы «Губернских ведомостей» за 1869 год, где сообщается о присвоении Луке Александровичу звания «Почетный гражданин Красного Холма», на стенах – цитаты из воспоминаний о нем известных людей, в том числе Питера Деменса. Алексей – мастер на все руки – написал портрет дочери барина Варвары Лукиничны, которая стала первой учительницей в построенной Кисловским в 1874 году школе в своем имении…
– Более того, в начале ХХ века, через 20 лет после смерти Луки Александровича, в селе Рачево была построена уникальная для губернии школа на 200 мест, и она стала носить имя Кисловского, – рассказывает Алексей Пронин. – В советское время этот факт забыли, а затем и школу разрушили.
Передадим книги Рачевской сельской библиотеке!
По словам Алексея Пронина, некоторые книги и журналы рачевские ребятишки зачитали до дыр, а новых поступлений почти нет.
«Караван» обращается к своим читателям: давайте соберем детские издания для сельской библиотеки! В принципе, у библиотеки неплохой фонд, есть и классика, и тематические издания. То, чего не хватает, – это современные российские бестселлеры (Иванов, Улицкая, Пелевин, Глуховский, Быков, Акунин и другие), современная научно-популярная литература (форма Аси Казанцевой), а также детские детективы, романы для девочек и журналы вроде «Маруси» и «Миши».
Передавать книги и журналы можно по адресу: Тверь, ул. Новоторжская, 18, 2-й этаж, каб. 205. Также можно договориться о передаче по телефону: 8-910-845-18-70. Ждем вашего отклика!
Детектив
Информация о ветви рода Кисловских, живших около Рачева, была найдена и систематизирована Алексеем Прониным. До него в народе говорили лишь про какого-то «круглихинского барина», не зная ни имени его, ни фамилии. Алексей собирал долго и скрупулезно – опрашивал старожилов, работал в архивах.
– Меня эта тема зацепила после школьного похода на место, которое у нас называют «барским садом». От усадьбы там остались лишь камни, хотя в воспоминаниях звучит двухэтажный дом с колоннами. Я стал спрашивать жителей о «барине», и лишь один человек назвал фамилию Кисловской. Ему принадлежали усадьба Круглиха, деревни Крюково и Ручьевая. Рачево не входило во владения Кисловского, но он по-соседски много помогал, участвовал в развитии земского движения. Ходит легенда, что барин сказал построить школу и обещал дать столько денег, сколько нужно. Сначала попросили одну сумму, он дал, а потом еще больше попросили, и он больше дал.
Алексей сложными путями разыскал потомков барина, живущих в Санкт-Петербурге, – Владимира Сергеевича, ветерана Великой Отечественной, и его супругу, блокадницу Зинаиду Михайловну. Оказалось, они сами давно искали имение Кисловского, посещали Весьегонск (нынешнее Рачево входило в Весьегонский уезд), но безрезультатно. Лишь благодаря Леше они узнали о своем родовом гнезде.
Род Кисловских связан с селом Рачево начиная с XVIII века. Однако в конце XIX века имение было продано краснохолмскому купцу Мясникову. Долгое время считалось, что имущество Кисловских пропало бесследно… Единственные аутентичные экспонаты, которые Леша нашел на обломках усадьбы, – пуговичка и осколок фарфора.
– Но недавно мне сообщили, что в конце 1920-х годов в Русский музей приходил некто Мясников и предлагал икону Луки Елладского кисти Павла Чистякова. Эту икону в свое время краснохолмские купцы заказали в дар Луке Александровичу. Значит, не все имущество барина пропало.
Павел Чистяков – другой наш великий земляк и еще один бренд, который упускают в Краснохолмском районе. А ведь могли бы привлечь толпы туристов!
Дети нашли шкатулку с монетами
Алексей Пронин ведет группу в «Одноклассниках» «Рачевская сельская библиотека». Вот его рассказ о квесте, который он провел для детей:
«12 июля юные читатели Рачевской библиотеки отправились на родину нашего выдающегося земляка Луки Кисловского, на место, где когда-то была его усадьба Александровское – Круглиха. Там я провел с детьми квест «В поисках барских сокровищ». Чтобы найти эти сокровища, ребятам пришлось преодолеть различные преграды и ответить на вопросы о Луке Александровиче. Юные кладоискатели ответили на все вопросы и обрели вожделенный клад – шкатулку с золотыми монетами. Монеты были попробованы на зубок, и оказалось, что они шоколадные, чему дети были несказанно рады. А отдохнули ребята у костра, заодно подкрепились, оживленно обсуждая увлекательный поиск барских сокровищ».
Активист
В 2017 году исполнилось 185 лет художнику Павлу Чистякову, уроженцу села Пруды ныне Краснохолмского района.
Современный живописец Илья Глазунов, считая себя учеником Чистякова, передал в дар городу репродукции его картин с тем условием, что их будут показывать по всему району. Презентация в Красном Холме прошла по-тихому 14 июля, притом что это событие всероссийского масштаба. Сам Илья Глазунов не дожил несколько дней до презентации, уйдя из жизни 9 июля…
Появление в Красном Холме репродукций Чистякова – тоже во многом заслуга Алексея Пронина, как бы он ее ни умалял.
– Я давно занимаюсь темой Успенской церкви в Рачеве, был создан фонд по ее восстановлению, возглавила его уроженка здешних мест, а ныне житель Питера Лилия Смирнова. Она тесно общается с основателем музея Чистякова в Пушкине (Царское Село) известным искусствоведом Еленой Чуриловой. Елена Борисовна недавно приезжала в Краснохолмский район и была удручена, что малая родина совершенно забыла о художнике. Она подсказала контакты Ильи Глазунова, Лилия Смирнова написала письмо и вскоре получила положительный ответ. В каком-то смысле это был один из последних благородных жестов Ильи Глазунова.
Писатель
Алексей Пронин показал, насколько интересна может быть история одного села и сколько выдающихся имен связано с Краснохолмским районом.
Молодой краевед делает то, о чем говорит губернатор Тверской области Игорь Руденя и недавно созданное министерство туризма с огромным штатом чиновников. Зарплата сельского библиотекаря при этом 7000 рублей, если это, конечно, полная ставка. Алексей работает на полставки, то есть за 3500. Подрабатывает он в школе – занимается с детьми, делает поделки. Уже давно Леша создал в Рачеве кукольный театр, сам делает уникальных кукол из папье-маше.
Первая книжка Алексея Пронина, которая стала базой для его дальнейших исследований, была самиздатом: вместе с детьми набирали текст, распечатывали, иллюстрировали и сшивали. Правда, «Важное дело» помогло с бумагой на 30 экземпляров…
– С тех пор у меня накопился большой материал, хотелось бы выпустить фундаментальную книгу, – делится своей мечтой Алексей. – Я бы продолжил работу, но это очень дорого. Только добраться до Красного Холма на такси стоит 500 рублей. Но главная моя мечта сейчас – присвоить библиотеке имя Луки Кисловского. Я не могу понять, почему администрация отказывает… И старички Кисловские в Питере ждут и надеются, что имя «доброго барина» будет увековечено.
«Зачем же вы здесь остаетесь, с вашими талантами и горящими глазами?» – мы хотели, да стеснялись задать этот вопрос Алексею. Но он и так на него ответил:
– Я здесь нашел себя и, пока есть возможность заниматься самореализацией, уезжать не собираюсь.
Дмитрий Кочетков