«Нам любые дороги дороги». Почем дорожный бум в Твери?

05.09.2017, 14:39

В большинстве своем наш народ не интересуется политикой. Вот начни писать о грядущих выборах в Тверскую городскую думу – это заинтересует во всем городе несколько сотен человек. Правда, как раз эти несколько сотен человек и определяют, как будут жить те, кто политикой не интересуется. Политика – она ведь повсюду. Дороги – политика, благоустройство дворов – политика, аресты коррумпированных чиновников – тоже политика…

Вот, на первый взгляд, неполитическая новость, которую обсуждают все в Твери. В областном центре в кои-то веки быстро и качественно делают дороги, причем на деньги правительства Москвы. Мы высказывали предположение, что тут все не так просто и проезд через город, от площади Гагарина до Мигалова, может стать, например, бесплатной альтернативой проезду по строящейся сейчас платной скоростной трассе М-11 – как в Вышнем Волочке.

Пока от этого предположения нет резона отказываться, маршрут прохождения платной трассы вокруг Твери неясен, на окружной дороге идут подозрительные работы, громоздятся циклопические развязки, Мигаловский мост усиливается и разрастается.

Но есть более банальная реальность, о которой мы узнали на минувшей неделе. Суть этой реальности можно описать так: Москва с жиру бесится, а у холопов чубы трещат.

 

Причина щедрости Москвы

В бюджете города Москвы, еще со времен мэра Лужкова, есть специальный фонд для помощи разным территориям. Лужков, у которого в свое время были президентские амбиции, активно помогал деньгами этого фонда, например, Севастополю (тогда еще украинскому городу).

Собянин сегодня тоже числится в рейтинге потенциальных преемников Путина – уже после следующих президентских выборов. В 2024 году вопрос о том, кто сменит Владимира Путина, все равно встанет, и, возможно, именно тогда проявят себя позитивные плоды той же затеянной Собяниным в Москве реновации, да и прочие нововведения московского мэра уже перестанут быть раздражающими факторами. Так что в этом контексте оказание помощи регионам вполне логично.

А еще Москва «отрастила» огромный мощный дорожно-строительный комплекс под руководством Павла Бирюкова, зама Собянина по ЖКХ, которого москвичи поминают обычно с проклятиями: именно подведомственные ему структуры занимаются замучившим жителей столицы перекладыванием плитки по пять раз в год и прочим принудительным благоустройством. Москвичи шутят, что, дескать, Лужков зарыл где-то клад, а Собянин его ищет и никак найти не может – все роет и роет.

В общем, Москвы этому огромному хозяйству уже не хватает, решили идти в регионы. Сейчас массово асфальтируют на только Тверь. Точно так же московские дорожники зашли в Ярославль, Воронеж, возможно, и в другие города.

 

«С вас еще столько же!»

Казалось бы, всем хорошо. Правительство Москвы перечисляет из вышеупомянутого фонда 300 миллионов в региональный бюджет Тверской области – как регион региону. Бюджет Тверской области направляет эти деньги в бюджет города Твери.

Затык возникает именно на этой стадии. Все работы для нужд муниципалитета должны проводиться по результатам конкурсов и тендеров. Тут конкурс проводить, судя по всему, было некогда. И глава администрации города Твери Огоньков, как нам рассказали осведомленные источники, принял решение перечислить 300 миллионов рублей московскому ГБУ «Автомобильные дороги»… в качестве гранта. При том что положение о грантах предусматривает подобный вид материальной помощи лишь социально-гуманитарной сфере: детям, инвалидам, творческим коллективам, но никак не дорожным компаниям из соседнего региона.

Себестоимость проводимых работ огромная. И асфальт, если верить специалистам, кладут качественный, как на федеральных трассах, и рабочих, говорят, после вахты ночевать в Москву возят. В общем, вышеупомянутых 300 миллионов рублей не хватило. И сейчас депутаты Тверской городской думы должны санкционировать выдачу из городского бюджета еще примерно такой же суммы. Насколько нам известно, депутаты, которым осталось в этом составе работать несколько дней, решение затягивают. Уж больно с юридической точки зрения сомнительное это дело. Да и бюджет городской невелик, чего уж там.

Пока же москвичи продолжают укладывать по всей Твери свой качественный асфальт. Делают это они, кстати, без проекта – в спешке решили не заморачиваться такими мелочами. В результате уже сегодня видно, как на Советской напортачили с разметкой. Например, стало невозможно повернуть налево на улицу Володарского, к зданию администрации Тверской области, детской поликлинике и набережной Степана Разина. Раньше те, кому туда было нужно, спокойно поворачивали, пока встречный поток стоял на красном сигнале светофора. А теперь надо ехать до здания Законодательного собрания и пытаться повернуть в небольшом разрыве в двойной сплошной. Кстати, от ЗС теперь тоже стало сложно выехать в сторону Вагжанова. Раньше автомобилисты, подчиняясь знаку «Только направо», выезжали и разворачивались на трамвайных путях, как только предоставлялась возможность. Сейчас везде двойная сплошная – может статься, что развернуться получится только на площади Ленина. То есть в городе появятся пробки из автомобилей, которые вынуждены ездить туда-сюда, пытаясь повернуть в нужную сторону.

 

Перспективы уголовного дела

Тут мы выходим на одну из базовых проблем нынешней российской действительности. Если бы все делалось по правилам, то нового асфальта в Твери в этом году точно бы не появилось. На один проект ушло бы больше года. Причем не потому, что его так сложно сделать, а потому, что требуется миллион согласований, на каждое отведен определенный предельный срок, в течение которого никто к этому проекту и не притронется. Потому процедура торгов, прочие формальности… В общем, заасфальтировали бы нас года через три, если бы к тому времени никто не передумал. А ГБУ «Автомобильные дороги» нужны объемы работ прямо сейчас. Да и нам тоже охота по хорошим дорогам поездить – несмотря на путаницу с разметкой.

Необычайная бюрократическая заформализованность любых созидательных процессов в России стала основным препятствием на пути к модернизации технологий. Пока какое-нибудь суперсовременное инновационное предприятие пройдет все согласования и получит все разрешительные документы, оно перестанет быть суперсовременным. Сейчас технологии меняются так быстро, что бюрократии за ними никогда не поспеть. Единственный выход – как-то ее обойти. Это всегда рискованно для того, кто обходит, поскольку этот человек нарушает закон.

Дороги, которые нам строят сейчас «добренькие москвичи», чреваты серьезными неприятностями для сити-менеджера Твери Алексея Огонькова. Он, конечно, изначально напоминал лично мне зицпредседателя Фунта, такого специального руководителя города, которого в случае чего можно отправить в места не столько отдаленные, и никто даже не возмутится, потому что мало кто из горожан знает о его существовании.

 

А нужен ли Твери мэр?

Губернатор Игорь Руденя возглавляет партийный список «Единой России» на грядущих 10 сентября выборах депутатов Тверской городской думы, и, по сути, именно он является настоящим главой Твери. Жители районов Тверской области удивлялись, посмотрев на прошлой неделе «Прямую линию» с губернатором: дескать, что это он все про Тверь, про ее благоустройство? А вот именно поэтому.

Сейчас на окраинах Твери строятся многоэтажные муравейники, способные вместить в себя население целого района – Максатихинского, Молоковского, Краснохолмского и даже Калязинского. Учитывая, что население самой Твери постепенно «отъедает» Москва, перспективы неутешительные. В долгосрочной перспективе и Твери-то может не стать, окажется древний город дальними выселками той самой Москвы, которая когда-то сделала Твери столько гадостей и подлостей (одно убийство в Орде по оговору московских князей святого благоверного князя Михаила Тверского чего стоит!).

«Губернатор Твери» – так иногда называют того же Руденю несведущие о жизни за МКАДом московские журналисты. (Понятно, что остальным муниципалитетам Тверской области, политику которых губернатор тоже замкнул на себе в связи с отменой прямых выборов глав, как-то обидно. И в Торжке, Ржеве, Максатихе, Бежецке, Кимрах начинают возникать очаги протеста против политики областной власти, которая не видит процессов, происходящих в этих городах.)

Хочешь не хочешь, надо делегировать ответственность. В Твери сейчас основная интрига – кандидатура главы города после выборов. Напомним, что теперь ему не обязательно быть депутатом Тверской городской думы. После выборов будет покончено с «двуглавым» правлением главы из числа депутатов и назначенного по конкурсу сити-менеджера. Теперь будет один назначенный комиссией из числа представителей областной власти и муниципалитета градоначальник. Кто это будет? Что-то подсказывает нам, что не Алексей Огоньков. Это должен быть человек, которому доверяет губернатор Руденя, человек, который сумеет привести в порядок Тверь, мыслящий масштабно и нестандартно.

Напоследок напомню малоизвестный факт: когда-то именно Тверь была самым благоустроенным городом России, с образцовыми дорогами, вымуштрованными дворниками. Через нее шла главная дорога страны, в Твери останавливались на длительный привал царственные особы, для чего был построен Императорский путевой дворец. Советские генсеки через Тверь тоже ездили, упадок города начался относительно недавно, после того, как была построена окружная дорога.

И да, про выборы в Тверскую городскую думу. Сходите на них хотя бы ради спортивного интереса – проверить, угадаете ли победителя на вашем округе: 10 сентября, ближайшее воскресенье, на всех избирательных участках города Твери. 

Мария Орлова

12 0
Лента новостей
Прокрутить вверх