Август – месяц, когда учатся учителя. По приглашению моего хорошего друга – ученой, общественной деятельницы, лермонтоведа Ольги Лукиной я побывала на одном из августовских мероприятий Института усовершенствования учителей – встрече с представительницей рода Лермонтовых Марией Королевой.
Мария – старший преподаватель МГУ, директор некоммерческой культурной организации «Шотландия – Россия», основатель Гэльского национального общества Москвы, кельтолог, языковед. Она рассказала о том, как почитается наш великий поэт М.Ю. Лермонтов на родине предков, в Шотландии, о его таланте, унаследованном от основоположника шотландского литературного языка, пророка и стихотворца, автора шотландской версии поэмы «Тристан и Изольда» Томаса Лермонта.
Говорилось и о планах сотрудничества города Белый (где потомок Томаса Рифмотворца Георг Лермонт перешел на службу к русскому царю Михаилу в 1613 году) с шотландским городом Эрлстоном, где сохранилась башня замка Томаса. А наши два родственных «чудовища» – Лохнесское и Бросненское – вполне могут претендовать на роль символа этого сотрудничества.
Также Мария рассказала о еще одной представительнице рода Лермонтовых – своей бабушке Татьяне Рузской, которая работала переводчицей на Нюрнбергском процессе. Вместе со своими студентами, а также совместно с факультетом высшей кинематографии МГУ Мария создала фильм о запредельно трудной работе переводчиков, от которых во многом зависело решение суда. Фашистские преступники выглядели вполне респектабельно, интеллигентно, и трудно было поверить, что они были повинны в таких страшных зверствах. И только когда на процессе был показан фильм о жертвах нацистских концлагерей, подсудимые занервничали, стали возражать и оправдываться, что помогло суду вынести правильное решение. Фильм был рекомендован к показу школьникам и студентам, так как молодежь должна быть в курсе исторических реалий и понимать, что такое не должно повториться, что надо защищать планету от всяческого зла.
После выступления Марии Королевой слово взяла Ольга Лукина. Она представила проект «Инновации – молодежи», цель которого – формирование творческой личности, поскольку сейчас, в новой эпохе, нужны не слепые исполнители, а творцы. Ольга считает, что наше образование нужно спасать. Несмотря на то что гениев у нас рождается не 5%, как в других странах, а 10%, этот ресурс никак не используется. Новая экономика основана больше на интеллектуальном капитале, чем на денежном, и развитие страны напрямую зависит именно от этих ресурсов. Очень много в этом направлении делается в Китае, где первостепенное значение придается образованию (от глагола «образовывать») всесторонне развитой, творческой личности. Кроме того, надо признать, что сейчас английский язык играет решающую роль в обучении нового поколения интеллектуалов и их объединении для решения многих проблем человечества.
Ольга Лукина активно работает на ниве просвещения, продвижения авторских программ в области музыки, образования, информационных технологий. Ее видеофильмы о наших писателях, поэтах, музыкантах и исторических деятелях открывают зрителям различные грани нашей культуры, расширяют кругозор и обогащают внутренний мир человека. И я совершенно с ней согласна, что только такой человек может быть по-настоящему реализован и счастлив. А общество счастливых людей – это гарантия развития и возможность решения всех проблем.
Наталья ОРЛОВА